Экономический кризис обещает туристической отрасли Карелии "очистительный эффект".
В наступающем году в республике прогнозируется не только дальнейшее сокращение производства на крупнейших лесопромышленных и металлургических предприятиях, но и падение спроса на услуги местных туристических компаний, которые на протяжении последних десяти лет, минувших со времени предыдущего кризиса, были востребованы не меньше, чем карельские пиломатериалы, железорудные окатыши или алюминий. Как было заявлено на заседании Координационного совета по развитию туризма, состоявшемся в правительстве накануне новогодних праздников, пик спада в туристической отрасли ожидается весной, и, по оценкам экспертов, он может достичь 20-35 процентов.
Первые потрясения в отрасли произошли уже в конце нынешнего года. Некоторые отели и базы отдыха, пользовавшиеся особой популярностью у жителей российских мегаполисов в период новогодних каникул, до сих пор не смогли продать свои туры, даже несмотря на вынужденное снижение цен. По признанию директора одной из ведущих карельских турфирм "Лукоморье" Ольги Лукиной, компания впервые за время своего существования столкнулась с отказом клиентов от отдыха в Карелии, который был обусловлен потерей ими работы. В такой ситуации турфирме пришлось по нескольку раз "перебронировать" гостиничные номера и загородные коттеджи.
Но, как считает начальник управления развития экономики муниципальных образований, социальной сферы и туризма республиканского Минэкономразвития Владимир Чехонин, причина снижения спроса на услуги карельских турфирм кроется не только в ухудшении социального положения россиян, которые по-прежнему составляют основную массу гостей региона. «В Карелии зачастую наблюдается немотивированный рост цен на размещение в гостиницах, транспортное обслуживание, а также чрезмерное завышение даже на этом фоне некоторыми турфирмами цен на свой турпродукт. Отдых в Карелии часто становится неконкурентоспособным не только в сравнении с близлежащими российскими регионами, но и с пляжным зарубежным отдыхом, а также с активным отдыхом на Байкале и Алтае, где дальние расстояния компенсируются более низкими ценами и уровнем сложности маршрутов», – заметил чиновник.
По большому счету, за последнее десятилетие в Карелии так и не появился высокоэффективный туристский комплекс, несмотря на ежегодные отчеты региональных властей об успехах отрасли. По-настоящему качественных турпродуктов в республике крайне мало, и спрос на них остался по-прежнему высоким даже в условиях экономического кризиса. Так, по словам депутата карельского парламента и бизнесмена Олега Шереметьева, построившего в окрестностях знаменитых Марциальных Вод современный санаторий «Дворцы», желающих отдохнуть на первом российском курорте не стало меньше: санаторий распродал почти все путевки на январь и уже принимает заказы на февраль. «У нас другое направление деятельности, нежели у большинства карельских турфирм. Мы предлагаем не просто традиционных отдых в загородном коттедже, а комплексные лечебно-оздоровительные программы, поэтому должны соответствовать высоким требованиям наших посетителей. В новом году мы будем вынуждены удерживать цены на нынешнем уровне, несмотря на удорожание себестоимости услуг. Это приведет к сокращению нашей прибыли, но зато мы сохраним своих клиентов», – сказал Олег Шереметьев.
Однако многим турфирмам Карелии, появившимся в последние годы на волне огромной популярности отдыха в «краю лесов и озер», по всей видимости, предстоит борьба за выживание. Традиционный набор местной «экзотики» – сауна, рыбалка, катание на снегоходах, подорожавший уже до уровня спа-отелей Юго-Восточной Азии, при нынешних ценах фактически обречен. Нужно быть большим любителем карельской тайги, чтобы снять домик в лесу на три-четыре дня за 25-35 тысяч рублей. Это при том, что добираться до домика зачастую приходится по темным и нечищеным дорогам с дорогим общепитом и неприветливым обслуживающим персоналом. Стоит ли удивляться, что из 1,83 миллиона гостей, посетивших, по отчетам карельских чиновников, республику в уходящем году, услугами местных турфирм воспользовалась всего треть – 560 тысяч человек?
Собственно, положение в туристической отрасли Карелии во многом напоминает то, что происходило в последние несколько лет в лесопромышленном комплексе. Высокий спрос на пиломатериалы и благоприятная ценовая ситуация способствовали открытию в республике огромного количества лесопилок, которым даже не стало хватать сырья. Но, как только рынок оказался затоварен, и цены поползли вниз, вдруг выяснилось, что качество и себестоимость большей части лесной продукции из Карелии не выдерживают никакой конкуренции. Теперь лесную отрасль покинут многие конъюнктурные игроки, а оставшимся компаниям придется всерьез задуматься о том, чем они смогут завоевать свое место на рынке.
Как было отмечено на заседании Координационного совета по развитию туризма, экономический кризис может иметь для туристической сферы республики «очистительный эффект». В условиях предстоящей жесткой конкурентной борьбы между основными туристическими регионами страны за перераспределение сокращающегося потока отечественных туристов карельские турфирмы будут вынуждены скорректировать свою ценовую политику и повысить уровень обслуживания. «Речь сегодня идет о сохранении
карельского туризма как такового. Дальнейшее повышение цен на туристко-гостиничные услуги приведет к оттоку туристов из нашей республики", – подчеркнула на заседании совета директор компании «Лукоморье» Ольга Лукина.
Валерий Поташов
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание