Аналитика. Обществоведение
11:10, 24 Февраля 2009

Не взлетим, так поплаваем

Власти республики решили "подставить плечо" аэропорту Петрозаводска и выкупить в государственную собственность имущественный комплекс предприятия. Эта покупка обойдется карельскому бюджету в 47 миллионов рублей.


На сегодняшний день ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" находится на грани банкротства. Сотрудники предприятия вот уже три месяца не получают заработную плату. Общая кредиторская задолженность составляет 47 миллионов рублей. Именно эту сумму из республиканской казны планирует потратить правительство Карелии. За эти деньги власти намерены купить у нынешних владельцев предприятия здания аэропорта, рулежную дорожку, перрон и оборудование – в общем, все, что называется имущественным комплексом.

"Закрытие единственного аэропорта Петрозаводска, как очень важной социальной и инфраструктурной единицы экономики республики, правительство позволить не может. Приобретение имущества аэропорта в государственную собственность позволит объединить в единый комплекс те объекты, которые построены государством, и те объекты, которые оказались в частной собственности", – сказал замминистра природных ресурсов Карелии Виталий Марков, убеждая депутатов Законодательного собрания республики выделить деньги на покупку. Депутаты словам чиновника вняли и дали денег на спасение аэропорта.

На первый взгляд, это весьма благородный поступок карельских властей, который должен демонстрировать насколько они беспокоятся о развитии региона. Но это только на первый взгляд. А на второй и третий начинают появляться вопросы, некоторые из которых будут не очень приятны республиканскому руководству.


Чтобы продать что-то ненужное, надо купить что-то ненужное?

Со словами Виталия Маркова, что аэропорт в Бесовце – "важная инфраструктурная единица экономики", спорить сложно. Авиапредприятие обеспечивает не только пассажирские рейсы, но и грузовые, в том числе и так называемый "северный завоз". Хотя объем этих грузоперевозок не столь значителен, как в Архангельске или Мурманске. Однако важная социальная роль аэропорта несколько преувеличена чиновником. Ну, не пользуются большим спросом у нас в республике авиаперелеты. Слишком дорогое это удовольствие. Путешествие в Москву или Санкт-Петербург на поезде обойдется в гораздо меньшую сумму. Поэтому очереди и выстраиваются у железнодорожных касс, а не у авиационных.

Хотя, по словам генерального директора ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" Олега Стрепкова, в летний сезон спрос на авиаперелеты есть, но этого недостаточно, чтобы предприятие работало рентабельно. В недалеком прошлом, например, одна из авиакомпаний сама отказалась от рейсов из Петрозаводска в Москву, поскольку экономически невыгодно совершать полеты, когда салоне сидит всего пять пассажиров.

К слову сказать, и в советские годы аэропорт Петрозаводска не создавал впечатления успешного и динамично развивающегося предприятия. В то время как в соседних регионах строились новые здания аэровокзалов, карельская столица встречала и провожала авиапассажиров деревянным бараком.

Когда-то аэропорт в Бесовце был в государственной собственности. Но государство решило отдать убыточное предприятие в частные руки в надежде, что предприниматели смогут поставить его на ноги. Однако они сделать этого до сих пор не смогли. Теперь власти хотят купить аэропорт обратно. И если инвесторы не смогли реализовать свой проект и сделать его прибыльным, неужели у республиканского правительства есть на это средства? 47 миллионов – это только на то, чтобы выкупить предприятие. А сколько еще понадобится вложить в развитие? И это при дефицитном бюджете в дотационном регионе? И не получится ли так, что через какое-то время аэропорт снова выставят на продажу, поскольку он станет обузой?


Виноват пресловутый земельный вопрос?

По слухам, власти республики неспроста затеяли эту национализацию. Говорят, что в правительственных коридорах зреет план по объединению аэропортов в Песках и Бесовце в один. Казалось бы, здравое решение – укрупнение предприятий. Однако не все так просто. Дело в том, что земельный участок, на котором находится аэропорт "Пески", является очень "лакомым кусочком" для строительных фирм. Места там живописные, озеро рядом. Отличный участок для строительства элитного коттеджного поселка! И по слухам, этот участок уже обещан под строительство особнячков одному из бизнесменов, близкому к республиканскому руководству. Но это только слухи. Окажутся ли они правдой, покажет время.

В аэропорте "Петрозаводск" информацию о возможном слиянии с аэропортом "Пески" и не подтверждают, и не опровергают.

"Объединение двух аэропортов юридически невозможно. Это приведет к потере всех лицензий и сертификатов, имеющихся у нашего предприятия, которое является стратегическим и имеет статус международного", – сказал гендиректор ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" Олег Стрепков.

По словам Стрепкова, если подобное объединение произойдет, то на получение новых лицензий и сертификатов уйдет много времени, что экономически нецелесообразно. Все мы помним, как петрозаводский аэропорт прекращал свою деятельность из-за отсутствия необходимых документов.

Однако, если объединение в чистом виде невозможно, есть другой способ. Например, авиапредприятие, базирующееся в Песках, "переезжает" в Бесовец как организация-эксплуатант. В этом случае бесовецкий аэропорт сохраняет свои сертификаты и лицензии, а необходимую сертификацию должен будет пройти новый эксплуатант. Такую возможность в ЗАО "Аэропорт "Петрозаводск" не исключают. В общем, как говорится, варианты есть всегда.


Планов громадье

Особенно странной новость о том, что правительство республики решило выкупить в госсобственность петрозаводский аэропорт, смотрится на фоне планов предприятия на ближайшее будущее.

Как сказал Олег Стрепков, в марте начнутся регулярные рейсы по маршруту Костомукша – Петрозаводск – Пулково. Примерно в это же время возобновятся рейсы в Череповец и Хельсинки. Запланировано выполнение прямых авиарейсов на Москву, которые будут совершаться четыре раза в неделю. Кроме того, летом из карельской столицы можно будет самолетом долететь до Архангельска и на Соловки. И что немаловажно, этим летом планируется установка современного светосигнального оборудования, которое позволит работать аэропорту круглосуточно и круглогодично. На проектирование, изготовление и установку этого оборудования из федерального бюджета выделено 90 миллионов рублей.

Исходя из этого можно предположить, что несмотря на сложную нынешнюю ситуацию у аэропорта все же есть шансы остаться на плаву без национализации. Сомнительно и то, что в карельском правительстве не знали об этих планах. В конце концов, вместо покупки предприятия власти могли бы предложить бюджетный кредит или хотя бы поспособствовать в получении займа, как это делают для других предприятий республики.


Мы его теряем?

Если аэропорт в Бесовце прекратит свое существование, вряд ли это как-то скажется на жизни подавляющего большинства жителей республики. Сколько времени не работал аэропорт, пока шло оформление необходимых документов? Сколько времени в связи с этим не совершались полеты гражданской авиации в Петрозаводск? И, самое главное, как это повлияло, скажем, на жизнь учительницы начальных классов Марьи Ивановны? Ровным счетом никак. Тогда возникают еще вопросы. Почему за сохранение аэропорта должны платить налогоплательщики – я, вы, та же Марья Ивановна? Кто и что теряет в случае банкротства этого предприятия?

Больше всего потеряют как раз республиканские власти. Это же такой удар по имиджу Карелии! Приграничная территория, соседство с Евросоюзом, а аэропорта нет. А где принимать высокопоставленные чины из первопрестольной? Хотя для них-то и отсутствие аэропорта – не помеха. Прилетел же Путин на Рождество, когда аэропорт не работал.

А если выкупят республиканские власти аэропорт обратно, то и их имидж не сильно пострадает. И не беда, что открывать его будут раз в полгода, а то и реже. Зато когда президент, премьер-министр или еще какой-нибудь VIP сойдет по трапу на карельскую землю, он увидит – аэропорт в Петрозаводске есть. Пусть маленький, но международный.

Айдар Абайдуллов

Комментарии

Victor
2009-03-03 17:28:17
про ДМ : Ну, просили же администрацию Шарикову пива в цирке не наливать! :( Почитал посты - так он же, Шариков, всех снеговиков пометил, ................... а впрочем, дайте ему колбаски.
ДМ
2009-02-25 10:16:47
sava, я Вас огорчу. Бардак в стране. На местах (в Карелии) он просто более заметный. Путинско-Медведевская команда добавила в созданный до них бардак новые движки, чуть ослабив старые.
sava
2009-02-24 20:34:23
Какой в Карелии бардак и самое страшное,что этому нет предела и конца!!!!
ДМ
2009-02-24 12:00:02
Совершенно очевидно, что на паре сделок приватизация-национализация какая-то группа лиц здорово погреет руки. Наверняка затем "Пески" ликвидируют за ненадобностью, республика опять поместит в список убытков 47 миллионов, а некоторые заинтересованные лица радостно побегут считать криминальные прибыли. Вот такие "антикризисные" мероприятия.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

Сегодня 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?