Аналитика. Обществоведение
14:23, 05 Сентября 2008
4
1
2

За вузы возьмутся железно

Высшую школу России ждут глобальные изменения: число российских университетов и институтов резко сократится.

КГПУ и ПетрГу
КГПУ и ПетрГу


Накануне нового учебного года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал ряд громких заявлений. По словам чиновника, у нас и система школьного образования не эффективна и качество обучения в вузах «страшно упало». С этим безобразием министр будет бороться с помощью реформ. Правда, в чем именно будет состоять реформа школьного образования, пока не понятно. Зато с высшей школой федеральные чиновники практически определились – требования к высшим учебным заведениям будут ужесточены. По словам Андрея Фурсенко, сейчас разрабатываются новые критерии отнесения вузов к университетам, академиям и институтам. Как подчеркнул министр, не соответствующие установленным требованиям вузы будут закрываться. На взгляд Фурсенко, сегодня не более 50 университетов и 150-200 вузов страны соответствуют тем жестким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям. Одно из федеральных информационных агентств оперативно подготовило рейтинг 50 вузов, которые, по мнению экспертов, достойны статуса университета. Ни Петрозаводский Государственный университет, ни Карельский Государственный педагогический университет в этот заветный список не попали. Общественность заволновалась, задаваясь вопросами о судьбе вузов республики. Так останутся ли вообще в Карелии университеты?  


Просто закрыть не получится?

По словам министра образования республики Александра Селянина, это вопрос федерального значения, поскольку все учреждения высшего профессионального образования подчиняются федеральному министерству.

Александр Селянин
Александр Селянин
"Вообще обсуждаемая сейчас тема реформы вузов не нова, – рассказал Александр Селянин. – Проект документа «Новая модель образования» разработан еще весной. И там действительно сказано, что к 2020 году в России должно остаться 10-12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, не более 50-ти университетов в классическом европейском понимании и 100-150 вузов регионального значения, работающих на региональный рынок труда. Но пока никаких страшных шагов для высшей школы Карелии не предпринято. И когда Андрей Александрович Фурсенко был у нас, он посетил и один, и второй университет. Тогда министр сказал, что никаких насильственных мер по закрытию или изменению статуса вузов министерство предпринимать не собирается. Реформа будет идти в эволюционном режиме, переходный период будет обеспечен. Так что никакой официальной и не официальной информации о том, что наши университеты вскоре потеряют свой статус, у нас нет".

Нет такой информации и в самих карельских вузах, руководство которых возмущает только одна мысль о том, что Карелия может лишиться своих университетов.

"Что значит, в республике не будет университетов?! – рассуждает ректор КГПУ Сергей Гриппа. – Вы представляете, какие это две махины. Что будет, если сократить рабочие места в нашем вузе?! В КГПУ только преподавателей около 350 человек, а сколько обслуживающего персонала: лаборанты, техники, инженеры, учебно-вспомогательный персонал. А куда мы денем студентов? У нас очников три с половиной тысячи и около полутора тысяч заочников. Их же нужно доучивать. Так что просто так закрыть вуз или перевести его в другой статус нельзя".


Диплом ценою в грош

Как уверяют эксперты, так просто никто не закроет и не превратит в ПТУ сотни вузов (их сегодня вместе с филиалами около тысячи в стране) – это приведет к ломке всего учебного процесса. "Речь идет о структуризации Российской высшей школы, – сказала в одном из интервью сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Будут разработаны четкие стандарты, по которым станет возможным судить, насколько соответствует университет своему высокому званию. Пройдет экспертиза учебных программ, проверка знаний выпускников и квалификации преподавателей. И только после этого будет приниматься решение об изменении статуса образовательного заведения".
Как сообщают "Новые известия", студентам проштрафившихся вузов милостиво дадут разрешение доучиться и даже получить диплом о высшем, а не среднем специальном образовании. "Другой вопрос, что такому диплому будет грош цена, – пояснил ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. – По рукам работодателей наверняка начнут ходить списки с перечнем не подтвердивших свой статус учебных заведений. Так что с трудоустройством у дипломантов будут проблемы".

 

Примитивный подход

По мнению экспертов, еще с большими проблемами мы столкнемся через несколько лет после введения предполагаемой реформы, если чиновники все же решат "сэкономить на спичках".

