Аналитика. Обществоведение
13:21, 10 Декабря 2008

Школьников не разделят на христиан и мусульман

Религиозные организации и представители сферы образования Карелии выступили за преподавание в школах нового учебного предмета, посвященного изучению мировых религий. Возможно, уже в следующем году официальное решение на этот счет примет минобразования России. Однако введение такого предмета вызывает большие сомнения из-за отсутствия качественных учебных пособий и, главное, квалифицированных педагогов. По данным Института повышения квалификации учителей Карелии, многие из них не только не имеют подготовки в области религиоведения, но и демонстрируют полное невежество в элементарных вопросах государственно-церковных отношений.


Эта тема обсуждалась на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений при главе Карелии с участием представителей руководства министерства образования, Института повышения квалификации учителей, Петрозаводского госуниверситета, министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями и общественных организаций.

Как сообщил начальник отдела министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Виктор Бирин, большинство конфессий, существующие в республике, поддерживают преподавание в школах курса под условным названием "Основы мировых религий". По словам Бирина, представители религиозных объединений высказывают разные точки зрения на эту проблему, но, в целом, "демонстрируют конструктивный подход" и"благожелательное отношение друг к другу". Большинство считает недостаточной работу воскресных школ и факультативов в школах. "Многие говорят, что на факультатив будет ходить всего несколько человек и ради этого не стоит напрягаться", – пояснил Бирин позицию представителей конфессий.

Большинство настаивает на преподавании религиоведческих дисциплин в рамках основной школьной программы. Некоторые предлагают организовать изучение религий в зависимости от вероисповедания учеников. В этом случае православные школьники будут ходить на "уроки православия", мусульмане на "уроки ислама" и так далее. Против этого категорически возражает министерство образования Карелии. По словам начальника отдела ведомства Александра Морозова, такое разделение учащихся противоречит закону "О свободе совести". "Школы будут вынуждены вести учет религиозных предпочтений учеников, а это запрещено законом", – пояснил Морозов. Впрочем, большинство религиозных объединений Карелии тоже не в восторге от этой идеи. Общее мнение состоит в том, чтобы преподавать единый предмет, посвященный если не всем мировым религиям, то хоты бы основным из тех, которые традиционны для народов России.

Но и здесь не все так просто. Одно из главных препятствий – отсутствие федерального "образовательного стандарта", утвержденного министерством образования России. Такой "образовательный стандарт", который включает в себя определенный набор знаний по предмету, обязателен для преподавания всех без исключения школьных дисциплин. Возможно, в следующем году, такой стандарт по предмету "Основы мировых религий" будут утвержден министерством образования РФ. А может быть, и регионы получат больше свободы для введения в школах новых учебных дисциплин, в том числе религиоведческого курса.

В этом случае встанет вопрос о принципах преподавания. "Что преподавать: религию или о религии? – задался этим вопросом на заседании правительственной комиссии доцент Петрозаводского госуниверситета Александр Ильин. – В светских учреждениях не должно быть преподавания религии, это дело священников. Это должен быть курс о религии. Тогда сам собой снимается вопрос, по какому принципу делить учеников. Делить их не придется".

"Такой предмет не должны преподавать священники, так как им свойственна догматическая окрашенность и тенденциозный подход при освещении материала, - поддержал вузовского коллегу старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарного образования Института повышения квалификации учителей Карелии Виктор Паасо. – Преподаванием курса должны заниматься только квалифицированные педагоги".

Об уровне квалификации карельских учителей в области религиоведения свидетельствуют результаты опросов участников фокус-групп, состоявших из преподавателей, проходивших обучение на кафедре общественно-гуманитарного образования Института повышения квалификации. "Около 90 процентов учителей имеют серьезные пробелы в области взаимоотношений религий и государства, – утверждает представитель Института. – Большинство из них считает православие государственной религией России. То, что наша страна является светским государством и это отражено в Конституции и законе "Об образовании" стало для них откровением". По словам Пассо, многие педагоги считают православие "единственно правильной верой", а все остальные религии и христианские конфессии – сектами, "опасными для духовного воспитания молодежи и целостности государства".

Представитель Института повышения квалификации учителей подчеркнул, что эти данные не являются результатами социологических опросов, а потому не могут претендовать на репрезентативность. Однако, по мнению Паасо, его многолетний опыт работы с учителями показывает, что подобное представление о взаимоотношениях церкви и государства характерно для большинства карельских педагогов.

К появлению в школах обязательного предмета "Основы мировых религий" не готовы не только учителя, но, похоже, и сами школьники, даже те, которые отдают себе отчет в своей религиозной принадлежности и регулярно посещают храмы. Такое впечатление сложилось у Виктора Бирина во время посещения одного из православных приходов.

"Я спрашивал ребят: "Ходите в храм?" Отвечают: "Да, ходим постоянно". "А если появится в школе, как обязательный предмет, курс по изучению религии, как вы к этому отнесетесь?". Говорят: "Ой, нет, у нас в школе и так нагрузка большая, много уроков", – рассказал о своих впечатлениях представитель министерства.

Тем не менее, новый учебный предмет, посвященный изучению мировых религий, появится, возможно, уже в следующем году. Во всяком случае, этот вопрос сейчас активно обсуждается в министерстве образования России. А пока власти Карелии рекомендуют представителям конфессий проводить занятия в виде добровольных факультативов в школах. Органам местного самоуправления предписано оказывать им в этом всяческую помощь, например, предоставлять помещения в школах для проведения таких факультативов. Учителя тоже не останутся в стороне. Им разрешено преподавать основы мировых религий в рамках уже существующих школьных предметов. При этом правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений в тексте своих рекомендаций не забыла подчеркнуть, что "государство обязано обеспечивать светский характер образования".

