Аналитика. Капитал
09:18, 30 Декабря 2008

Клизма для туризма

Экономический кризис обещает туристической отрасли Карелии "очистительный эффект".


В наступающем году в республике прогнозируется не только дальнейшее сокращение производства на крупнейших лесопромышленных и металлургических предприятиях, но и падение спроса на услуги местных туристических компаний, которые на протяжении последних десяти лет, минувших со времени предыдущего кризиса, были востребованы не меньше, чем карельские пиломатериалы, железорудные окатыши или алюминий. Как было заявлено на заседании Координационного совета по развитию туризма, состоявшемся в правительстве накануне новогодних праздников, пик спада в туристической отрасли ожидается весной, и, по оценкам экспертов, он может достичь 20-35 процентов.

Первые потрясения в отрасли произошли уже в конце нынешнего года. Некоторые отели и базы отдыха, пользовавшиеся особой популярностью у жителей российских мегаполисов в период новогодних каникул, до сих пор не смогли продать свои туры, даже несмотря на вынужденное снижение цен. По признанию директора одной из ведущих карельских турфирм "Лукоморье" Ольги Лукиной, компания впервые за время своего существования столкнулась с отказом клиентов от отдыха в Карелии, который был обусловлен потерей ими работы. В такой ситуации турфирме пришлось по нескольку раз "перебронировать" гостиничные номера и загородные коттеджи.

Но, как считает начальник управления развития экономики муниципальных образований, социальной сферы и туризма республиканского Минэкономразвития Владимир Чехонин, причина снижения спроса на услуги карельских турфирм кроется не только в ухудшении социального положения россиян, которые по-прежнему составляют основную массу гостей региона. «В Карелии зачастую наблюдается немотивированный рост цен на размещение в гостиницах, транспортное обслуживание, а также чрезмерное завышение даже на этом фоне некоторыми турфирмами цен на свой турпродукт. Отдых в Карелии часто становится неконкурентоспособным не только в сравнении с близлежащими российскими регионами, но и с пляжным зарубежным отдыхом, а также с активным отдыхом на Байкале и Алтае, где дальние расстояния компенсируются более низкими ценами и уровнем сложности маршрутов», – заметил чиновник.

По большому счету, за последнее десятилетие в Карелии так и не появился высокоэффективный туристский комплекс, несмотря на ежегодные отчеты региональных властей об успехах отрасли. По-настоящему качественных турпродуктов в республике крайне мало, и спрос на них остался по-прежнему высоким даже в условиях экономического кризиса. Так, по словам депутата карельского парламента и бизнесмена Олега Шереметьева, построившего в окрестностях знаменитых Марциальных Вод современный санаторий «Дворцы», желающих отдохнуть на первом российском курорте не стало меньше: санаторий распродал почти все путевки на январь и уже принимает заказы на февраль. «У нас другое направление деятельности, нежели у большинства карельских турфирм. Мы предлагаем не просто традиционных отдых в загородном коттедже, а комплексные лечебно-оздоровительные программы, поэтому должны соответствовать высоким требованиям наших посетителей. В новом году мы будем вынуждены удерживать цены на нынешнем уровне, несмотря на удорожание себестоимости услуг. Это приведет к сокращению нашей прибыли, но зато мы сохраним своих клиентов», – сказал Олег Шереметьев.

Однако многим турфирмам Карелии, появившимся в последние годы на волне огромной популярности отдыха в «краю лесов и озер», по всей видимости, предстоит борьба за выживание. Традиционный набор местной «экзотики» – сауна, рыбалка, катание на снегоходах, подорожавший уже до уровня спа-отелей Юго-Восточной Азии, при нынешних ценах фактически обречен. Нужно быть большим любителем карельской тайги, чтобы снять домик в лесу на три-четыре дня за 25-35 тысяч рублей. Это при том, что добираться до домика зачастую приходится по темным и нечищеным дорогам с дорогим общепитом и неприветливым обслуживающим персоналом. Стоит ли удивляться, что из 1,83 миллиона гостей, посетивших, по отчетам карельских чиновников, республику в уходящем году, услугами местных турфирм воспользовалась всего треть – 560 тысяч человек?

Собственно, положение в туристической отрасли Карелии во многом напоминает то, что происходило в последние несколько лет в лесопромышленном комплексе. Высокий спрос на пиломатериалы и благоприятная ценовая ситуация способствовали открытию в республике огромного количества лесопилок, которым даже не стало хватать сырья. Но, как только рынок оказался затоварен, и цены поползли вниз, вдруг выяснилось, что качество и себестоимость большей части лесной продукции из Карелии не выдерживают никакой конкуренции. Теперь лесную отрасль покинут многие конъюнктурные игроки, а оставшимся компаниям придется всерьез задуматься о том, чем они смогут завоевать свое место на рынке.

Как было отмечено на заседании Координационного совета по развитию туризма, экономический кризис может иметь для туристической сферы республики «очистительный эффект». В условиях предстоящей жесткой конкурентной борьбы между основными туристическими регионами страны за перераспределение сокращающегося потока отечественных туристов карельские турфирмы будут вынуждены скорректировать свою ценовую политику и повысить уровень обслуживания. «Речь сегодня идет о сохранении
карельского туризма как такового. Дальнейшее повышение цен на туристко-гостиничные услуги приведет к оттоку туристов из нашей республики", – подчеркнула на заседании совета директор компании «Лукоморье» Ольга Лукина.

Валерий Поташов 

Комментарии

ДМ
2009-01-11 11:52:32
Статейка зашибись... Полагаю, в любой аналогичной Гоа дикой и тупой стране свои заморочки... Если не опасные животные, так беспредельное население или неустойчивая политическая ситуация, а то и опасность цунами...
entrepreneur
2009-01-10 14:32:58
Тут кто-то упомянул Гоа... Ребята, зная об Индии не понаслышке ещё с советских времён, советую очень очень хорошо подумать перед тем как туда поехать за отдыхом. В качестве примера привожу ссылку на печальную историю на Газета.РУ, "Мой муж встретил смерть на пляже", http://www.gazeta.ru/travel/2005/12/16_e_500086.shtml. Не буду тут разводить ликбез. Просто почитайте комментарии к статье от люднй реально знакомых с этим регионом. С того времени (2005-2006 год) там мало что изменилось...
ДМ
2009-01-06 15:17:50
А по теме обсуждения - не должна Карелия стоить сильно дороже других мест. Высокая себестоимость, а также "отбивание" инвестиций туристам не интересно. Им соотношение цена/качество приемлемое подавай!
ДМ
2009-01-06 15:15:38
ПО, про тупоотдых принципиально согласен, но в любой относительно спокойной русскоговорящей стране этот самый активный отдых устроить себе очень просто. В том же Крыму за целое лето все действительно занятные места не успеешь посетить. Гоша, представленный рассчёт включает в себя железную дорогу в купе за вычетом конпенсаций в соответствии с Законом о северных территориях. Только вот летом в купе в поезде Мурманск-Симферополь тяжело ехать - очень душно. Плацкарт в этом смысле гораздо приятнее - в 2007-м убедился.
Политический обоРЗеватель
2009-01-06 12:47:49
А что до экзотики... ГОА - 19500 руб. Перелёт, проживание. На третий день хочется домой... :(
Политический обоРЗеватель
2009-01-06 12:43:37
Соглашаюсь с Гошей. У нас, жителей Северо-Запада есть некий стереотип - Солнце, пляж, загарать, купаться, пожевать фруктов и посмотреть на развалины средних веков. Это называется - тупоотдых и набраться витаминов Солнца :) Отдых в той же Карелии - АКТИВНЫЙ отдых, адреналин и экстрим. Хочешь по грязи на джипах, хочешь на лыжах или сноуборде... :) И т.д. Изначально он подразумевает большие стартовые вложения для организаторов, особенно в зимний период. Это вам не домик в частном секторе к приезду постояльцев помыть. :) Почему то, мы забываем, что так же как и жители Черноморского побережья ВСЮ ЖИЗНЬ порой живём там, куда люди хотели бы приехать отдохнуть! И вообще, чем выше станет цена ДЛЯ ПРИЕЗЖИХ на Карельский отдых - тем престижнее край!
Гоша
2009-01-06 11:19:14
А вот здесь не соглашусь категорически. Если так, то не будет никакой экономики в туризме, а сплошь богадельня. Вспомните, почему нам, россиянам, по карману были Египет и Турция? И по карману ли основной массе населения этих стран отдых в тех самых отелях, где отдыхаем мы? Ну и насчет "московских богачей"))) Я ж писал в начале - ребята обычные трудяги - не олигархи, не бизнесмены, не чиновники. Им как раз сложно найти 40000 на отдых на Карибах, а вот 8500 на Карелию - в самый раз
Rita
2009-01-06 10:53:31
Гоша Знаете создавая туристическую индустрию в Карелии надо орентироваться не на "масковских" богачей, а на нас с вами кто живет и работает в Карелии. А 8500 рублей очень дорого за 4-е дня отдыха!
Гоша
2009-01-05 23:44:30
Rita, Кфрибы не Карелия, спору нет))) Там тепло, там море, мулаты с мулатками и прочие пинья-колады))) Просто есть еще некие экономические закономерности, согласно которым при росте качества услуги, предположим, в 2 раза, ее себестоимость возрастает вовсе не в той же пропорции, а в гораздо меньшей, и цена реализации, соответственно, тоже. Поэтому умножать 8,5 на 4 в даном случае не совсем корректно, согласитесь Я, например, не поехал бы в Карелию за 8500))) Более того, в подмосковный пансионат на НГ за эти деньги тоже не хочу. Но ребята когда ехали, подсчитали: из 8500 около 3000 - только дорога, 5500 за 4 дня новогоднего отдыха, когда все цены объективно выше обычных - для них вполне приемлемо, 1400 в сутки со всеми теми пирогами, о которых я уже писал. И проживание, к слову, не на занюханной турбазе, а в нормальной благоустроенной гостинице было То есть в данном случае мы имеем место с понятием спроса/предложения. Судя по всему, предложение было вполне адекватным и посильным в финансовом плане для туристов. Они получили что хотели, им все очень понравилось. Значит, турфирма-организатор сработала качественно, разве не так? При этом не забываем, что в цене путевки как минимум 10-15% маржи московского турагентства, которое продало путевки Что же до остального, то соглашусь - беда у нас с туризмом. Как и со многим другим. Государство оставилоо себе функцию глашатая, вовсе не собираясь вкладываться ни интеллектуально, ни материально в эту отрасль. Все отдано на откуп тем, кто в этом бизнесе крутится. Вот они и крутятся, как хотят и как могут. А им не только не помогают, а еще и палки в колеса вставляют. Поговорите с людьми, кто этим (турбизнесом, в смысле) занимается - они за чашкой кофе мно-о-ого интересного расскажут. А отсюда и не всегда нормальная ценовая политика. Проще принять 10 человек по 20 тысяч рублей, чем 30 человек - по 10 тысяч. Прибыль в итоге та же будет, а геморроя гораздо меньше.
Rita
2009-01-05 22:47:32
Гоша я не против платить когда есть за что! У нас просто нет никакого выбора.Поэтому и цены такие придумали. Я слетала на две недели (15 дней) на Карибы (только что). с полным пансионом всего за 1,2 т.е. это в в рублях где-то 40 тыс. Перелет был 13-ть часов. Гостиница прямо на берегу моря. Теперь 8500х4 та же самая цена Так сравните Карибы и Карелия;)))
Гость

Аналитика

22.05.2017 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?