Школьников не разделят на христиан и мусульман

Аналитика. Обществоведение
13:21, 10 Декабря 2008

Религиозные организации и представители сферы образования Карелии выступили за преподавание в школах нового учебного предмета, посвященного изучению мировых религий. Возможно, уже в следующем году официальное решение на этот счет примет минобразования России. Однако введение такого предмета вызывает большие сомнения из-за отсутствия качественных учебных пособий и, главное, квалифицированных педагогов. По данным Института повышения квалификации учителей Карелии, многие из них не только не имеют подготовки в области религиоведения, но и демонстрируют полное невежество в элементарных вопросах государственно-церковных отношений.


Эта тема обсуждалась на заседании комиссии по вопросам религиозных объединений при главе Карелии с участием представителей руководства министерства образования, Института повышения квалификации учителей, Петрозаводского госуниверситета, министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями и общественных организаций.

Как сообщил начальник отдела министерства по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Виктор Бирин, большинство конфессий, существующие в республике, поддерживают преподавание в школах курса под условным названием "Основы мировых религий". По словам Бирина, представители религиозных объединений высказывают разные точки зрения на эту проблему, но, в целом, "демонстрируют конструктивный подход" и"благожелательное отношение друг к другу". Большинство считает недостаточной работу воскресных школ и факультативов в школах. "Многие говорят, что на факультатив будет ходить всего несколько человек и ради этого не стоит напрягаться", – пояснил Бирин позицию представителей конфессий.

Большинство настаивает на преподавании религиоведческих дисциплин в рамках основной школьной программы. Некоторые предлагают организовать изучение религий в зависимости от вероисповедания учеников. В этом случае православные школьники будут ходить на "уроки православия", мусульмане на "уроки ислама" и так далее. Против этого категорически возражает министерство образования Карелии. По словам начальника отдела ведомства Александра Морозова, такое разделение учащихся противоречит закону "О свободе совести". "Школы будут вынуждены вести учет религиозных предпочтений учеников, а это запрещено законом", – пояснил Морозов. Впрочем, большинство религиозных объединений Карелии тоже не в восторге от этой идеи. Общее мнение состоит в том, чтобы преподавать единый предмет, посвященный если не всем мировым религиям, то хоты бы основным из тех, которые традиционны для народов России.

Но и здесь не все так просто. Одно из главных препятствий – отсутствие федерального "образовательного стандарта", утвержденного министерством образования России. Такой "образовательный стандарт", который включает в себя определенный набор знаний по предмету, обязателен для преподавания всех без исключения школьных дисциплин. Возможно, в следующем году, такой стандарт по предмету "Основы мировых религий" будут утвержден министерством образования РФ. А может быть, и регионы получат больше свободы для введения в школах новых учебных дисциплин, в том числе религиоведческого курса.

В этом случае встанет вопрос о принципах преподавания. "Что преподавать: религию или о религии? – задался этим вопросом на заседании правительственной комиссии доцент Петрозаводского госуниверситета Александр Ильин. – В светских учреждениях не должно быть преподавания религии, это дело священников. Это должен быть курс о религии. Тогда сам собой снимается вопрос, по какому принципу делить учеников. Делить их не придется".

"Такой предмет не должны преподавать священники, так как им свойственна догматическая окрашенность и тенденциозный подход при освещении материала, - поддержал вузовского коллегу старший преподаватель кафедры общественно-гуманитарного образования Института повышения квалификации учителей Карелии Виктор Паасо. – Преподаванием курса должны заниматься только квалифицированные педагоги".

Об уровне квалификации карельских учителей в области религиоведения свидетельствуют результаты опросов участников фокус-групп, состоявших из преподавателей, проходивших обучение на кафедре общественно-гуманитарного образования Института повышения квалификации. "Около 90 процентов учителей имеют серьезные пробелы в области взаимоотношений религий и государства, – утверждает представитель Института. – Большинство из них считает православие государственной религией России. То, что наша страна является светским государством и это отражено в Конституции и законе "Об образовании" стало для них откровением". По словам Пассо, многие педагоги считают православие "единственно правильной верой", а все остальные религии и христианские конфессии – сектами, "опасными для духовного воспитания молодежи и целостности государства".

Представитель Института повышения квалификации учителей подчеркнул, что эти данные не являются результатами социологических опросов, а потому не могут претендовать на репрезентативность. Однако, по мнению Паасо, его многолетний опыт работы с учителями показывает, что подобное представление о взаимоотношениях церкви и государства характерно для большинства карельских педагогов.

К появлению в школах обязательного предмета "Основы мировых религий" не готовы не только учителя, но, похоже, и сами школьники, даже те, которые отдают себе отчет в своей религиозной принадлежности и регулярно посещают храмы. Такое впечатление сложилось у Виктора Бирина во время посещения одного из православных приходов.

"Я спрашивал ребят: "Ходите в храм?" Отвечают: "Да, ходим постоянно". "А если появится в школе, как обязательный предмет, курс по изучению религии, как вы к этому отнесетесь?". Говорят: "Ой, нет, у нас в школе и так нагрузка большая, много уроков", – рассказал о своих впечатлениях представитель министерства.

Тем не менее, новый учебный предмет, посвященный изучению мировых религий, появится, возможно, уже в следующем году. Во всяком случае, этот вопрос сейчас активно обсуждается в министерстве образования России. А пока власти Карелии рекомендуют представителям конфессий проводить занятия в виде добровольных факультативов в школах. Органам местного самоуправления предписано оказывать им в этом всяческую помощь, например, предоставлять помещения в школах для проведения таких факультативов. Учителя тоже не останутся в стороне. Им разрешено преподавать основы мировых религий в рамках уже существующих школьных предметов. При этом правительственная комиссия по вопросам религиозных объединений в тексте своих рекомендаций не забыла подчеркнуть, что "государство обязано обеспечивать светский характер образования".

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей