Не кричите, что все гениально!

Аналитика. Обществоведение
15:52, 18 Ноября 2008

Трезвые размышления в канун юбилея театра "Творческая мастерская".


Одни отмеряют театру 7 лет жизни, другие – 10, третьи – 14. "Творческая мастерская" на днях отметит свое 20-летие. Два десятка лет "ТМ" живет, оставаясь любимым театром у петрозаводчан, и умирать, пока, не собирается. Но, как и чем сегодня живет известный коллектив, снискавший добрую славу, как в республике, так и за ее пределами? Накануне празднования юбилея мы встретились с директором театра Александром Побережным-Береговским и откровенно поговорили о судьбе "Творческой мастерской".


Делим тришкин кафтан

– Александр Лазаревич, когда ваш предшественник Геннадий Залогин покидал кресло директора, спеша в Москву в театр Калягина, он говорил: "Счастлив, что далек от этого дурдома". Геннадий Борисович устал биться с чиновниками Минкульта. Он устал от нищенских бюджетов театра. Вы уже два года руководите театром. Что-нибудь изменилось за это время в лучшую сторону для "ТМ"? Или у Вас также появилось желание сбежать куда-нибудь подальше?

– Такое желание периодически возникает. Но, к сожалению, те процессы, которые идут в стране да и в мире, не вдохновляют по поводу того, что ситуация может измениться. В России театр – это особое явление. Такой культ театра, который был, мне кажется, не будет больше нигде и никогда.

Конечно, в Москве и Питере нашим коллегам полегче – там совсем другие деньги крутятся. Даже на те крохи, которые перепадают театрам с барского стола, можно жить. Там престижно иметь, например, какому-нибудь банку в своих подопечных знаменитый театр. В Петрозаводске же дефицит средств у всех. За то время, что я здесь, мы практически со всеми возможными донорами уже встретились. Говорить о каких-то серьезных средствах вообще не приходится.

– А отношения с Министерством культуры у театра изменились?

– Мне кажется, что там нас теперь слышат. За эти два года удалось пробить реконструкцию театра. Это немало, поскольку раньше об этом даже речи не шло. Сценарий был один: после ремонта Музыкального театра "ТМ" объединяется с Театром драмы и работает вместе на новой сцене. Мы убедили министерство, что этого делать нельзя, это бы убило "ТМ". И сейчас уже известно, что на 2009 год открывают финансирование проектно-сметной документации на реконструкцию нашего театра. Предполагается, что год уйдет на разработку проекта. А дальше министерство должно договориться насчет федеральных средств, которые вместе с республиканскими пойдут на саму реконструкцию. Если это будет сделано, то по отношению к театру это будет сумасшедшее вливание. Другое дело, что мы последние из театров остались без реконструкции и давно этого ждем.

– Тем не менее, Вы что-то пытаетесь сделать для комфорта зрителей уже сейчас. Поставили вентиляцию…

– Поставили, но мы никак не можем до конца рассчитаться с подрядчиками. Это неподъемные для театра деньги. Так случилось, что от прошлого "ТМ", кроме славного имени и репутации лучшего театра республики, остались еще и огромные долги. В Российское авторское общество мы должны колоссальную сумму. Откладывать с выплатой этих средств уже нельзя, иначе театру грозит банкротство. Так что мы начинаем гасить долги в системе, а это значит, что театр ограничен в средствах, которые могли бы пойти, как на постановку спектаклей, так и на все остальное. Постоянно приходится тришкин кафтан делить, чтобы поддерживать театр в рабочем состоянии. Хотя и это уже делать сложно. Мы единственные в городе пользуемся старыми прожекторами. В результате, если у нас перегорает лампа, мы не можем взять в долг у другого театра. Я заказываю лампы в Саранске. Хорошо, что они хоть там еще есть, иначе мы вообще бы не смогли работать. Увы, сегодня – это факт: наш театр не конкурентоспособен по техническим условиям. Слава богу, у нас есть актеры! Это и есть основное достояние театра.


Спектакли, за которые не стыдно

– И находясь в таких жестких условиях, вы не спешите догонять другие театры по количеству премьер, а позволяете себе очень тщательно подходить к выбору пьесы для постановки, к выбору постановочной группы. И даже взяв какую-то пьесу в работу, затратив немало средств, сил и времени, "ТМ" может себе позволить сказать "Стоп" и отложить спектакль на неопределенное время...