Сергей Гриппа
Сергей Гриппа
"Если нас закроют, кто будет обеспечивать республику учительскими кадрами? – поделился ректор КГПУ Сергей Гриппа. – Педагогических вузов на Северо-западе и сейчас немного. Думаете, кто-то из Санкт-Петербурга потом к нам поедет работать?!".

При этом Сергей Павлович согласен с тем, что демографическая яма докатилась и до учреждений профессионального образования. В нынешнем году выпуск школ в республике сократился на тысячу учащихся, в следующем году выпускников будет еще на тысячу меньше.

"Да, сейчас обстановка такова, что мы говорим о неполной востребованности наших выпускников, потому что школы сокращаются, школьников становится меньше, – сказал Сергей Гриппа. – Нам говорят, что столько учителей нам не надо. Но контингент-то будет увеличиваться. Что сегодня происходит с детскими садами? Там мест катастрофически не хватает. А почему? В свое время сократили. Сегодня давайте – так же сократим вузы. А через лет пять начнут уходить учителя на пенсию. Кем их заменят? Неужели подготовка учителей должна вестись впритык? Нам нужно в 2009 году 50 учителей, давайте подготовим 50 учителей. Но это примитивный подход! И в советские времена не все выпускники шли в школу, устраивались в детскую комнату милиции, в социальную сферу. Выпускники педвузов всегда были востребованы, потому что они способны работать с коллективом. И среди нынешних чиновников немало выпускников педагогических вузов. Поэтому педагогическая подготовка должна сохраниться. Это мое глубокое убеждение".

 

Где качество образования

Несмотря на чаще критическое отношение к предстоящей реформе практически все эксперты сегодня убеждены, что изменения в высшей школе необходимы. По данным статистики, за постсоветские годы число российских вузов увеличилось более чем вдвое, а количество студентов в 2,5 раза. Однако уровень преподавания если не снизился, то остался прежним. Это привело к обесцениванию российской системы образования. В последний рейтинг Шанхайского университета попал только один наш вуз – МГУ, который занял 76-е место из 500 возможных, а в списке, составленном Times Higher Education, университет значился на 231-м месте из 400.

Немало поспособствовали снижению качества образования расплодившиеся по всей стране филиалы вузов. Сегодня только в Карелии их насчитывается 17 штук. По мнению министра образования Карелии Александра Селянина, именно с ужесточения контроля за деятельностью филиалов вузов и нужно начинать реформу высшей школы.

"До последнего времени у нас не было никаких рычагов воздействия на филиалы, – сказал Александр Селянин. – Они аккредитуются и лицензию получают в Москве. И это была беда каждого региона. Но в прошлом году мы выступили с инициативой создать региональную комиссию, которая участвовала бы в надзорных мероприятиях. Она создана. Так у нас появился инструмент участия в этой процедуре".

 

Когда ректор может потеряться

И все же даже если "нерадивые" филиалы подвергнутся жесткой чистке, жертвами реформы станут многие вузы в стране.

"Откуда взялась цифра 200 как оптимальная? В России больше 80 регионов. В каждом из них должно быть минимум три вуза: университет, педагогический и медицинский, – сказал в одном интервью заместитель проректора по учебной работе МПГУ Леонид Колосс. – Даже по таким примитивным подсчетам получается, что государственных институтов должно быть две с половиной сотни".

Наши университеты не хотят скатываться и к этим двум сотням. Терять статус университета обидно.

"Мы сейчас готовимся к процедуре лицензирования и аккредитации, – поделился ректор КГПУ. – Заявка подана и у нас, и у ПетрГУ. Пройдя в декабре эту процедуру, мы будем иметь право на реализацию тех программ, которые у нас заявлены. И какие бы ни были решения на уровне приказов из федерального агентства по образованию, они этим годом или следующим вряд ли будут осуществимы.

Допустим, в Москве решат слить два наших вуза. Но чтобы это сделать, требуется переоформить столько документов, начиная от уставов и заканчивая регистрацией права на собственность! Чтобы все это перерегистрировать, нам потребуется года три. Ведь сколько у нас в собственности зданий, баз. А процесс-то учебный не остановить. Даже чтобы провести опись всего имущества по аудиту потребуется около полутора миллиона рублей. Кто нам даст такие деньги? Мы только закончили работу по регистрации всего имущества. И что опять все начинать сначала?!. Или что, КГПУ, обладающего неплохим научным потенциалом, дважды с 1996 года доказавшего, что он достоин статуса университета, опять преобразуют в институт?! На мой взгляд, поспешные реформы высшей школе сегодня не нужны".

