Аналитика. Обществоведение
11:03, 24 Октября 2007

Православные идут к вам

Православная церковь недовольна, что ей не разрешают преподавать «Основы православной культуры» в школах. Однако в Карелии представители церкви уже научились находить обходные пути к душам не только школьников, но и их родителей. И почему-то никому не приходит в голову, что обязательное изучение «Основ» может нанести православным детям больше вреда, чем пользы.

«Вы все еще интересуетесь богословием? Тогда мы идем к вам!» — этот полушутливый слоган, прозвучавший из уст православных священников на встрече с вице-премьером правительства России Дмитрием Медведевым облетел все центральные телеканалы, как доказательство умения служителей церкви использовать современные пиар-технологии в своих целях. В Петрозаводске эти технологии, похоже, освоили не только представители церкви, но и сочувствующие им школьные учителя. Они идут даже к тем, кто не интересуется богословием, и вообще считают себя атеистами или, скажем, мусульманами. Участники прошедшей в Петрозаводске научно-практической конференции «Православие в Карелии» говорили об этом, в основном, с одобрением. Редкие голоса протеста вызывали возмущенные окрики православного большинства.

Телевизор можно сжечь, а школу — нельзя

Проблемы преподавания курса православной культуры в школах обсуждались на заседаниях специальной секции, работавшей в рамках конференции. Возглавлял работу секции не представитель системы образования, а священник, что уже само по себе задавало тон дискуссии. Впрочем, никакой дискуссии не было. Среди участников работы секции не нашлось ни одного, кто засомневался не то, что в необходимости вмешательства церкви в светское образование, а хотя бы в формах этого вмешательства.

 Школа дает только знания, а должна служить просвещению душ, воспитанию духовно-нравственных ценностей, — поставил задачу отец Геннадий Кузькин. — Современная школа ориентирует ребенка на достижение успеха, а не на духовное развитие. Это не правильно. Телевизор можно выключить, газеты сжечь, а в школу родители отдают ребенка, и он остается без контроля.

 Школа сняла с себя ответственность за формирование у детей иерархии ценностей, — поддержала его заместитель директора школы № 4 Валентина Калачева. — Детям дают знания, но не говорят, зачем они нужны, говорят, что они нужны для карьеры. Светское образование не дает ответа на вопрос, что такое добро и зло.

Петрозаводская школа № 4, где уже давно идет эксперимент по внедрению курса православной культуры — пример для подражания. По словам заместителя директора, этот предмет изучает около 40 процентов учащихся школы. Остальные тоже не остаются в стороне. Их вовлекают с помощью внеклассных мероприятий, паломнических поездок и экскурсий. Есть еще кружки старославянского языка, духовной музыки и живописи. Общераспространенные школьные конкурсы и викторины преподаватели наполняют религиозным содержанием. Даже преподавание информатики, оказывается, можно рассматривать в духе православного мировоззрения. В результате, по словам отца Геннадия, в той или иной форме, православную культуру уже изучают в большинстве школ Карелии.

 Есть даже дети из других конфессий, — радуется успеху заместитель директора школы. — Единичны случаи, когда родители высказались против по религиозным соображениям.

Лучшим показателем такой работы Валентина Калачева считает то, что дети, изучающие православную культуру в школе, вовлекают в это и своих неверующих родителей.

 Есть случаи, когда дети заставили родителей пересмотреть свои взгляды на жизнь, научили их, как вести себя в храме. Впрочем, не все так безоблачно. Родители молодые, у них другие ценности. Приходят в школу с голыми животами, с пирсингом. Приходится воспитывать и родителей.

Настоящие святые только у нас!

Кроме того, светское образование, по мнению церковных людей, не служит патриотическому воспитанию. Если мы говорим «русский», то подразумеваем — «православный», если говорим «православный», то обязательно — «русский». Таков был лейтмотив почти всех выступлений участников встречи.

 Глобалистскому обществу не нужны думающие люди, — говорит Валентина Калачева. — А православие учит думать. Думать, что ты не член европейского дома, а ты — русский.

На вопрос, как же быть с воспитанием чувства патриотизма у приверженцев других религий, отец Геннадий ответил не задумываясь:

 Когда мы говорим о патриотизме, мы должны говорить о православии. А всякие муфтии и азербайджанцы сами научатся.

Кто-то из участников высказал крамольное предложение поучиться патриотизму у жителей Италии, где католические святые пользуются общенародной любовью и каждый школьник знает названия всех главных храмов страны.

 Будьте патриотичны! Наши тоже знают, — возмутился отец Геннадий. — А своих святых у католиков нет. Они почитают святых, которые были до того, как католики впали в ересь и отделились от христианской церкви. Это настоящие святые. А все католические святые, которые были признаны таковыми после отделения, не настоящие. Настоящие святые только у нас.

От государства отделены церковь и торговля

Единственный надежный проводник на пути к духовности и патриотизму — православная вера. Так говорит церковь. Единственное препятствие — руководители органов образования, которые упорно не желают впускать церковь в вузы и школы. Да еще недостаточная просвещенность самих учителей.

 Работа по духовному становлению учителей — самая трудная, — признал отец Геннадий.

Даже когда представители сферы образования, в целом, благожелательно относятся к идее внедрения в школах «Основ православной культуры», церковь считает, что этого недостаточно.

 Православие — это не «солнышко», «добро», «любовь», как тут говорили, — считает Калачева. — Это колоссальный опыт православной аскетики, и мы должны формировать правильное представление в обществе.

Формировать «правильное представление» церковь рассчитывает с помощью государства. Среди участников конференции, названной «научной», почти не нашлось людей, которые открыто с трибуны выступили против такого союза. Лишь пара ученых позволила себе мягко высказать сомнение.

 Церковь пытается прислониться к государственному плечу и это вызывает тревогу, — говорили представители науки. — Мы уже проходили, когда церковь была государственной, и мы помним, к чему это привело. Но почему мы совершенно не говорим об этом на таких конференциях? Говорим об истории, о православной архитектуре, живописи о чем угодно, но только не о том, что действительно волнует общество.

 Россия по Конституции — светское государство, — поддержал коллег главный научный сотрудник Института языка, литературы и истории КНЦ РАН Юрий Саватеев. — У нас четыре традиционных религии и нужно искать пути, как соблюсти интересы каждой из них. Но, к сожалению, диалог между церковью и обществом происходит крайне редко. Церковь может и должна участвовать в жизни общества, но она не должна вторгаться в сферы не религиозные. Об этом сказано и в известном письме российских академиков (открытом письме Президенту России В. В. Путину, подписанном в том числе Жоресом Алферовым, Виталием Гинзбургом и Михаилом Садовским, которые выступили против клерикализации общества — прим. ред.).

Впрочем, у представителей церкви и на это есть железный аргумент.

 Академики эти — известной национальности, — парировал отец Геннадий, намекая на то, что авторы письма — евреи, а значит, по определению, враги православной церкви.

 Да и что значит, что церковь отделена от государства? — подхватил тему другой батюшка. — У нас и торговля отделена от государства, но она выполняет свою функцию.

Один раз организаторам конференции со стороны правительства Карелии все же пришлось проявить твердость, когда представители церкви предложили им принять обращение к депутатам Государственной думы с просьбой отказаться от ратификации Европейской социальной хартии, согласно которой в школах планируется внедрение курса сексуального просвещения. Открыто не согласится с точкой зрения церкви представители власти, впрочем, не захотели. Сослались на то, что этот документ еще «надо изучить».

Резолюцию приняли ни к чему не обязывающую — в духе «добра и взаимопонимания».

Православие против «Основ православия»

Когда противники преподавания «Основ православной культуры» в школе пытаются доказать свою правоту, в их позиции всегда остается один существенный изъян. Они рассуждают как люди не верующие, которые не хотят, чтобы их детям навязывали религиозное мировоззрение. Однако на это служители церкви вполне резонно отвечают, что они не добиваются обращения детей в веру, а лишь хотят познакомить их с культурными традициями страны, где они живут. Насколько это утверждение соответствует истине, вопрос спорный. Но важнее другое. Аргументы против преподавания «Основ православной культуры» содержатся внутри самого православного мировоззрения. С точки зрения православного человека, который хочет передать свои жизненные ценности собственным детям, обязательное изучения это предмета в школе может принести больше вреда, чем пользы.

Обязательность того или иного школьного предмета предполагает, что ребенок не имеет права от него отказаться. Он обязан использовать учебные пособия, утвержденные министерством образования и ходить на уроки учителя, которому поручено преподавать этот предмет. От того, насколько качественно подготовлены эти учебные пособия и, главное, насколько высок уровень подготовки самого учителя, зависит и качество усвоения учебного материала. Если учебник оказался неудачным, а учитель плохо преподает, у школьника этот предмет вызывает скуку. Для православного человека, который верит, что религия — единственный путь к истине и спасению, не может быть ничего страшнее, чем скука в глазах его ребенка при слове «православие».

Но это еще не самое худшее. Страшнее незнания может быть только ложное знание, искаженное представление о вере, церкви и Боге. Если преподаватель «Основ православной культуры» окажется сам не очень сведущ в своем предмете, то последствия, с точки зрения православного человека, будут плачевными. Более плачевными, чем от незнания химии или английского языка. Откуда школы возьмут необходимое количество умных, просвещенных, с тонким пониманием вопросов веры, людей?

В этом смысле обязательное преподавание «Основ православной культуры» не менее вредно, чем пресловутое сексуальное просвещение, против которого так протестуют верующие. Секс — столь же интимная сфера, как и вера. Доверить обсуждение связанных с этим вопросов можно лишь тому, кто не просто обладает знаниями, но способен понять особенности личности каждого конкретного ребенка. А в случае с ОПК, еще и имеет глубокий опыт православной веры, основанной не на книжном, а на собственном внутреннем духовном знании. Возможно ли это рамках школьной программы? Какими качествами обязаны обладать проповедники православия и «сексуальные просветители»? Как уберечь детей от навязывания чужих, пусть и благородных, идей и сомнительных знаний? Подобные вопросы на таких конференциях даже не ставятся.