Алексей Укконе

Комментарии

Андрей Тюков
2008-12-17 16:24:33
DM, по поводу "разрушенных цивилизаций", наверное, соглашусь. Но это же и понятно. Христианство (системное) – цивилизация an sich. Естественно, что оно тяготеет к разрушению того, что противоречит вектору его развития. В итоге, получается как с одержимостью: одержимый приобретает черты новой личности (демона), сохраняя при этом многие особенности старого "я". Это при том, что новая, вселившаяся личность всегда стремится разрушить и даже уничтожить личность носителя. Примерно это и получилось с религией Христа (в позднейших интерпретациях). Взгляните на христианство в России - да оно наполовину язычество... как ни тужились, как ни посылали Перуна за пороги, - ан Перун-то возвращается… Но я бы не скорбел о цивилизации. Цивилизация есть вещь, скорее, вредная, чем полезная для духовного развития. Есть ведь ещё и культура – последнее прибежище и от цивилизации, и от государства, и от церкви – неотъемлемой части последнего. "Люди как стадо баранов", пишете Вы. Ну, это – как посмотреть. Если с точки зрения пастыря, тогда да… а если – с точки зрения паствы ?
ДМ
2008-12-17 15:46:29
Андрей, смотря по тому, что считать пользой. Если польза - это когда люди как стадо баранов, тогда да. Если же польза - когда люди с острым критичным умом, которые видят, что к чему, тогда библия в этом деле -плохой помощник. Как я уже писал, христианство чуть не разрушило европейскую цивилизацию и здорово помешало другим.
Политический обоРЗеватель
2008-12-17 15:21:33
Андрей Тюков Не убрали лишь потому, что написано - "не убирать! Не менять! Не искажать! Не вырывать куски!" (не помню дословно). А по поводу "Истинного учения и распятия" - это к агентам Синедриона, они уж точно знают "где истина событий тех дней"...
Андрей Тюков
2008-12-17 15:06:02
ПО, подмена понятий! Религия не "создаёт пустоту" - этим как раз занимаются официальные структуры. Сиречь, церковь. Откровение Иоанна Богослова - ярко, образно, "кислотно", но... это уже инструмент политической борьбы между церквями. Особенно хорошо это читается - между строк - в памфлетной части. Неслучайно ведь долго сомневались - включать, не включать Откровение в канон... включили-таки, отбросив при этом множество других произведений, написанных в этом, модном о ту пору, жанре (к примеру, Апокалипсис Петра). Религия - светлое и доброе чувство. Вера даёт свободу. Надо просто полюбить Иисуса. Вот, таким, каким его рисуют Евангелия - сын плотника, распят при Понтии Пилате, воскрес на третий день... при всех противоречиях и несуразностях евангельских рассказов, проповедь Иисуса - цельная и непротиворечивая. И главное в ней - именно свобода. Личная свобода всякого. А она раскрывается в любви. Только в любви человек становится тем, кто он есть. "Кто без греха - пусть первый бросит в неё камень!" - вот уже за это можно полюбить его. Сына плотника, восставшего против власти земной во имя Царства Небесного "внутри нас". Я в церкви не бываю. Не молюсь, посты не соблюдаю. Не крещён. Просто, нравится рассматривать все возможные пути. Из-за любой стены есть путь. Наверное.
Политический обоРЗеватель
2008-12-17 14:38:42
Отлично сказано! Вот этим религии и занимаются - создают пустоту, уничтожают веру в Бога, заменяя истиные понятия нравственности на покорность... Ну-ну... Последний день покажет. Да, и ещё, перечитайте перед сном Откровение Иоанна Богослова - основные "разборки" Бог учинит именно с религиозными течениями, а не с теми кто верил Ему надконфессионально... Как всегда, спасибо за диалог. Уехал в тайгу, к медведям...
Андрей Тюков
2008-12-17 14:27:04
А не надоть нам доказывать, ПО. Поберегите стену - она не может Вам ответить. )) Религия не основана "на постулатах". Религия есть чувство, чувство любви к богу. Религия - не церковь, не будем смешивать. Я считаю, пусть лучше в голове будет вера (и в сердце), чем пустота. Чтение Библии не может принести вреда в принципе. Хотя бы по той причине, что книги Заветов - и Ветхого, и особенно Нового - полны противоречий самого различного свойства. Задуматься над ними, попытаться решить их для себя - чем не упражнения для пытливого ума? И к пастырю не грех обратиться. С условием отнестись к пастырским рекомендациям так же критически. Принимать на веру - это не вера, это обучение. Вера есть самообучение. Только через свой личный опыт можно к чему-то прийти, а правильно или неправильно - узнаем в Последний День. Главное, без агрессии... мягше, мягше... Это в нас от мира. "Кто любит мир, в том нет любви Отца" (с).
Политический обоРЗеватель
2008-12-17 13:46:31
Андрей Тюков Вы вот вроде пожили на этом Свете немало, а предлагаете чушь. "Ничего кроме пользы"... У Вас вообще есть понятия, что разные религии основаны на разных постулатах? Одни-Сыну Бога, другие - пророку, третьи - просветленному человеку и т.д. Это разные культуры и народы! Большинство из этих религий (а в моём понимании - ВСЕ) чужды для русского человека! ... Я устал уже биться говой об стену и доказывать вам всем (один ДМ здравый человек). что фирмы, назвавшиеся религиозными течениями, взявшие идею о Боге как актив, ничего хорошего принести не могут.
Политический обоРЗеватель
2008-12-17 13:31:49
Религиозные "фанатики", которые с рвением исполняют заповеди пускай живут там - на Западе и т.д. Это уже не люди - это "рабы". Они пойдут туда куда им скажут и сделают то, что им скажут. Все ссылки, да и в принципе книга, о которой Вы говорите - инструкция по управлению людьми. Хорош человек, который по каждому поводу бегает к пастырю - "А как мне поступить в этом случае, а как в этом, что там Библия и прочие говорят? Да? Хорошо... Конечно... Так и сделаю..." И всё равно, что "советчики" жили сотни лет назад - ерунда, перекроим под сегодняшний день! Точнее пастырь перекроит! Rita, хватит паясничать! 21 век на дворе! Человек сам по произволению Божьему жить должен, а не по наставлениям свещенников. И перестаньте по собственной воле раболепствовать. Вы что, сами не можете обратиться к Богу - поводырь нужен? Аккуратнее тогда, они (пастыри) могут и ошибаться, и хорошо, если случайно...
Андрей Тюков
2008-12-17 13:12:46
Прекрасны заповеди Декалога. Не уступает им Нагорная проповедь Христа. Огромная историческая заслуга иудаизма и христианства заключается в том, что – впервые в истории человечества! – моральные принципы были возведены в ранг Закона. Другое дело, что реальная жизнь большинства представителей рода человеческого радикальных изменений в этой связи не претерпела, но это, по-видимому, удел всех реформ. Чтение Библии (впрочем, почему только Библии? Корана, Книги о Дао и Дэ, Зенд-Авесты, Типитаки, и пр.) не принесёт ничего, кроме пользы. С этим трудно не согласиться. Пусть читают! Дома в кругу семьи. В школе на факультативном занятии. С друзьями и подругами (вместо пития и бития). Последнее – не юмор: молодёжные библейские общества хорошо известны во многих странах. Пусть люди живут по Христу. Но государство не может, не способно "жить по Христу". Не может (и не должен, кстати) вспоминать о заповеди "Не убий" воин на поле битвы. ОМОНовец, заносящий "демократизатор" над головой "несогласного", должен, но - не может… Государство есть репрессивный аппарат. Кем было сказано: "Богу богово, а кесарю - кесарево"? Принцип "разделения властей" – земной и небесной, в данном случае – выражен предельно ясно самим Иисусом (был ли он ещё и Христом – вопрос для многих спорный). Хотя сам эпизод придуман: в Палестине монет с изображением кесаря не было, и быть не могло. Иудаизм, наряду с исламом, запрещает изображать живые существа, поэтому ни один иудей не взял бы в руки такой динарий, и специально чеканились монеты "без кесаря". Но авторы Евангелий жили в диаспоре, обычаи исторической родины знали слабо… Возвращаясь к теме школьного курса по истории религий. Мало кто отрицает его необходимость. "Мина" заложена в том, что "наше всё" – Русская православная церковь – менее всего нуждается в объективном, всестороннем, научном изложении предмета. РПЦ по своей природе не любит и избегает всякого "мудрствования", полагая его (быть может, cправедливо) лукавым. Поэтому велика вероятность того, что школьный курс сделают однозначно прозелитическим, превратив дискуссию в апологию. А пресловутые "два града" Блаженного Августина лёгким движением руки превратят в один. Вот в чём загогулина-то...
ДМ
2008-12-17 12:48:30
Эх, Rita... Да будет Вам известно, что обычный ватерклозет широко применялся среди "язычников" - римлян и китайцев ещё до новой эры. А в Европе он появился не раньше 30-х годов 19-го века! А без данной технологии о какой культуре и какой гигиене можно говорить! Европа (в период до 19-го века) погрязла в говнище и грязище, обратите внимания, в их культуре нет ни бань, ни саун, это всё с востока к ним пришло, причём весьма поздно!
Гость
Выбор читателей

Аналитика

29.05.2017 12:09
Капитал
Специалисты  из Карелии ждут объявления результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Только вряд ли наша республика займет  в нем хорошие позиции.
24.05.2017 11:31

Чтиво

Сегодня 10:59
Личное мнение
Политолог Олег Реут о слушаниях по проекту часовни на площади Кирова.

Опрос

Куда этим летом отправите своих детей на отдых?