Наталья ВИТИВА

Комментарии

ДМ
2008-09-10 19:33:09
amez, рейтинг рейтингом, а объявления в газетах "требуется юрист, выпускникам юрфака ПетрГУ не беспокоиться" всё ещё присутствуют. Да и коррупционные скандалы на юрфаке случались совсем не так давно.
amez
2008-09-10 11:08:32
Кстати, раз уж вспомнили рейтинги Всеведа - по специальности юриспруденция ПетрГУ занимает в нем устойчивое 3-е место среди всех вузов России http://www.ed.vseved.ru/rait/access.php?vuzid=1231&city=
ДМ
2008-09-08 16:55:09
По моим личным сведениям, наиболее коррумпированные факультеты - Матфак и ЮрФак ПетрГУ. С коррупцией на МатФаке столкнулся сам (про проделки г-жи Вересовой там даже легенды ходят), про ЮрФак наслышан от людей, которым доверяю.
Политический обоРЗеватель
2008-09-08 13:32:32
Информация по ВУЗам Петрозаводска: ПГУ: http://www.ed.vseved.ru/cgi-bin/access.cgi?vuzid=1231&mode=spec КГПУ: http://www.ed.vseved.ru/cgi-bin/access.cgi?vuzid=1227&mode=spec Может, начать с малого?
Политический обоРЗеватель
2008-09-08 00:37:14
ДМ Вот, я также подумал, но решил себя перепроверить. Спасибо.
ДМ
2008-09-08 00:10:41
Народно-народновластный
Политический обоРЗеватель
2008-09-07 16:10:58
Кстати, люди, кто-нибудь пояснит словосочетание "народно-демократический"?
Политический обоРЗеватель
2008-09-07 16:03:40
entrepreneur Количество информации в 21 веке год от года растет в геометрической прогрессии. Чтобы успеть подготовиться к ЕГЭ, уже и 11 лет будет мало. Поговаривают о 12. Затем 13, 14, 15? Школьников пичкают знаниями, разрозненными фактами, не обобщая события и значения, лишь бы угадать варианты вопросов в ЕГЭ. Оттуда, оттуда, отовсюду. Сумка первоклассника весит в среднем 6-7 кг. А результат? Абсолютно потеряные, не умеющие делать выводов, строить предположения и видеть природу событий и их последствия био-роботы. В детях необходимо развивать интеллект - скорость восприятия и обработки информации, а не заучивание цифр, формул, высказываний литераторов и т.д. Считаю ЕГЭ - предательством отечественного образования. И никто меня в этом не переубедит.
entrepreneur
2008-09-07 14:40:33
Цитата из статьи "Горе уму" на Лента.РУ от 2008-09-04: "Статистика результатов первого общероссийского ЕГЭ шокировала всех. Примерно по 25 процентов выпускников получили "двойки" по русскому языку, литературе, математике. По другим предметам ситуация оказалась не намного более радостная".
Политический обоРЗеватель
2008-09-07 14:02:22
entrepreneur Причина реформ во взятках, процветающих в ВУЗах. Там же в "Газете": "... Глубинной причиной взяточничества в вузах Фурсенко считает то, что ни преподаватели, ни студенты не заинтересованы в качестве образования. Студенты стремятся просто получить диплом, а педагоги берут взятки, потому что не беспокоятся о том, насколько хороших специалистов они подготовили.." Такое «признание» дорогого стоит. Оно говорит о полном провале реформы образования. Но самое главное — Фурсенко не говорит что надо делать, он не видит выхода. То есть можно сделать вывод о том, что одними повышениями зарплаты преподавателям уровень образования поднять не удастся. Необходимо в корне изменить не только саму систему подачи знаний, но и заняться «воспитанием воспитателей» на нравственной основе. А фактологию заменить методологией, позволяющей самостоятельно получать необходимые знания и видеть общий ход вещей. Штатовскую систему образования оставьте, уважаемый entrepreneur, себе. Почти половина школьников США закончили учебу... со "Справками об окончании"...
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

12.01.2017 11:02
Частная жизнь
Реакция соцсетей на сюжет федерального телеканала "Россия-24", в котором были показаны фотографии дочери, ставшие причиной ареста правозащитника Юрия Дмитриева за "детское порно".

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?