Алексей Укконе

Комментарии

Зкстракт валерьяночки
2007-11-01 21:12:05
Странная, однако, форма общения. Это что? Цивилизованное общение? Некий человек получает заказ на хохму – таковы требования «свободных» СМИ. Другие, не разобравшись в сути дела, начинают «словоблудие» направо и налево. Посмотрите западные форумы – все в основном конкретно и по теме. Читая всю эту писанину, невольно вспоминаешь старую бардовскую песню: Нам бы сдвинуть высокие горы Но традиции свято храня, Мы заводим опять разговоры И бушует река «болтовня». Да, наше российское общество серьёзно больно. И физически, и, что страшно, духовно. Мы живём, ВСЕ ВМЕСТЕ, в «королевстве кривых зеркал» И если мы не научимся понимать друг друга, относиться снисходительно и с участием к немощам друг друга - поверьте, нас ждут БОЛЕЕ ТЯЖЕЛЫЕ времена. Внешние обстоятельства и наша, мягко говоря, неумность делают своё дело. Злость - плохой помощник в ведении разговора. Я случайно попал на этот стихийный «словесный базар» и вспомнились слова Гоголя в его повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»: «Скучно на этом свете, Господа...».
Ортодокс
2007-11-01 17:58:01
Уильям Шекспир: «Я вручил мою душу в руки Бога, моего Создателя, и абсолютно непоколебимо верю в Иисуса Христа, моего Спасителя». Луи Пастер: «Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя». Макс Планк (немецкий физик основатель квантовой механики): «Куда бы мы ни обращали наши взоры, каким бы ни был предмет нашего наблюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией. Мы, скорее, констатируем их абсолютную гармонию в основных пунктах, особенно в области естествознания. Как религия, так и наука, в конечном результате, ищут истину и приходят к исповеданию Бога». Блез Паскаль (французкий математик и писатель): «Евангелие даёт человеку утешение, в каком бы положении и в каких бы условиях он не находился. Христос притягивает к Себе всё человечество… Без учения Христа у человека будут пороки и бедствия, заблуждения, мрак, отчаяния, смерть. Исполняя учение Христа, люди могут освобождаться от этого. Во Христе — вся наша добродетель и блаженство. Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы». А. С. Пушкин: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра… Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике… Библия — всемирна». Если написать мнение всех великий людей человечества мне перекроют интернет! :-)
Ортодокс
2007-11-01 17:47:53
"Русский человек без Бога свинья, а с Богом велик" Достоевский Ф.М.
Птз
2007-11-01 16:41:35
Долой разум!- вот основа религии. (Поль Анри Гольбах)
Ортодокс
2007-11-01 12:16:37
Хочу добавить. " Растленье душ и пустота, что гложет ум и сердце ноет. Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа…" Афанасий Фет
Ортодокс
2007-11-01 12:12:02
Олег, вы писали: "Ваш литературный намек на необходимость православия как средства против преступности и исправления нравов, боюсь, слишком художественный." Вы так и не поняли смысла ОПК в школах. " Будте как дети, которых есть Царство Небесное" говорит Господь. Основной смысл ОПК в школах это сохранить души детей в чистоте. Вы не видите, что творится с детьми сколько на них обрушилось грязи . Страшно становиться - дети наши мертвы душой. Вот и видим мы как мертвецы убивают еще живых людей. Откройте для себя истину загляните на сайт "Очевидец " Ивана Усачева самый популярный раздел там это криминал, посмотрите. Нет вы посмотрите!!!!!! Как дети избивают себе подобных для того чтобы можно было разместить свое "творение" на сайте. У меня есть дети и мне их души дороги. Я постараюсь, что бы они не стали теми мертвецами и не были безразличными к чужому горю.
Тимофей
2007-11-01 11:21:03
Олег Яровой. Мне так жаль вас. Вы, наверное, плохо закончите свою земную жизнь. Дай Бог, чтобы у вас осталось время для покаяние, как разбойнику на кресте.
Олег Яровой
2007-11-01 07:11:59
Уважаемый Павел, Ваш литературный намек на необходимость православия как средства против преступности и исправления нравов, боюсь, слишком художественный (виноватыми кажутся: стадион, древнее государство, прекратившее свое существование много веков назад – Русь - и ваххабиты), чтобы стать поводом для массового сознания или хотя бы общественного мнения. Общественное мнение формируется по иным законам, в частности, статистическим. В этой связи скажите: куда в городе делась православная общественность? Почему она, руководствуясь достойной нравственностью, не повлияла на ситуацию? Ведь православных в городе – большинство, согласно официальной статистике Московской патриархии – 70%, социологическим опросам – до 56% (те, кто себя объявляет православным верующим). А это означает, что в милиции, городском суде, администрации и СМИ служат в основном православные. Так почему же они не возвысили свой голос, ведомые пастырями, в защиту девочки, почему не вышли на улицы с требованием осуждения изуверов? И, наконец, в толпе, наблюдавшей избиение, православные тоже были в большинстве? Или это особый город? Или статистика патриархии и социологии – миф? Или эти православные не прошли курса ОПК? Иначе как объяснить Ваш рассказ?
Ортодокс
2007-10-31 23:32:07
Всем противникам Православия хочется напомнить Сергея Есенина, глубоко верующего человека, борца за правду и написавшим в свое время ответ (1925г.) тов. Демьяну Бедному такому же как вы безбожнику. " Когда я в "Правде" прочитал Неправду о Христе блудливого Демьяна, Мне стыдно стало так, как будто я попал В блевотину, изверженную спьяна. ...Нет, ты Демьян, Христа не оскорбил, Ты не задел его своим пером нимало. Разбойник был, Иуда был- Тебя лишь не хватало. Ты сгустки крови у креста Копнул ноздрей, как толстый боров. Ты только хрюкнул на Христа, Ефим Лакеевич Придворов. " (Настоящее имя Демьяна Бедного-Ефим Алексеевич Придворов)
Павел
2007-10-31 16:31:10
прошу прощения не Зоя а Рита .
Гость
Выбор читателей

Чтиво

Сегодня 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?