Энтузиасты деревянного судостроения из Карелии разработали проект арктической дрейфующей станции.
|
Успех экспедиции
Проект такого «арктического челнока» разработан в карельском морском историко-культурном центре «Полярный Одиссей», который за два десятилетия своей деятельности по возрождению российского деревянного судостроения и мореплавания накопил богатый опыт экспедиций в разные уголки Арктики — от Шпицбергена до Северной Америки.
«Впервые мы подняли вопрос о постройке судна для дрейфа в арктических льдах еще в 1997 году, когда на борту нашего парусника „Святитель Николай“ побывал президент России Борис Ельцин. Но тогда проект был не проработан: мы просто хотели отправиться к Северному Полюсу на поморской лодье, которая была бы изготовлена по специальной технологии, позволяющей выдерживать натиск льдов. Позже мы поняли, что на проблемы арктических исследований необходимо смотреть шире. Нужно строить новый тип кораблей — дрейфующую научно-исследовательскую станцию», — рассказал руководитель морского центра Виктор Дмитриев.
|
По мнению энтузиастов деревянного судостроения из Петрозаводска, в обшивке дрейфующей станции вполне можно использовать современные композитные материалы, обладающие большим запасом прочности, однако корпус арктического судна должен быть выполнен из дерева, которое было не раз успешно испытано в полярных экспедициях, в том числе во время исторического дрейфа Фритьофа Нансена
В отличие от традиционных арктических станций, срок службы которых зависит от прочности льда, дрейфующие суда нового поколения можно использовать многократно, что позволяет оснастить их дорогостоящим высокотехнологическим оборудованием для постоянного комплексного мониторинга арктического бассейна. При этом постройка такого судна обойдется значительно дешевле строительства ледоколов, которые также предполагалось «вмораживать» в лед в качестве дрейфующих научно-исследовательских станций. По оценке Виктора Дмитриева, стоимость «арктического челнока» водоизмещением 1250 тонн с ветроэнергетическими установками, системой утилизации отходов и шахтой для спуска подводных аппаратов составит менее 10 миллионов долларов.
Идеей создания сети полярных дрейфующих судов уже заинтересовались в КБ «Восток» ЦНИИ Технологии судостроения, а также в НПО им. Лавочкина и Государственном Космическом Центре НПЦ им. Хруничева. В конце сентября карельский проект «арктического челнока» был представлен в Санкт-Петербурге на международной конференции по развитию экономической деятельности и транспорта в Арктике и регионах с постоянными и сезонными ледовыми условиями. Однако, как считают в морском центре, практическая реализация проекта станет возможной только тогда, когда в России будет принята государственная доктрина освоения Арктики.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание