Аналитика. Обществоведение
17:34, 01 Февраля 2008

Пока травка вырастет, лошадка сдохнет

Троллейбусное управление Петрозаводска на грани банкротства. Уже в ближайшие дни сотрудники могут остаться без зарплаты, а само предприятие в его нынешнем виде через пол года, вероятно, прекратит свое существование.


Кризисная ситуация, в которой оказалось ОАО «Троллейбусное управление» обсуждалась на совместном заседании транспортной и контрольной комиссий Петросовета, куда были приглашены представители предприятия и администрации города.

Как заявил и.о. управляющего директора предприятия Александр Бут-Гусаим, с января в управлении введено внешнее управление на полгода. После этого может начаться процедура банкротства, если не будут погашены долги предприятия, сумма которых составляет около 50 млн. рублей. Еще 9 млн. предприятие задолжало по налоговым платежам. Если Троллейбусное управление не заплатит налоги до 11 февраля, счета предприятия будут перекрыты, и оно не сможет выплачивать зарплату своим сотрудникам.

Кроме того, управление не может выплачивать лизинговые платежи за новые троллейбусы. По требованию владельца предприятия – московской компании «Регионавтотранс» – пять из них уже выведены из эксплуатации. Одна машина и вовсе отправлена в другой город. Та же судьба может постичь еще 23 новых троллейбуса, которые предприятие приобрело в лизинг.

Причиной кризиса руководитель управления назвал убыточность предприятия. Отчасти это связано с недостаточной суммой компенсаций на перевозку льготников, которые предприятие получает из бюджета.  Размер компенсаций был определен согласно расчетам, которые представило руководство управления. Однако, по словам главного экономиста предприятия Ольги Шестюк, расходы управления по перевозке льготников оказались больше, чем изначально планировалось. При определении суммы компенсации расчеты делались исходя из того, что каждый льготник совершает, в среднем, 47 поездок в месяц. На самом деле жители Петрозаводска, имеющие право на льготы, ездят в троллейбусах чаще – в среднем по 60 раз в месяц, пояснила представитель управления. На вопрос депутатов, почему это выяснилось только сейчас, главный экономист управления ответила в том духе, что предусмотреть все заранее невозможно и жизнь вносит в планы свои коррективы.

По мнению руководства управления, власти города должны взять на себя часть расходов предприятия с учетом того, что оно имеет «большую социальную значимость». Среди депутатов нет единого мнения на этот счет.  Некоторые считают,  что после того как Троллейбусное управление два года назад стало частным предприятием, оно больше  не имеет права получать средства из городского бюджета.

Александр Бут-Гусаим. Фото с сайта http://vesti.karelia.ru/
Александр Бут-Гусаим. Фото с сайта http://vesti.karelia.ru/
Но главной проблемой руководство управления считает высокий уровень конкуренции со стороны маршрутных такси.

– Мы не говорим, что надо убрать все маршрутки, но нужна оптимизация работы маршрутных такси, – пояснил Бут-Гусаим, – Сейчас они полностью дублируют наши маршруты, что создает нам проблемы. Когда инвестор (Регионавтотранс – прим. ред.) входил в город, с администрацией была договоренность, что этого не будет. Но все оказалось иначе, маршрутки не соблюдают расписание движения, их количество больше, чем предусматривают соглашения, которые администрация заключает с автоперевозчиками.

Что собирается делать в этой ситуации администрация города депутаты попытались выяснить у первого заместителя мэра  Анатолия Булдакова.  Однако, Булдаков отказался назвать возможные варианты решения проблемы, попросив у депутатов три месяца для принятия решения. На вопрос, идет ли речь о создании вместо акционерного общества муниципального предприятия или о смене собственника управления, Булдаков ответил: «Вариантов обсуждается очень много». Когда депутаты попытались выяснить мнение администрации о том, что стало причиной кризиса – непрофессионализм руководства управления или действительно просчеты в организации работы маршрутных такси, первый заместитель мэра ответил уклончиво: «Выводы делать рано».

