Аналитика. Обществоведение
11:35, 09 Февраля 2009
4
1
2

Мнимые потерпевшие

Страховые компании остались фактически один на один в борьбе с преступниками, специализирующимися на автомобильных страховых мошенничествах.


Вам денег жалко?

На днях в мировом суде был вынесен приговор жителю Петрозаводска, который пытался обманным путем получить выплаты по автомобильной страховке. По версии следствия, в августе 2008 года петрозаводчанин сфальсифицировал дорожно-транспортное происшествие, чтобы получить страховые выплаты. Подозрение о том, что ДТП "подставное", появилось у сотрудника страховой компании. Как и полагается в таких случаях, страховщик спросил у водителя, не попадал ли этот автомобиль в аварию ранее. Получив отрицательный ответ, сотрудник страховой компании решил все-таки проверить показания. В результате выяснилось, что два месяца назад этот автомобиль был точно в такой же аварии, и владелец автомобиля получил от другой страховой компании 52 тысячи рублей. Это послужило началом более тщательного расследования обстоятельств ДТП и возбуждения уголовного дела.

Проведенные экспертиза и следственный эксперимент показали, что автомобиль не мог получить подобные повреждения при таком столкновении, каким его представили участники ДТП. Кроме того, выяснилось и то, что на мобильные телефоны обоих участников августовского происшествия в тот день звонили с одного номера, то есть у следствия появилось подозрение, что оба водителя были знакомы. Однако свое знакомство участники ДТП отрицали. Суд признал представленные доказательства убедительными и приговорил обвиняемого к 100 часам обязательных работ. Обвиняемый же свою вину не признал и намерен обжаловать решение суда.

Это один из тех редких случаев, когда дело об автомобильном страховом мошенничестве доходит до суда. В большинстве же случаев факты "автоподстав" и околострахового жульничества так и остаются в коридорах страховых компаний. А если дело и дойдет до зала судебных заседаний, то нет гарантии, что представитель Фемиды встанет на сторону страховщика. Судьи тоже люди, и среди них есть автомобилисты. А так уж сложилось, что водители железных коней, мягко говоря, недолюбливают страховых агентов. Поэтому неудивительно, что судьи, как и большинство обывателей, считают, что у страховых компаний денег много, а потому они должны платить. Поначалу, когда закон об ОСАГО только-только вступил в силу, и начинались первые судебные дела, судьи едва ли не в глаза спрашивали у представителей страховых компаний: "Что вам денег жалко?"

А теперь есть еще и постановление конституционного суда, в котором четко сказано, что смыcл закона об ОСАГО – защита интересов потерпевших. И потому в большинстве случаев суды встают именно на сторону потерпевших, в том числе и мнимых. А если верить статистике, сегодня в России каждое пятое заявление о выплате автомобильной страховки – мошенничество. И, по мнению экспертов, процент мошенничества в страховом секторе будет расти.


Факты есть, а доказательств нет

Проблема состоит в том, что доказать факт незаконной попытки обогатиться за счет страховой компании крайне сложно. А у страховщиков нет права заниматься розыскной деятельностью. Этим и пользуются нечистые на руку граждане.

"Очень часто для того, чтобы доказать факт мошенничества, необходимо на начальной стадии предъявить обе машины, участвовавшие в ДТП. По закону мы имеем право осмотреть машину, водитель которой виновен в совершении ДТП, но обычно мошенники стараются вторую машину не показывать. Делают это для того, чтобы невозможно было установить, каким образом возникли те или иные повреждения. А заставить их предъявить машину мы не можем", – говорит представитель одной из петрозаводских страховых компаний Эдуард Десятерик.

Кроме того, в уголовном кодексе нет такого понятия "страховое мошенничество". О том, чтобы оно появилось, уже много лет говорят в страховом сообществе.

"Необходимо ввести квалификацию страхового мошенничества как отдельного состава преступления. На первый взгляд может показаться, что речь идет об аналоге мошенничества, с той лишь разницей, что новый состав касается исключительно неправомерных деяний в страховой сфере. Однако предлагаемый состав сконструирован как формальный. Иными словами, преступление считается состоявшимся уже после совершения неправомерных действий (например, подачи в страховую компанию фальсифицированных документов), а не после получения преступником страховой выплаты, как этого сегодня требует действующая статья "Мошенничество", – заявил один из руководителей Всероссийского Союза Страховщиков Евгений Потапов.

По его мнению, это позволит предупредить уход преступников от ответственности при выявлении мошенничества на стадии подготовки, что сплошь и рядом происходит в настоящее время. Если не внести соответствующие изменения в законодательство, то объемы мошенничества на страховом рынке могут вырасти в разы, считает Потапов.


Любители и профессионалы

Конечно, большинство автовладельцев являются законопослушными гражданами. Но некоторые все-таки не могут устоять от соблазна, попав в ДТП, попытаться получить как можно больше денег, а потому идут на обман. О таких "мелких шалостях" вам расскажут в любой страховой компании Петрозаводска. Например, поехал мужик на рыбалку, и так получилось, что случайно въехал в сугроб. Осталась вмятина. А месяца через полтора попал в аварию в городе. И смекает мужик: "А почему бы не сказать, что и ту вмятину я получил в этой аварии? Авось, страховщик деньжат добавит?"

"Таких случаев очень много. Порой доходит до того, что удар пришелся с одной стороны, а повреждения у машины с другой стороны. И когда после проведения осмотра автомобиля и экспертизы мы говорим заявителям, что повреждение было получено в другой аварии, что показания не стыкуются, и что мы готовы привлечь правоохранительные органы, поскольку получение возмещения путем обмана – это мошенничество, то люди обычно отзывают свои заявления", – рассказывает Эдуард Десятерик.

И если выявление таких "любителей-непрофессионалов" – дело относительно легкое, то с теми, кто сделал мошенничество своей профессией, проблем у страховщиков гораздо больше. Эта категория водителей уже не надеется на авось. Они заранее планируют свои аферы и придумывают все новые и новые способы сравнительно честного отъема денег у страховых компаний.

В их арсенале много уловок. Например, так называемый "треугольник", когда при фальсификации или инсценировке ДТП мошенники координируют свои действия по мобильному телефону. Но напрямую они этого не делают, поскольку правоохранительные органы, запросив у оператора связи данные о совершенных звонках, смогут запросто уличить их в сговоре. Поэтому все переговоры ведутся через третье лицо. Именно такой "треугольник", по мнению следствия, и присутствовал в уголовном деле, о котором говорилось выше. Однако, сам факт того, что обоим участникам ДТП звонили с одного номера, по мнению суда, еще не говорит об их знакомстве и уже тем более сговоре. Мало ли кто с кем знаком, и неизвестно о чем говорили эти люди. Именно поэтому на скамье подсудимых оказался один человек, а не два или три.

Еще одна отличительная особенность страховых мошенников-профессионалов – они "бьют" старые иномарки. Во-первых, не очень жалко. Во-вторых, запчасти на такие автомобили дороже, а значит, и сумма страховых выплат может быть больше.

Кроме того, автомобильные жулики неплохо юридически подкованы. И в случае, если страховщик отказывает им в выплате, они не боятся обращаться в суды, поскольку знают, что страховое мошенничество трудно доказуемо, и что суды практически всегда встают на сторону автомобилиста. По этим же причинам и страховые компании редко становятся инициаторами обращения в суд, предпочитая делать это только тогда, когда у них есть неоспоримые доказательства.

"Мы знаем, что при отсутствии доказательств мы проиграем суд. А это портит имидж компании. Поэтому даже если мы видим, что ДТП подставное, но получить доказательства нет возможности, просто платим деньги. У нас нет другого выхода. Именно этим мошенники и пользуются" – говорит Эдуард Десятерик.

Конечно, правоохранительные органы помогают в раскрытии подобных преступлений, но, по мнению страховщиков, в этой работе нет системы. А порой и сами сотрудники милиции бывают участниками мошенничеств. Как, например, в недавнем случае в Костомукше, когда за взятку автоинспекторы оформили инсценированное ДТП с участием нескольких автомашин, составили фиктивное дело об административном правонарушении и внесли в него ложные сведения о якобы произошедшей аварии. Хотя на самом деле автомобиль получил повреждения, просто съехав в кювет.

Нет и у самих страховых компаний единого "черного списка", в который бы заносились неблагонадежные клиенты. Поэтому и "кочуют" мошенники безнаказанно от одного страховщика к другому. При этом в самих страховых компаниях уверены, что у нас в городе есть группировки, которые этим незаконным промыслом зарабатывают.

И на сегодняшний день отделы собственной безопасности страховых компаний при выявлении мошенничеств большей частью вынуждены пользоваться личными связями среди коллег-конкурентов, сотрудников милиции и экспертов-оценщиков. И каждая компания в этой войне сама за себя.

Айдар Абайдуллов


N.B.
Не так давно рейтинговое агентство Standard & Poor's обнародовало весьма неутешительный прогноз развития российского страхового рынка, согласно которому в 2009-2010 годах произойдет сокращение сборов по розничному страхованию до 40%. Основные факторы, способствующие этому, по мнению экспертов агентства, – рецессия в экономике и рост убытков вследствие мошенничеств.

Комментарии

Lucas
2009-02-21 22:17:30
Вот то-то и оно,что у одного и того-же...А в Европе и Штатах единая сеть,и без разницы у кого ты стаховался,хоть каждый месяц страховщика меняй,отъездил без аварий положеный период-получи заслуженый бонус!
AK
2009-02-18 12:04:21
Причем здесь янки? Каждый год у одного и того страховщика получал скидку 5% по ОСАГО.
Lucas
2009-02-13 01:35:05
А зачем давать деньги напрямую потерпевшему?Ведь часто люди их даже не тратят на ремонт,особенно,если что-то незначительное...Страховая компания могла бы договориться с конкретными сервисными центрами,и перечислять деньги за ремонт после ремонта автомобиля,либо заранее договариваясь о сумме ремонта.И еще,многими нами ненавистные янки пошли дальше,они платят бонусы за каждый год без аварий(имеется ввиду если водитель не является виновником дтп),10% в год,можно сэкономить таким образом до 70-80 % от обязательной части(правда придется 7-8 лет ни куда не врезаться),и около 60% на каско.Те кто занимается автоподставами и липовыми авариям,может и будут какое-то время этим заниматься,но большая часть я думаю все-таки решит сэкомить.Не будет живых денег,не будет и желания заниматься подставными авариями.Такая система действует и в развитых европейских странах(я не беру в расчет восточную европу,она только на глобусе часть европы,но это уже отдельный разговор).И еще есть так называемая "своя ответственность",т.е.например 100-200 евро или долларов,кому как нравится,в любом случае платит страхующийся,а все что сверх этой суммы,оплачивает старховка.Тогда не будут бегать в страховую компанию с мелкими царапинами и т.д.Так что нашим страховщикам есть чему поучиться у западных коллег.
ДМ
2009-02-09 22:20:52
Нечего выставлять страховщиков обиженными. Все эти риски включены в тариф при страховании. А мошенничество - такое преступление, которое всегда было и всегда будет.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.01.2017 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?