– Здесь я в одиночестве. И даже не у всех в театре нахожу в этом плане понимание. Это к вопросу о том, сколько лет жить театру. Потому что бесконечно одну жилу разрабатывать невозможно. Просто "ТМ" естественным образом подошел к кризису. И для меня сейчас действительно кризисный момент в развитии театра.

– А в чем этот кризис выражается?

– Прежде всего, в смене поколений актеров. Когда в таком немногочисленном коллективе уходят такие личности, как Живых, Ситко, Белонучкин, это невосполнимые потери, как и уехавший Залогин. Это люди, которые во многом определяли театр. Те, кто был средним поколением, сейчас становятся старшим – это наш "золотой фонд". Студийцы Ивана Петрова, многие из которых выросли в серьезных актеров, должны прийти им на смену, хотя они еще молодые, и в связи с этим в труппе наблюдается определенный дисбаланс.

– А злые языки утверждают, что "ТМ" сегодня просто не под силу некоторые спектакли. Вот, мол, театр и отказывается от заранее намеченных постановок...

– Вы имеете ввиду перенос премьеры "Гранатового браслета"? Мы могли бы вообще не афишировать смену наших планов. Это все могло быть тайно. Но я считаю, что это нормальный прецедент. Это не стыдно. Конечно, хочется выпустить премьеру и получать деньги. Но тогда нужно забыть о том, что у театра есть еще какие-то задачи. А мне кажется, что в театр люди идут за тем, чтобы случилось "нечто", чтобы зрители ушли со спектакля, понимая, что они встретились с чем-то новым, серьезным, качественным. Если мы в театре осознаем, что будет нечто среднее, даже и с неплохими актерскими работами, за это не стоит биться.

Правда, позволить себе долгое время не выпускать премьер сложно. И сейчас театр готовит к сдаче "Голого короля" Шварца. Это спектакль для семейного просмотра. И от "Гранатового браслета" Куприна мы не отказались. Этой работой загорелся известный режиссер Сергей Стеблюк. Он вместе с Климонтовичем, писателем, драматургом, работающим для Фокина, пишет инсценировку. В декабре Стеблюк приедет знакомиться с труппой, а на конец сезона запланирована долгожданная премьера.

Сегодня наш театр во многом определяется с критериями. Предполагается, что после реконструкции у "ТМ" будет две сцены: экспериментальная площадка и основная. Мы надеемся, что постепенно сформируется топ-лист театра. Спектакли, входящие в него, составят репертуар большой сцены. На малой же будет большая свобода – там смогут идти постановки, может быть, и спорные, но необходимые для развития театра.


Кризис – понятие положительное

– А за два сезона, прошедших под вашим руководством, какой спектакль вы сегодня внесли бы в топ-лист "ТМ"?

– Гармоничным спектаклем получился "Марьино поле". Его можно не принимать по эстетическим соображениям, но это, безусловно, высокопрофессиональная работа. Все остальное достойно по разным составляющим, там много хорошего, но это не тот результат, на который мы рассчитывали. Так что мы собрали маленький репертуар, за который не стыдно, но это, во многом, этап поиска.

– А как актеры относятся к вашему "суровому" подходу к качеству работы?

– Актерам тяжело. Они хотят слышать не о кризисе, а о победах, и они правы – многие из них, действительно, замечательно работают. И не их вина, что не всегда получается тот спектакль, который ждали. Или не только, и не столько их вина… Хотя, когда в театре такая труппа, неправильно говорить о кризисе в привычном понимании этого слова. В нашем случае, кризис – это попытка выйти на какой-то другой уровень, открыть новые возможности и в самих актерах, и в театре в целом; попытаться установить диалог с сегодняшним зрителем на понятном ему языке, но, не теряя критериев, приемлемых для нас, не заигрывая, не опуская планку. Для меня это не негативный, а позитивный момент. И то, что вокруг "ТМ" сегодня собирается команда супер-профессионалов – преподавателей из Питера, которые работают с нашим театральным курсом и с актерами театра, – это дает возможность труппе расти профессионально. Ну, а все мои критичные высказывания – это не упаднические настроения в канун юбилея. Просто для меня важно трезво смотреть на вещи. Я не хочу, чтобы накануне предстоящих торжеств на всех углах кричали о гениальности коллектива. Публика придет в зал и все увидит. Главное, быть честным перед самим собой и перед зрителем.

Беседовала Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей