Аналитика. Обществоведение
14:34, 17 Августа 2007

Гарантированная самобытность

Карельским вепсам определят их права.

Глава Карелии Сергей Катанандов намерен в ближайшее время внести на рассмотрение республиканского парламента проект регионального закона о гарантиях прав вепсов, которые официально признаны коренным малочисленным народом Российской Федерации. По данным последней переписи населения в стране насчитывается всего около 8 тысяч потомков древнего финского племени "Весь", и более половины из них - почти 5 тысяч - проживают в Карелии.   

Как пояснили в республиканском правительстве, законодательная инициатива губернатора направлена на «создание условий для стабилизации экономического и социального развития вепсского народа, реализации его национально-культурных запросов и сохранения сложившихся традиций». В частности, в законопроекте предусмотрен ряд мер, «нацеленных на защиту прав и свобод карельских вепсов в сферах недропользования, землепользования, лесопользования, водопользования, здравоохранения и социального развития, культуры и образования, а также определены права представителей этого коренного народа региона на защиту исконной среды обитания, традиционных образа жизни, природопользования, хозяйствования и промыслов».

Какие именно меры намерены предложить власти для поддержки вепсов, пока не ясно. По словам специалиста министерства по национальной политике Карелии Ирины Семаковой, законопроект носит рамочный характер. В случае принятия этого закона парламентом Карелии, в дальнейшем планируется разработать нормативные документы для профильных министерств и ведомств, где будут определены конкретные меры по поддержке народа вепсов.

На заседании Совета карелов, вепсов и финнов при главе Карелии, где обсуждался проект закона, заместитель министра по национальной политике республики Елена Богданова сообщила, что вепсам буду созданы льготные условия использования природных ресурсов в местах их компактного проживания. Часть этих прав уже определена федеральным законодательством, защищающим коренные малочисленные народы Севера России. Согласно этому закону, вепсы уже имеют право получать квоты на промысловый лов рыбы в Онежском озере. Подобные квоты правительство Карелии предлагает установить и для других сфер природопользования.

Участники заседания Совета задали разработчикам проекта резонный вопрос: «Как определить, кто из жителей Карелии, действительно является вепсом по национальности и имеет право на льготы? По мнению некоторых членов Совета, надо выдать вепсам специальные удостоверения, подтверждающие их национальную принадлежность.

Совет карелов, вепсов и финнов при главе Карелии одобрил предложенный проект республиканского закона, но при этом высказал озабоченность тем, что такими же правами не пользуется народ карелов, который хотя и не входит в список малочисленных, но является коренной народностью Карелии.

Стоит заметить, что это уже не первая попытка карельских властей законодательно поддержать исчезающий этнос. Еще в апреле 1990 года Совет министров Карельской АССР издал постановление о первоочередных мерах по экономическому и социальному развитию территории проживания вепсов в республике. Правда, большая часть “первоочередных мер”, предусмотренных этим постановлением, так и осталась на бумаге из-за своей утопичности. К примеру, авторы документа всерьез полагали, что к 2000 году каждая вепсская семья получит отдельную квартиру или индивидуальный дом, причем, особое внимание предполагалось уделить комфортности жилья. В Совмине надеялись также “возродить хозяйственную деятельность обезлюдевших и мелких сел, привлечь вепсское население к участию в развитии сельхозпроизводства”. Но страна была уже на пороге экономического обвала, и, пожалуй, единственное, что удалось реализовать из намеченного – ввести обучение вепсского языка в школах.

Спустя четыре года Верховный Совет Республики Карелия принял постановление об образовании Вепсской национальной волости, которая была провозглашена “единой самоуправляющейся территорией” с собственными представительными и исполнительными органами власти. Как ожидалось, обретение этого статуса позволит оживить экономику на территории компактного проживания вепсского населения в карельском Прионежье, а самим вепсам стать полноправными хозяевами своей земли. Однако в условиях, когда даже промышленно развитые районы республики оказались на грани финансового кризиса, маленькая волость была просто обречена. Не удивительно, что на рубеже нового тысячелетия Вепсская национальная волость прекратила свое существование.

Тем не менее, в руководстве республики уверены, что “национальную самобытность нужно сохранять на сытый желудок”, как не раз повторял глава Карелии Сергей Катанандов. По его мнению, усилия республиканского правительства, направленные на поддержку коренных народов региона – карелов и вепсов, необходимо сконцентрировать на экономическом развитии районов их компактного проживания. Но даже в бывшей Вепсской национальной волости численность коренного населения стремительно сокращается, что во многом обусловлено миграционными процессами и, в первую очередь, притоком рабочей силы из других регионов на местные горнопромышленные предприятия. Так что старинные вепсские села на юге Карелии вскоре вообще могут утратить статус мест компактного проживания потомков древнего племени "Весь".

Валерий Поташов.
Алексей Укконе

Комментарии

Mishura
2007-09-06 08:50:37
«НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОВОКАЦИЯ» Меня неприятно поразила книга доктора исторических наук С.И. Кочкуркиной «Народы Карелии» (Петрозаводск, 2005 г.). В анонсе книги заявлено, что она: «Первая научно-популярная книга об истории и культуре карел, вепсов, саамов и русских от первоначального заселения в эпоху каменного века до XVII в.» Посмотрим, как автор постранично решает эту задачу: - летописной «води» 9 стр. (никогда на территории современной Карелии не жили); - летописной «ижоре» 6 стр. (ингерманландцы, никогда в Карелии не жили); - карелам 66 стр. ( 10% от нынешнего населения, коренной народ для Карелии); - вепсам, 30 стр. (0,8% от нынешнего население, коренной народ для Карелии) - саамам 9 стр. (статистикой не отмечены); - русским 4 стр. (73,6% от нынешнего населения, живут в Карелии с Х века) Из 210 страниц текста «славяно-русскому населению» Карелии отведено чуть более 4 страниц. Причем не сказано ни слова, когда, по мнению автора, славяне осели в Поморье, на землях северо-восточного побережья Онежского озера, на Заонежском полуострове и на юго-западном берегу Онега. Указано, что в языке заонежан много заимствований из карельского языка. Но автор не знает, или делает вид, что не знает, что заонежский говор «близок к языку начальных русских летописаний», что подчеркивали многие исследователи Х1Х века, и отмечено тесное родство языкового строя ильменских словен, предков заонежан и основателей Новгорода, с языком словенцев, проживающих ныне в Республике Словения на Балканах. Государство-образующей нации, русскому народу, который сейчас составляет 73,6% от общей численности населения республики, а вместе с другими славянами, - украинцами и белорусами, - 87%, отведено автором меньше 2% от текста книги. На карте, где автор книги показывает расселения народов Карелии в средние века для русского этноса не нашлось места! Нет и не было русских в средние века в Карелии по мнению Кочкуркиной! Объективно? И главным результатом многовековой деятельности русских на территории Обонежья (Карелии) по мнению доктора исторических наук является, - «…активная ассимиляция карел, в результате которой карелы сохранили язык только на бытовом уровне, но остались без своей письменности, компактной зоны проживания и, в конечном счете, своего государства». (Кочкуркина С. И. «Народы Карелии», Петрозаводск, 2005 г. С. 163). То, что на «бытовом уровне» называется, - «ЗАЛЕЧИЛИ ДОКТОРА» русский народ… Финно-угорские и славянские племена в равной степени и на равных правах участвовали в становлении древнерусской государственности и великорусского этноса. Вспомним одно из первых совместных упоминаний финно-угорским племен и славян от 859 года: «И воссташа словенъ, и кривичи, и меря, и чюдь на варяги, и изгнаша их за море, и начаша владъти сами в себъ, и городы ставити». Цит. По: Сл. РЯ Х 1- XVII вв. Выпуск 6. (Т 6.) М. 1979. г. С.136. Словене и кривичи – племена славянские, а меря и чюдь – финно-угорской языковой группы. Поровну добивались они свободы. За всю более чем 1200-летнюю историю соседства русского этноса и финно-угорских народов не было зафиксировано длительных войн на межплеменной, межэтнической почве, на уровне общения народов. Тем более не было понятия «оккупации», - насильственного захвата территории и населения одного народа вооруженными силами другого государства. Воевать, конечно, - воевали. Кто в раннем средневековье не воевал? И русские княжества между собой воевали. В Никоновской летописи за 1225 год читаем: «Новогородци воеваша чюдь, и в мале дружинъ возвратишася вспять, избиение бо бъша отъ чюди». Но не было таких фактов в нашем общем прошлом (которые встречались в исторических взаимоотношениях других этносов), чтоб, например, славяне насаждали бы в карельских и вепских деревнях кабаки и корчмы, для спаивания местного иноязычного населения. Или, - чтобы русские насильственно захватывали бы иноплеменников для обращения в рабство, для получения выкупа и эксплуатации. Или, - чтоб представители славянского этноса получали бы от своего правительства денежные премии за сданные скальпы «туземцев»: карел и вепсов. Перед центральной российской властью русские, карелы и вепсы Северо-запада России до первой трети ХХ века были равны. Все одинаково считались черносошными крестьянами и платили одинаковые подушные подати, - Дворцовой казне или Новгородскому митрополитьечему дому. Скидок и льгот для одних этносов в ущерб другим не было (до коммунистов и их наследников). Славянские племена древлян, полян, радмичей, дреговичей, северян и ильменских словен на севере Восточной Европы появились свыше 1200 лет назад (см. М. Гимбутас. «Славяне», М. 2003 г. С. 118 – 119 и сл.). И вообще, нельзя забывать, что великорусский этнос сложился к XVI веку из славянских, финских, балтийских и татарских племен и народов в течение долгой и мирной ассимиляции и колонизации славянами северо-востока Европы. Русские – это пассионарные славяне, обладавшие в X – XVI веках мощным ассимилязационным потенциалом принимать в себя и растворять в себе другие, соседние народы и культуры. По одной из современных версий происхождения этнонимов, - «Русь», «русские», - первоначально это слово означало не конкретный народ славянского происхождения по крови, со своим языком, обычаями и культурой, а «социо-ноним», - компактную группу людей, представителей разных племен и языковых групп, объединенных в некое профессиональное военное (боевое) сообщество для выполнения общих задач. «Князь Игорь со всею росью своей», - «рось» здесь, – дружина воинов из наиболее активных представителей славян, норвежцев, карел, датчан, мордвы, хазар. По национально признаку карел не выделяли и не унижали. Один из воевод Новгородских XIV века был Валита Корелянин (правда, он был отмечен в летописях как предатель и изменник). Славяне никогда не уничтожали своих соседей физически – мордву, меря, весь, карел, финнов, ижору, водь, эстов, литву, жмудь и латов. В отличие от европейски образованных немцев, которые XII — XIV поголовно уничтожили литовское племя пруссов. Или, — «цивилизованных» англосаксов, — которые в XVII — ХIХ веках почти полностью истребили многочисленные индейские племена на территории северной Америки, загнав остатки в резервации для развлечения туристов. В землях княжества Владимирского, Ростово-Суздальского княжества, Московского княжества, княжества Тверского, Пскова и Великого Новгорода шел процесс взаимопроникновения и обогащения культур. Славяне (русские) появились в Поморье и Обонежье в конце I тысячелетия н. э. Так неужели более 1000 лет культурной деятельности славян на этих землях мало, что бы считаться «коренным народом»? Несправедливо и обидно. Тем более, когда исторически необоснованная несправедливость в наше время подкрепляется материальными ресурсами. Разве справедливо, когда одни этносы ставится в привилегированное положение, по отношению к другим народам Российской Федерации? Разве все мы, как граждане одного государства, не равны по Конституции? Или «НЕКОТОРЫЕ БОЛЕЕ РАВНЫ, ЧЕМ ОСТАЛЬНЫЕ»? По этнической иерархии (классификации) Льва Николаевича Гумилева русское северное крестьянство – архангельские поморы и заонежские крестьяне – в системе великорусского этноса составляли особый субэтнос: «Субэтнос – элемент структуры этноса, взаимодействующий с прочими. При упрощении этносистемы в финальной фазе число субэтносов сокращается до одного, который становится реликтом». «Конквиссия – группа людей, объединенных однохарактерным бытом и семейными связями. Иногда переходит в субэтнос. Фиксируется не историей, а этнографией». (Л.Н. Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли». С-Пб, 2001. С. 152, 155.) По своему, по большевицки, но достаточно точно и глубоко понимал исключительное значение русского северного крестьянства в истории и культуре России вождь мирового пролетариата В.И. Ленин, который в 1919 году провозглашал, (но не с броневичков для нетрезвых р-р-революционных масс), а для своих соратничков в пенсне, на узких заседаниях Политбюро ЦК ВКП (б): «Мы никогда не добьемся целей Мировой Революции, если не уничтожим казачества и северного крестьянства, которые исторически были свободными и не знали крепостного права». Только коммунисты стали активно разделять народы по национальностям, сначала, для реализации целей Мировой Революции, потом репрессируя некоторые нации, у нас, в частности, - опасаясь массовых переходов ингерманландцев и карел на сторону противника в ходе II Мировой войны. До коммунистов разделение шло по исповеданию, причем разделение не «репрессивное», а «прогрессивное», - то есть, если представитель другого, отличного от православия исповедания, крестился по православному обряду, то ему предоставлялись определенные льготы. Множество знаменитых дворянских фамилий вышло из крестившихся после взятия Казани татар. Католики, протестанты, кальвинисты, иудеи становились, после принятия православия, родоначальниками знаменитых фамилий и дворянских династий, известных в истории России во всех сферах общественной жизни, Юсуповы, Карамзины, Врангели, Тургеневы, Кутузовы, Дали, Толстые, Багратионы, Салтыковы, Барклаи де Толли, Лермонтовы… Однако, если человек оставался верен вере предков, он не подвергался репрессиям, просто карьера его развивалась не столь активно. Как в советский период, - если ты без партбилета, то начальником тебе не быть. Административно-территориальные термины «Карельская Трудовая Коммуна», «Карело-Финская ССР» и «Карельская АССР» были придуманы коммунистами, видевшими свою идеологию во главе всего мира. «Карельскую Трудовую Коммуну», а потом К-ФССР создали специально, как начальные плацдармы продвижения Мировой Коммунистической Революции в Европу, в её северо-западный аппендикс, — в Финляндию, Швецию, Данию и Норвегию. Вспомните созданное Сталиным в Выборге в 1939 году марионеточное Правительство «Демократической Финляндии» с «Рыбнадзором» (генсеком Коминтерна О. Куусиненом) во главе? Только поэтому большевики-интернационалисты переименовали недавнюю Олонецкую губернию, с преимущественно русским населением, в «национальную» по имени область. Из расчета на будущие аннексии и «добровольные вхождения в состав СССР». Все было подчинено великой ленинской империалистической идее. В 20-50 гг. у нас, в Олонецкой губернии (тогда уже К-ФССР) было введено даже обязательное обучения всех школьников финскому языку, хотя «чистых» финнов, без учета карел, вепсов и ингерманландцев, по переписям было около 0,7% от общего числа населения. (Лично я в коммунистический «интернационализм» верю не больше, чем в построение коммунизма к 1980 году). Сейчас интересно проследить «ЗОНЫ» изучения иностранных языков для учащихся средних школ СССР. Все было распределено по планам «Мировой революции» Генштаба. Ничего случайного не было! Все было предусмотрено: учился до 8 класса во «французской» языковой школе, - служить тебе в армиях Юго-Западной фронтовой группы; учился в «немецкой» школе, - значит, - «наша военная молодость, северо-западный фронт…» Слава Богу, «мирового пожара» на «горе всем буржуям» коммунистам раздуть не удалось, но отрыжка коммунистической идеологии в национальном вопросе осталась крепкая, как «амбре» после самопальной осетинской водки. Более того, сейчас некоторые мои земляки и современники карелы, финны и ингерманландцы (по происхождению), разогревают себя и общество демагогическими и националистическими лозунгами об «ущемленных правах коренных народов» некими «оккупантами», хотя с успехом и удовольствием пользуются всевозможными льготами, которые им выделяют власти в нарушение всех конституционных норм Российской Федерации. Сам термин «коренные народности» на территории современной республики Карелии, когда он подразумевает только и исключительно представителей финно-угорской языковой группы, — ингерманландцев, финнов, северных карел, карел-ливиков, карел-людиков и вепсов, — абсолютно фальшив, подл и ненаучен. Территория проживания северных карел, - Калевальский, Муезерский и Лоухский районы, - до 1918 административно входила в состав Архангельской губернии. Это так называемая, «Беломорская Карелия». В «Карельском уезде» на западном побережье Ладожского озера проживали племена карел ливиков и людиков, сейчас они живут в Прионежском, Олонецком, Пряжинском, Кондопожском и Медвежьегорском районах. Финны на территории современной Республики Карелии появились только в начале тридцатых годах ХХ века, когда они, зомбированные коминтерновскими агитаторами и напуганные безработицей Великого Кризиса 1929 – 1933 гг., приехали в СССР из США, Канады и Скандинавии строить мировую систему коммунизма. Несколько тысяч финских рабочих-эмигрантов было расстреляно братьями по коммунистической партии в 1937 – 1939 годах. Их потомки, и те, которые выжили в ходе сталинских репрессий, составили в 50-х – 80-х годах «национальную интеллектуальную элиту» Карельской Автономной Советской Социалистической Республики. Пассионариев кончили в первую очередь, и выжили, в основном, лишь те, кто смог адаптироваться к коммунистической системе, т.е., — «этически гибкие» личности, - молчаливые перепуганные свидетели, непроявленные палачи и проверенные стукачи. Для коренного населения нашей республики финны этнос пришлый, этнос-гость (по-гречески, - «парасит», «паразит»). Правда, до II Мировой войны финны проживали несколько столетий и были коренным этносом на территории западного побережья Ладожского озера (сейчас это, - Сортавальский, Питкярантский и Лахденпохские районы.). В ходе II Мировой войны эти земли Финляндия утратила, но слезы лить все-таки не стоит, - не надо было воевать с Россией и мечтать о «Великой Суоми» до Урала. За «мечту» тоже платить надо. Германия так же понесла территориальные утраты в ходе II Мировой войны, - на территории нынешней Калининградской области, некогда Пруссии, сейчас не осталось коренного немецкого населения. Одни славяне живут сейчас в бывшей «Пруссии», и «оккупанты рынков», - азербайджанцы. Однако, современные немцы приобрели должный исторический опыт и наказывают своих граждан, высказывающих реваншистские и фашистские идеи. Ингерманландцы (летописная «чудь») до второй мировой войны компактно проживали на территории Ленинградской области. В Карелии их до середины 50-х годов практически не было. Историческое название их родины – «Ижора». Расположена она была по берегам реки Невы и в юго-западном Приладожье. Спокойный, рассудительный, поразительно честный и работящий народ поголовно подвергся сталинским репрессиям (так же, как чеченцы, крымские татары и ингуши). Большинство их было загнано в Трудовую Армию в Сибирь. Однако, в ходе хрущевской «реабилитации», на родину предков (в юго-западное Приладожье) ингерманландцев не впустили. «Разрешили» Карелию. Поэтому они с середины 50-х годов стали селиться у нас, в основном в Петрозаводске. Так поселился в Карелии целый клан (несколько семей) талантливых актеров и художников Ланкиненых, в их числе, мой покойный друг, - Гена Ланкинен (Лангинен), скульптор, «Заслуженный деятель искусства КАССР», и его старший брат Лео Фомич Ланкинен (Лангинен), скульптор, действительный член Академии Художеств СССР, несколько лет «рубивший уголек» в Воркуте. Сосед наш по старой Кукковке, Илмар Матвеевич Хуттонен, с неловкой усмешкой как-то раз сказал моему отцу и мне, — после баньки вытряхивая по стопкам из субботней чекушки последние капли всероссийского лекарства: — «Отсидел четырнадцать лет, извинились и выпустили». Книга Кочкуркиной, построенная на необъективной, ненаучной, русофобской идеологии автора, издана не какой-нибудь фашиствующей группой финских реваншистов и националистов, до сих пор мечтающих о «Великой Суоми» до Уральских Гор, а за счет государственной программы «Культура России»! Почему московские чиновники финансируют издание книг, вызывающих у нормальных читателей чувства национальной розни, унижающие национальное достоинство русского народа, и сеющие вражду между народами - соседями? Тогда надо переименовать всю программу и назвать её соответственно: «Поддержка националистической русофобии». В начале третьего тысячелетия процесс этногенеза, и, как его составную часть, процесс ИСТОРИЧЕСКОЙ АССИМИЛЯЦИИ, нельзя оценивать с позиций «великого советского этнографа» Бромлея, автора идеологического понятия «новая общность людей - советский народ», и его учителей – вульгарных марксистов-социологов 30-х годов. Ознакомившись с подобной «научно-популярной» литературой С.И. Кочкуркиной, унижающёй национальное достоинство русских, которым по существу отказано в исторических корнях на своей северной родине, книжке провокаторской по своей сути, сырые недоумки из русских подростков будут готовы к восприятию откровенно фашистских идей: «Вся Россия – только для русских!» и т.д. Быть может, такой реакции добивается С. И. Кочкуркина и те, кто стоят за её спиной? Тогда не надо удивляться появлению среди молодых и малограмотных русских людей националистических и фашистских групп. Ведь фашизм возник в Германии в 20-х годах прошлого века, как реакция на организованный голод и разруху после Версальского мирного договора, когда чрезмерные контрибуции высасывали из немецкого народа все жизненные силы. Когда постоянными провокациями унижались чувства национального достоинства немцев. Постоянное унижение выродилась в ублюдочную форму протеста, в национализм и фашизм. Россия никогда не была моноэтнической державой. Исторически так сложилось в мире, что только в островной Японии основной государство-образующий этнос японцы - «нихондзин», - занимают более 98,7 % от общего числа населения; в остальных стран мира государство-образующие этносы и этносы-реликты вкупе с этносами-гостями имеют соотношение: от 60% к 40%, до 85% к 15%. Нынешние власти РФ и РК продолжают сеять вражду между этносами-соседями: одним - «чистокровно-европейским» народам, - массированная финансовая поддержка на культуру. Другим, - «недоразвитым, диким славянам», - шиш на постном масле и демагогическая трепотня на сладкое. Конкретный пример: авторские гонорары в журнале «KARELIA», издающемся в Петрозаводске на финском языке, в ТЫСЯЧУ РАЗ ВЫШЕ (!!!) гонораров, которые может предложить своим авторам редакция русского журнала «СЕВЕР». Журнал «KARELIA» лет шесть назад напечатал перевод моего рассказа – незаконно, с нарушением авторских прав, - и предлагал за него гонорар в 1000 рублей. Я отказался, - не люблю, когда об меня вытирают ноги и нарушают мои человеческие и писательские права. И дал зарок: пока я жив, и 50 лет после моей смерти, (срок действия авторского права по «Европейской Конвенции о защите авторских прав») ни слова из моего творчества не будет переведено на финский язык. Журнал «СЕВЕР» напечатал недавно мою вещь, по объему раз в пять больше, чем уворованный финскими «коллегами» рассказ, - а вместо гонорара в редакции смогли дать мне только четыре экземпляра журнала с моей же собственной публикацией. Неужели русские писатели В ТЫСЯЧУ РАЗ ТУПЕЕ И БЕЗДАРНЕ графоманов с финскими фамилиями? Почему такая разница в оплате интеллектуального труда? Бюджетное финансирование двух «литературно-художественных и общественно-политических» журналов-соседей идет по разным категориям. Добро бы журналы «KARELIA» и «KIPINA» издавались на карельском и вепском языках, на языках действительно КОРЕННЫХ народов для территории нашей республики. Но они издаются на бюджетные деньги, а значит за счет 87% налогоплательщиков славян, на языке этноса-гостя, этноса-парасита. Финны и ингерманландцы на территории Республики Карелия такой же «коренной» этнос, как азербайджанцы, чеченцы, грузины, молдаване, цыгане, евреи, татары, абхазцы и т. д. Все эти этносы поселились у нас только в «советский» период. Почему же только представители финно-угорской языковой группы поставлены в привилегированное положение? Чем они благороднее? Честнее? Европеестие? На финнов и ингерманландцев, которые живут на нашей земле чуть больше семидесяти лет, денег хватает. А для писателей русских, - носителей тысячелетней языковой культуры русского северного крестьянства, - денег нет. Почему у нас в Карелии отменены две статьи Конституции Российской Федерации? Ст. 19. 2. «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения…» Ст. 37. 1. «Каждый имеет право на труд …, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации». Я, к примеру, по бабке, матери отца, из фамилии Григорьевых, известных в Петрозаводске с конца 18 века, а по материнской линии из Заонежья, семьи дядей и теток Яковлевы – Морозовы. Один пра-пра-прадед из донских казаков, сосланный в Олонецкую губернию при Павле, а дед, фамилию которого я ношу, родом из остзейских немцев. В данном случае я не только за себя обиделся, а за читателей, - за РУССКИХ читателей. Тиражи журналов «KARELIA» и «KIPINA» на финском языке почти целиком идут в мусорную корзину: и пишут там «так себе», и читать их почти что некому. А русский журнал «СЕВЕР» с моей повестью «Выстрел милосердия» работники республиканской детской библиотеки вынуждены были ксерокопировать в нескольких экземплярах и выдавать читателям-подросткам под запись, в очередь. У русских детей в Республике Карелия совсем нет своего детского журнала, который должен выходить на языке народа, коренного для нашей республики (73,6%). Я знаю, что во ВСЕХ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИКАХ Российской Федерации (Республика Татарстан, Республика Соха-Якутия, Мордовская Республика и т.д.), где в настоящее время издаются детские литературные журналы, эти журналы печатаются в двуязычном варианте. Часть тиража печатается на национальном языке (татарском, якутском, мордовском и т.д.), а часть тиража с тем же содержанием и теми же иллюстрациями выходит на русском языке. Это справедливо и выгодно. Только у нас в Карелии сделан такой националистический перекос в ущерб коренному этносу – русским. Я начинал творческую деятельность двадцать пять лет назад в секции «детской литературы» при «Союзе писателей КАССР», знаю, как образовывался журнал «KIPINA». Финских писателей пишущих для детей и тогда не было, и сейчас нет. Это наша секция русских детских писателей Карелии несколько раз обращалась в Москву с просьбой открыть в КАССР детский журнал в принятом тогда двуязычном варианте. Москва дала штат и деньги, но местные националистически настроенные писатели-финны сделали журнал моно язычным. Наша секция развалилась. Теперь «KIPINA» печатается для мусорной корзины. Читателей для неё нет. Русские дети вынуждены читать литературу в ксерокопиях. Это конкретный пример дискриминации русского населения по национальному признаку. Такая же дискриминация русского народа насаждается сейчас властями во всех сферах культурной жизни: в театрах, на государственном телевидении, в книгоиздании. На ГТРК «Карелия» уничтожены все редакции литературно-художественных передач радио и телевидения на русском языке, кроме блока ежедневных новостей. Финские литературно-художественные редакции сохранены, но от скудности материала журналисты вынуждены «гнать туфту», типа, «Как солить огурцы на зиму». Соление огурцов и выпекание калиток – главные вершины литературно-художественного творчества финно-угорского населения Республики Карелия. Надеюсь, наглядно, - кто кого сейчас в Карелии эксплуатирует по национальному принципу? Кто здесь пришлый «оккупант»-«паразит» и кто представитель «коренного» народа? Справедливо? Политика подлая, сеющая вражду между народами. Финны и ингерманландцы коренными этносами для Карелии не являются, поэтому бюджетные средства на издание финских журналов, содержание финского театра, книжных издательств и газет на финском языке, редакции телевидения на финском языке выделяются НЕ ЗАКОННО, в ущерб правам коренного народа, в ущерб русским. Эти деньги на культуру должен ПО ЗАКОНУ получать этнос, который живет НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ тысячу лет, который создал великие памятники деревянной архитектуры и сохранил в чистоте русский эпос – былины времен Киевской Руси. Желание замолчать и принизить роль славян на территории Обонежья всегда было сильно у коммунистических идеологов совковой эпохи и их нынешних наследников. Взять, хотя бы, недавно заведенный и абсолютно надуманный по протухшим лозунгам «День Республики Карелия». За точку отсчета нового ежегодного праздника приняли дату – 1921 г. Год основания большевистской «Карельской Трудовой Коммуны». Что это за дата? Начало государственности? Образование собственной администрации? До 1921 года здесь безлюдное поле было? Не было ни самостоятельной «Олонецкой губернии»? Ни «Олонецкого наместничества»? Ни, наконец, известной по летописям с ХI века «Обонежской пятины», как полноправной части Новгородской вечевой республики?! Дух свободы, самостоятельности, «демо-кратии» — «власти народа» — жил в русском северном крестьянстве со времен Новгородской вечевой республики почти тысячу лет, пока его не подрезали в XVIII - ХIХ веках столичные санкт-петербургские администраторы и не уничтожили в ХХ веке коммунисты. Почему же из отечественной истории росчерком пера русофобки С.И. Кочкуркиной вычеркнута тысяча лет истории русского северного крестьянства? О численном составе славян, — впрочем, весьма приблизительно и условно, к сожалению, я не специалист в области исторической демографии, — и о соотношении славянского (русского) и финно-угорского населения на территории Обонежской пятины Великого Новгорода можно судить по «Писцовым книгам» XVI века. Новгородские земли в XVI веке включали в себя пять пятин: «Вотскую», «Шелонскую» (с Залесской и Зарусской половинами), «Деревскую», «Бежецкую» (с Белозерской и Тверской половинами) и «Обонежскую» (с Заонежской и Нагорной половинами). «Карельский уезд» – земли западного Приладожья и Карельского перешейка – имел особое административное управление. (Впрочем, в этом вопросе я могу ошибаться). По «Писцовым книгам» 1582-1583 гг. в Заонежской половине Обонежской пятины насчитывалось: - деревень, — 2918; - «починков», — 50; - «пустошей», — 3222. В Нагорной половине «Обонежской пятины» отмечено: - деревень, — 445; - «починков», — 1; - «пустошей», — 3629. (Н.А. Рожков, «Сельское хозяйство Московской Руси XVI в», С-Пб, 1899г. С. 59 и сл.; И.И. Смирнов, «Восстание Болотникова 1606 – 1607», Л., 1951 г. С. 47-49.) «Писцовые книги» велись в год окончания Ливонской войны (1558 – 1583). Московское государство воевало за выход к Балтийскому морю с коалицией соседей: Ливонского Ордена, Польши, Швеции и Великого княжества Литовского. На первом этапе войны (до 1562 г.) Россия разгромила Ливонский Орден. Но на третьем этапе боевых действий (1579 – 1583) Россия, ослабленная террором опричнины, потерпела поражение от войск Стефана Батория и шведов, и была вынуждена заключить крайне невыгодные для себя Ям-Запольское и Плюсское перемирия. В результате аннексии российских земель Швецией и Речью Посполитой несколько десятков тысяч православных карел были вынуждены переселиться из «Карельского уезда» земель Великого Новгорода, - и «Нагорной половины» «Обонежской пятины», - в центральные области России, на земли бывшего тверского княжества. Там образовалось несколько районов «тверских карел». Поэтому в «Писцовой книге» 1583 года отмечено так много «пустошей» – недавних деревень, — именно в «Нагорной половине» «Обонежской пятины». («Нагорная половина» «Обонежской пятины» в «Переписных книгах», - это географически, - современная Олонецкая возвышенность, водораздел между Онежским и Ладожским озерами). До Ливонской войны, до предшествующей переписи, проходившей в середине XVI века, в Заонежской половине «Обонежской пятины» насчитывалось 6190 деревень, где проживало, преимущественно, славянское, русское население. Карельские и вепские деревни расположены были в «Нагорной половине» «Обонежской пятины», на западном берегу Онежского озера, и их, до переселения, было 4075. Если учесть, что деревни в XVI веке зачастую состояли из двух-трех домов, а патриархальные семьи были весьма многочисленными, то можно представить не только национальный, но и численный состав населения. Патриархальная крестьянская семья даже в XIX веке состояла из трех поколений и была численность (в среднем) более 20 человек. Применяя эти сведения к XVI веку, мы можем предположить, что до Ливонской войны в Обонежской пятине (Карелии) проживало не менее 200 000 человек карельского и вепсского населения и более 300 000 русского. Как профессиональный историк и доктор наук С.И. Кочкуркина не может не знать этих статистических данных, ведь внешняя задача её творения вполне конкретна, дать простым гражданам Республики Карелии: «Первую научно-популярную книгу об истории и культуре карел, вепсов, саамов и русских от первоначального заселения в эпоху каменного века до XVII в.» Замалчивание и игнорирование подлинных исторических фактов является, - на мой взгляд, - хронической болезнью советского (большевистского, марксистского) подхода к исторической науке: приоритет концепции над фактом. Классовая (марксистская) концепция истории сейчас уже устарела, неактуальна. Торжествует концепция русофобская, антирусская. Историческая демография, как вспомогательная историческая дисциплина у нас абсолютно не развита. И когда заниматься серьезной исторической наукой штатным научным сотрудникам «Института истории» «Карельского филиала Академии наук Российской Федерации»? Ведь тогда им некогда будет русофобию распространять! На своей исторической родине, в новгородской «Обонежской пятине», а потом Олонецкой губернии мы, русские, оказались в роли надоедливых и ненужных иностранцев! Необъективное освещение истории взаимоотношений финно-угорского и славянских этносов на территории «Обонежской пятины» земель Великого Новгорода, которая сейчас называется «Республика Карелия», в книжке, изданной в начале третьего тысячелетия нельзя, расценивать иначе, как ФИНСКУЮ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКУЮ ПРОВОКАЦИЮ (за русский счет)... Салтуп Григорий Борисович
MaxkateUSA
2007-08-20 22:10:12
Не понятно кто их права то ущемляет???
Mihzilla
2007-08-20 13:20:37
Ввепсы
Гость

Аналитика

Сегодня 16:24
Обществоведение
В Петрозаводск приехала инспекция ОНФ России и проверила, как в карельской столице ремонтируются "гарантийные" дороги, а также те магистрали, которые жители региона включили в "Карту убитых дорог".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?