Народные избранники возмутились.

– Пока травка вырастет, лошадка сдохнет, – образно выразился депутат Иван Петров.

– Вы хотите поставить нас перед фактом, когда изменить уже ничего будет нельзя – поддержал коллегу глава Петросовета Василий Попов.

Неопределенность положения предприятия может негативно отразиться как на работе самого управления, так и деятельности других автоперевозчиков.

– Мы сейчас утверждаем маршруты для предпринимателей, – сказал заместитель председателя Петросовета Геннадий Федоров, – Но если управление говорит, что маршруты надо «оптимизировать», то мы должны уже сейчас знать, как нам утверждать эти маршруты, чтобы потом не оказалось, что они согласованы в ущерб интересам управления, и оно снова будет терпеть убытки.

Означает ли все это, что Троллейбусное управление может прекратить свое существование, и в Петрозаводске вообще не останется такого вида транспорта? Администрация города в лице Анатолия Булдакова обещает: «Нет, этого не будет». Большая часть троллейбусов, которые эксплуатирует управление, находится в муниципальной собственности и администрация города обещает их сохранить. Сейчас на маршрутах ежедневно работает 106 троллейбусов, что соответствует нормативам, однако, что будет дальше неизвестно. Большая часть машин выработала свой ресурс, денег на капитальный ремонт у предприятия нет, и эти троллейбусы долго не проработают.

У некоторых народных избранников, это вызывает апокалиптические предчувствия:

–  Маршрут №7 с Кукковки на Ключевую уже закрылся. Следующим будет десятый маршрут, как заведомо убыточной. Если троллейбусы встанут, народ выйдет на улицы с транспарантами! Это будет конец!– предупредил власти города депутат Иван Петров.

Алексей Укконе

Комментарии

striker
2008-02-06 14:30:59
Судя по полному отсутствию откликов за 6 дней, тема не самая актуальная. Народ с транспарантами не выходит, "конца" не предвидится. В принципе, когда весной 2007-го город покинули 30 автобусов того же ОАО "ТУ", в том числе ЛиАЗы, горожане тоже никак не отреагировали, многие о том и до сих пор не подозревают. Хотя тогда Петрозаводск потерял несколько десятков миллионов бюджетных рублей, о чём в недавней "Губернии" заявлял тот же И.Петров. И никого это не взволновало. "Ушёл" тот же 7-й маршрут – демонстраций пассажиров не наблюдалось. Ну, уйдут ещё десяток троллейбусов, никто так же не заметит. Тем более что для городского бюджета не проблема купить новые, а тем более – взять их в лизинг. По поводу проездных – экономист ОАО "ТУ" несколько кривит душой. ОАО "ТУ" действительно реализует проездные по сниженным ценам "льготникам". Но в том же объёме, исходя из фактического числа проданных проездных, получает бюджетную доплату до цены "нормального" проездного, т.е. до 600 рублей. В этом году общая цена проездного (плата "льготника" + доплата бюджета) ещё несколько увеличилась, о чём, кстати, писала "Столица" в "Хронике дня" от 30 января. А это не только "требуемые" 60 поездок, это гарантированный сбыт услуги, причём по предоплате. Вопрос "конкуренции с маршрутками" – это действительно вопрос. Но ведь все маршруты утверждаются именно мэрией, разрешение на работу на маршрутах тоже даёт именно она, определяет количество работающих автобусов и микроавтобусов – тоже. И совершенно непонятно, зачем для решения этих текущих вопросов необходимо доводить дело до вмешательства ПетроСовета, до общественного мнения и т.д.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

29.05.2017 12:09
Капитал
Специалисты  из Карелии ждут объявления результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Только вряд ли наша республика займет  в нем хорошие позиции.
24.05.2017 11:31

Чтиво

Сегодня 10:59
Личное мнение
Политолог Олег Реут о слушаниях по проекту часовни на площади Кирова.

Опрос

Куда этим летом отправите своих детей на отдых?