Высшую школу России ждут глобальные изменения: число российских университетов и институтов резко сократится.
|
Накануне нового учебного года министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сделал ряд громких заявлений. По словам чиновника, у нас и система школьного образования не эффективна и качество обучения в вузах «страшно упало». С этим безобразием министр будет бороться с помощью реформ. Правда, в чем именно будет состоять реформа школьного образования, пока не понятно. Зато с высшей школой федеральные чиновники практически определились – требования к высшим учебным заведениям будут ужесточены. По словам Андрея Фурсенко, сейчас разрабатываются новые критерии отнесения вузов к университетам, академиям и институтам. Как подчеркнул министр, не соответствующие установленным требованиям вузы будут закрываться. На взгляд Фурсенко, сегодня не более 50 университетов и 150-200 вузов страны соответствуют тем жестким требованиям, которые должны предъявляться к такого рода учебным заведениям. Одно из федеральных информационных агентств оперативно подготовило рейтинг 50 вузов, которые, по мнению экспертов, достойны статуса университета. Ни Петрозаводский Государственный университет, ни Карельский Государственный педагогический университет в этот заветный список не попали. Общественность заволновалась, задаваясь вопросами о судьбе вузов республики. Так останутся ли вообще в Карелии университеты?
По словам министра образования республики Александра Селянина, это вопрос федерального значения, поскольку все учреждения высшего профессионального образования подчиняются федеральному министерству.
Александр Селянин |
Нет такой информации и в самих карельских вузах, руководство которых возмущает только одна мысль о том, что Карелия может лишиться своих университетов.
"Что значит, в республике не будет университетов?! – рассуждает ректор КГПУ Сергей Гриппа. – Вы представляете, какие это две махины. Что будет, если сократить рабочие места в нашем вузе?! В КГПУ только преподавателей около 350 человек, а сколько обслуживающего персонала: лаборанты, техники, инженеры, учебно-вспомогательный персонал. А куда мы денем студентов? У нас очников три с половиной тысячи и около полутора тысяч заочников. Их же нужно доучивать. Так что просто так закрыть вуз или перевести его в другой статус нельзя".
Как уверяют эксперты, так просто никто не закроет и не превратит в ПТУ сотни вузов (их сегодня вместе с филиалами около тысячи в стране) – это приведет к ломке всего учебного процесса. "Речь идет о структуризации Российской высшей школы, – сказала в одном из интервью сопредседатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. – Будут разработаны четкие стандарты, по которым станет возможным судить, насколько соответствует университет своему высокому званию. Пройдет экспертиза учебных программ, проверка знаний выпускников и квалификации преподавателей. И только после этого будет приниматься решение об изменении статуса образовательного заведения".
Как сообщают "Новые известия", студентам проштрафившихся вузов милостиво дадут разрешение доучиться и даже получить диплом о высшем, а не среднем специальном образовании. "Другой вопрос, что такому диплому будет грош цена, – пояснил ректор института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский. – По рукам работодателей наверняка начнут ходить списки с перечнем не подтвердивших свой статус учебных заведений. Так что с трудоустройством у дипломантов будут проблемы".
По мнению экспертов, еще с большими проблемами мы столкнемся через несколько лет после введения предполагаемой реформы, если чиновники все же решат "сэкономить на спичках".
Сергей Гриппа |
При этом Сергей Павлович согласен с тем, что демографическая яма докатилась и до учреждений профессионального образования. В нынешнем году выпуск школ в республике сократился на тысячу учащихся, в следующем году выпускников будет еще на тысячу меньше.
"Да, сейчас обстановка такова, что мы говорим о неполной востребованности наших выпускников, потому что школы сокращаются, школьников становится меньше, – сказал Сергей Гриппа. – Нам говорят, что столько учителей нам не надо. Но контингент-то будет увеличиваться. Что сегодня происходит с детскими садами? Там мест катастрофически не хватает. А почему? В свое время сократили. Сегодня давайте – так же сократим вузы. А через лет пять начнут уходить учителя на пенсию. Кем их заменят? Неужели подготовка учителей должна вестись впритык? Нам нужно в 2009 году 50 учителей, давайте подготовим 50 учителей. Но это примитивный подход! И в советские времена не все выпускники шли в школу, устраивались в детскую комнату милиции, в социальную сферу. Выпускники педвузов всегда были востребованы, потому что они способны работать с коллективом. И среди нынешних чиновников немало выпускников педагогических вузов. Поэтому педагогическая подготовка должна сохраниться. Это мое глубокое убеждение".
Несмотря на чаще критическое отношение к предстоящей реформе практически все эксперты сегодня убеждены, что изменения в высшей школе необходимы. По данным статистики, за постсоветские годы число российских вузов увеличилось более чем вдвое, а количество студентов в 2,5 раза. Однако уровень преподавания если не снизился, то остался прежним. Это привело к обесцениванию российской системы образования. В последний рейтинг Шанхайского университета попал только один наш вуз – МГУ, который занял 76-е место из 500 возможных, а в списке, составленном Times Higher Education, университет значился на 231-м месте из 400.
Немало поспособствовали снижению качества образования расплодившиеся по всей стране филиалы вузов. Сегодня только в Карелии их насчитывается 17 штук. По мнению министра образования Карелии Александра Селянина, именно с ужесточения контроля за деятельностью филиалов вузов и нужно начинать реформу высшей школы.
"До последнего времени у нас не было никаких рычагов воздействия на филиалы, – сказал Александр Селянин. – Они аккредитуются и лицензию получают в Москве. И это была беда каждого региона. Но в прошлом году мы выступили с инициативой создать региональную комиссию, которая участвовала бы в надзорных мероприятиях. Она создана. Так у нас появился инструмент участия в этой процедуре".
И все же даже если "нерадивые" филиалы подвергнутся жесткой чистке, жертвами реформы станут многие вузы в стране.
"Откуда взялась цифра 200 как оптимальная? В России больше 80 регионов. В каждом из них должно быть минимум три вуза: университет, педагогический и медицинский, – сказал в одном интервью заместитель проректора по учебной работе МПГУ Леонид Колосс. – Даже по таким примитивным подсчетам получается, что государственных институтов должно быть две с половиной сотни".
Наши университеты не хотят скатываться и к этим двум сотням. Терять статус университета обидно.
"Мы сейчас готовимся к процедуре лицензирования и аккредитации, – поделился ректор КГПУ. – Заявка подана и у нас, и у ПетрГУ. Пройдя в декабре эту процедуру, мы будем иметь право на реализацию тех программ, которые у нас заявлены. И какие бы ни были решения на уровне приказов из федерального агентства по образованию, они этим годом или следующим вряд ли будут осуществимы.
Допустим, в Москве решат слить два наших вуза. Но чтобы это сделать, требуется переоформить столько документов, начиная от уставов и заканчивая регистрацией права на собственность! Чтобы все это перерегистрировать, нам потребуется года три. Ведь сколько у нас в собственности зданий, баз. А процесс-то учебный не остановить. Даже чтобы провести опись всего имущества по аудиту потребуется около полутора миллиона рублей. Кто нам даст такие деньги? Мы только закончили работу по регистрации всего имущества. И что опять все начинать сначала?!. Или что, КГПУ, обладающего неплохим научным потенциалом, дважды с 1996 года доказавшего, что он достоин статуса университета, опять преобразуют в институт?! На мой взгляд, поспешные реформы высшей школе сегодня не нужны".
Наталья ВИТИВА
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание