Аналитика. Обществоведение
12:02, 02 Марта 2009

«Новые зарплаты – обманутые ожидания учителей»

Новая система оплаты труда работников образовательных учреждений не простимулировала, а только обозлила.


– Новая система оплаты труда унизила учителей со стажем, умеющих добросовестно работать.
– Новая система обидела воспитателей, уровень зарплат которых сравнялся с уровнем заработка младшего персонала.
– Должностной оклад учителя при одинаковой квалификации и выполняемом объеме работ в Карелии сегодня составляет от 3900 до 6500 рублей. Это же настоящая дискриминация в оплате труда!
– Нельзя, чтобы техничка получала столько же, сколько высококлассный специалист!
– Два педагогических коллектива Питкярантского района хотят бастовать!


Такие заявления звучали на прошлой неделе на пленуме рескома Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Все они свидетельствовали о том, насколько неоднозначным было принятое решение о введении с 1 января новой системы оплаты труда. И Петрозаводск, который в последнее время обвиняли первые лица республики в неготовности к переходу на эту новую систему, оказывается, не зря бил тревогу. Как отметил на пленуме карельский министр образования Александр Селянин, благодаря одиннадцати петрозаводским школам, участвовавшим в эксперименте по переходу на новую систему оплаты труда, город был максимально готов. «Именно эта готовность позволила Петрозаводску раньше других критиковать новую систему: педагоги знали, что должно быть в идеале, и что они получили на самом деле», – сказал министр.

На что же надеялись наши учителя и воспитатели, и что из этого вышло, нам рассказала в интервью депутат Петросовета, председатель комиссии по социальной политике Ирина Петеляева, которая создала и возглавила Рабочую группу горсовета по переходу на новую систему оплаты труда еще в сентябре прошлого года.


Идея великолепная, ее исполнение безобразное

– Ирина Владимировна, пленум рескома Профсоюза работников образования показал, что ситуация с введением новой системы оплаты труда (НСОТ) в районах республики гораздо хуже, чем в Петрозаводске. Многие эту систему не принимают и не понимают. Например, учителя в Питкярантском районе в анкетах написали, что «НСОТ – идея бредовая, которая в очередной раз унизила учителя». Неужели новая система действительно так плоха?

Ирина Петеляева
Ирина Петеляева
– Идея перехода на новую систему оплаты труда великолепная. Беда в том, что исполнена она, как всегда, безобразно. У нас были заявлены очень благородные цели. Во-первых, это повышение мотивации педагогических работников к качественному труду. Во-вторых, создание условий для привлечения высококвалифицированных специалистов, повышение общего уровня оплаты труда педагогических работников. И, конечно, расширение участия общественности в управлении. Так, вот из этих трех красивых целей, пожалуй, только последняя в какой-то степени выполнятся. Правда, иногда формально.

– А почему так произошло?

– Такие высокие цели требуют достаточного, а не «остаточного» финансирования. И вводить новую систему оплаты труда, не имея на это средств, было нецелесообразно. Ведь что ожидали работники образования? Обещанного президентом повышения фонда оплаты труда на 30 процентов. Но в отличие от федеральных образовательных учреждений в Карелии этого не произошло. Республика увеличила фонд оплаты труда всего на 9 процентов. Но эти средства обеспечили лишь выполнение другой обязательной государственной гарантии – выплаты МРОТ неквалифицированным работникам на уровне 4867 рублей. В результате, от введения новой системы оплаты труда выиграли только технический персонал и молодые специалисты. Эти работники стали действительно побольше получать. А что касается высококлассных специалистов, то их жалованье осталось на прежнем уровне или повысилось на 200-300 рублей, что деньгами не назовешь. Никакого фонда стимулирования в учреждениях практически нет. При этом оклады-то у некоторых работников образования реально снизились. Прежний уровень их зарплат сегодня поддерживается только благодаря надбавкам и стимулирующим выплатам. А если завтра нам скажут, что, извините, в связи с кризисом, мы снимаем все дополнительные выплаты? Тогда люди останутся на голых окладах, на которые они сегодня добровольно подписались. К сожалению, такое в нашей стране возможно, но с этим мириться никак нельзя.


Трудовой кодекс НСОТ не указ?

– Ну, а как учитель, воспитатель сегодня может себя реально защитить?

– Большой минус НСОТ в том, что ее разработчики отступили от некоторых норм Трудового кодекса. Получилось, что статья 333 была истолкована как-то очень своеобразно и по нормированию, и по оплате труда. И если работник образования видит, что его права нарушены, то он может смело обращаться в инспекцию по труду.

– А с какими конкретными проблемами сегодня сталкиваются работники образования?

– К нам в Петросовет часто обращаются учителя, которым не оплачивают часы замены. Это грубейшее нарушение. Никто не отменял ни 333 статью Трудового кодекса, ни постановление правительства РФ №191 от 2003 года и №69 от 2006 года, где конкретно прописана нагрузка учителя, трудовые отношения. Введение замещения часов за заболевшего или отсутствующего по какой-то причине другого работника – это дополнительная нормируемая часть нагрузки. Она должна оплачиваться.

Кстати, эти документы дают мне основание полагать, что классное руководство – это дополнительная нагрузка. А министерство образования республики во главе с министром сегодня утверждают, что классное руководство входит в нормированную часть работы учителя. Это неправильно. И если учителю сегодня этот дополнительный вид деятельности не оплатят, он должен позвонить в инспекцию по труду.

Очень много вопросов по детским садам. Мы в городе нашли возможность и увеличили фонд оплаты труда в садах на 14 процентов. Но, к сожалению, есть вещи, которые находятся не в нашей компетенции. То, что музыкальные руководители дошкольных учреждений оказались на два пункта ниже, чем воспитатели, и за счет этого произошло принижение их труда, это нас возмущает. Но эта «категорийность» заложена в федеральном постановлении. Поэтому мы сделали запрос от депутата Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Елены Драпеко. Надеемся, что нам удастся решить эту проблему.

– Похоже, многие проблемы у работников образования сегодня связаны с тем, что законодательная база новой системы оплаты труда несовершенна…

– Законодательная база и на уровне федерации, и на уровне Карелии несовершенна и в какой-то степени запоздала. Единые рекомендации по введению НСОТ трехсторонняя российская комиссия подписала 10 декабря, когда с 1 января все должны были работать по новой системе! Многие даже на уровне местного самоуправления эти единые рекомендации за подписью координатора Жукова и в глаза-то не видели. Но там есть очень хороший пункт – в соответствии со статьей 134 Трудового кодекса, которая сейчас, к сожалению, тоже не всегда работает, обеспечение повышения уровня реального содержания зарплаты на уровень индексации. То есть нам сейчас обязаны повысить заработную плату на уровень индексации, а это 12,7 процентов по Карелии. А мы сегодня пляшем от 9 процентов, хотя некоторые учреждения республики даже эти средства получили не в полном объеме.


Не валите все на кризис

– А кто сегодня несет ответственность за все безобразия с зарплатами педагогов в каждом конкретном учреждении?

– Сегодня за все в ответе руководители учреждений. Беда в том, что инструкции им из Министерства образования присылались примерные, а спрос с них сегодня реальный. Так что директора школ, заведующие детских садов будут отвечать за всю недоработку. Они выпустили свои постановления, в которых еще занизили различные коэффициенты для того, чтобы вписаться в спущенное финансирование. На мой взгляд, это было сделано неправильно. Нужно было не вписываться в то, что дают, а доказывать наверху то, что денег, выделяемых на выполнение государственных функций, катастрофически не хватает. До сих пор в Петрозаводске не считают, сколько стоит ребенок в специализированных коррекционных учреждениях. Получается, что на дорогостоящее развитие этих ребятишек берутся деньги с других школ.

Такая же ситуация и во всей республике, где не учли разницу в стоимости сельского ребенка, где классы малой наполняемости, и городского ребенка. И в результате в районах за счет финансирования городских детей возмещается финансирование сельских учеников.

Какой вывод я из этого делаю? В очередной раз реформа, которая была провозглашена Россией как поднимающая статус учителя и качества подготовки детей, была подсчитана с точки зрения, а сколько денег сегодня есть у министерства. Она пошла не от потребностей наших детей, будущего России, а от потребностей министерства финансов.

– Но сейчас говорят, что кризис виноват. Мол, денег нет ни на что…

– Я понимаю, что сейчас все можно списать на кризис, но речь о введении НСОТ велась давно. И говорить о том, что местные власти не дорабатывают, нельзя. Нынешняя децентрализация, когда у работников детских садов, школ, находящихся через улицу, оказались разные зарплаты, ни к чему хорошему не приведет. Республике, стране нужен очередной социальный взрыв? И профсоюзы правы, настаивая сегодня на установлении на уровне федерации базового оклада в каждой специальности, в каждой категории. Ведь если сегодня говорят, что государство возвращается в школу, то пусть оно возвращается централизацией, а не децентрализацией.

Сергей Миронов в одном из своих выступлений сказал: «Какая из стран будет процветать в нашем столетии? Та страна, которая будет в состоянии торговать продукцией интеллекта». А развитие интеллекта – это прямая задача школы. Нельзя по-прежнему относиться к образованию как к какому-то придатку экономики, потому что экономика зависит от уровня образования. Надеюсь, что у нас в стране это, наконец, поймут.

Беседовала Наталья Витива

Комментарии

Вопрошающий
2009-03-05 16:13:51
2 DM и Маленький мук Я в своем ответе уже написал, где городу взять деньги. Бюджет 2009 года самый рекордный за всю историю по отношению з/п бюджетников + отчислений к общим расходам бюджета. Еще ни когда не было так, чтобы на з/п+ отчисления выделяли только 49%. Значит 51% других рассходов - это резерв для выполнения обязательств перед людьми. Не надо про субсидии РК, они из другой оперы. З/п городских бюджетников - это городские деньги. На 30% повышение фондов оплаты труда денег не хватило, зато хватило на всякие популистские проекты, которые не будут построены в ближайшие 10 лет, да на зарплату Петеляевой :)
Victor
2009-03-05 12:19:09
Уводя дискуссию в сторону,( за что прошу прощения) , но желая понять причины активизации ДМ-ов на карельских почвах , хочу задать форумчанам вопрос: Вы хотели бы, чтобы люди , подобные ДМ, оказались учителем ваших детей в школе? Или вашим участковым врачом? Хотите видеть и слышать подобный стиль в ежевечерних новостях? Или может готовы сталкиваться с подобным в кабинетах чиновников, отвечающих за ЖКХ и проче-прочее? А может вас порадует подобный работник ГИБДД ? Толковать о реформах, бюджетах и надеждах на светлое будущее - полный бред, коли радетели за реформу таковы. И народ-то российский в массе быдловатый, и другие страны - " вшивые" , а жители "потенциального противника" за океаном - сплошь толстомордые и тупропылые . И даже православие с его " фанатизмом и попиками" - лишь лыко в строку. PS список использованной литературы прилагается. 05.03.2009 / 00:01:43 ДМ Оптимист, Victor, ваш быдловский уровень дискуссии не поддерживаю. 04.03.2009 / 11:08:29 ДМ Victor, ты скудоумие своё своей маме показывай. Нас тебе не впечатлить. 03.03.2009 / 10:07:06 ДМ gena, сколько пишешь, ни разу ничего приличного не написал. Тебе самому-то нравится таким упырьком быть? 26.02.2009 / 10:52:47 ДМ Вот появилось тут некоторое под ником Victor. Нужен он нам? Скучали мы без него? Интереснее с ним ресурс? ПО с ним развлекается, а нам-то что с этим словесным поносом делать? 22.02.2009 / 20:51:03 ДМ sergey, а чем Вам нравится Петеляева? Я вот вижу взбалмошную бабу, которой хочется кусочек оторвать. 21.02.2009 / 00:02:08 ДМ Денис, не борзей! Тебе, лишь бы ты успокоился, отвечу. 13.02.2009 / 23:28:12 ДМ sava, не хамите. 12.02.2009 / 17:46:48 ДМ Тимофей, врать не надоело? 10.02.2009 / 11:46:43 ДМ "То, с какой скоростью нынешний Святейший, сделал, говоря светским языком, свою карьеру..." - короче, тот ещё пройдоха - и без мыла в ж.пу залезет.
Политический обоРЗеватель
2009-03-05 01:42:55
ДМ Ни в коем случае не надо нарушать Конституцию. Есть механизмы решения поставленной задачи, но они лишают возможности брать взятки и "недоносить средства" до людей... При этом ответственность и стимуляция процессов образования будет несоизмерима высока, как и качество образования... Но, это никому из чиновников не надо, по понятным причинам... Поэтому, пусть ковыряют клубок дальше по-очереди и грызут свой кактус "Тупости"...
ДМ
2009-03-04 23:51:37
ПО, а не будет ли возложение финансовой нагрузки на родителей нарушением Конституции? Да и федералы не захотят на себя взваливать муниципальные проблемы. А потом другие бюджетники спросят: "а чем мы, собственно, хуже учителей?". Потому путь выглядит каким-то кривым. Правильнее, думаю, было бы или некоторые вопросы целиком забрать на федеральный уровень, или установить субсидирование муниципальных бюджетов до некоторого минимального уровня (для достижения X рублей на жителя муниципального образования, к примеру).
Маленький Мук
2009-03-04 21:22:28
Вопрошающему. Можно по-разному к Петеляевой относиться, но зачем же лгать?! То, что петрозаводским учителям повысили фонд оплаты труда не на 30, а на 9 процентов - виновата целиком и полностью республика, то есть, наш драгоценный Сергей Леонидович. Ибо зарплата идет целевой субсидией из республиканского бюджета. Так что не надо ля-ля. И раз уж речь зашла о городских депутатах - только пятеро из шестидесяти получают зарплату. А в ЗС РК, где Левин рулит, - на зарплатах сидят девятнадцать человек.
Политический обоРЗеватель
2009-03-04 18:42:06
Поясню еще: Соотношение наполнения образовавшегося "казана" может представиться либо симбиозом, либо преобладанием одного. К примеру смещение в частные источники - это частная школа, в государственные - госучреждение, и т.д.
Политический обоРЗеватель
2009-03-04 18:36:27
ДМ Прежде, чем ВЫДЕЛЯТЬ средства (приступать к их поиску), необходимо понять, сколько нужно искать. Данная, сформированная сумма может иметь несколько источников наполнения - от федеральных, до местных и даже частных (к примеру, родительских взносов). Именно формирование этих частей должно проистечь из диалога с учителями - определенное варьирование в финансовом поле. Выделение средств по принципу "нате делите" приводит к тому, что чиновники начинают изворачиваться, думать под каким "майонезом" и под какой благой идеей (чтобы народ не порвал на части) все это преподнести. Рождаются такие вот "новые системы оплаты труда". Это бред! Полный бред! Никто ни за что ОПЯТЬ не несет ответственность, потому как конец клубка пытаются выковырнуть из середины!
ДМ
2009-03-04 18:08:02
ПО, если на образование выделено X рублей на Y учителей, какой смысл их собирать и обсуждать, как X поделить на Y???
ДМ
2009-03-04 18:04:53
Вопрошающий, с отдельными Вашими фразами согласен, только Вы нам забыли сказать, где городу взять + 30% к бюджету. Может, Вы нас просветите? Если денег нет, можно принимать какой угодно бюджет, только он выполняться не будет. Переход на новую систему инициирован Правительством РФ. А дополнительных денег не дали. Так что "План Путина" очень даже причём.
Политический обоРЗеватель
2009-03-04 17:54:31
Давайте определимся с целью. Цель всех реформ, а в нашем случае в реформе образования – адекватная оценка труда учителя, исходя из сложившейся политико-экономической ситуации в стране. Иными словами, зарплата учителя не должна вызывать «улыбку сочувствия» у окружающих, а сам учитель не должен думать о хлебе насущном. Система советского школьного образования делала учителя самодостаточной личностью, уважаемой в обществе. В современной России учитель носит ярлык «неудачника»… Т.е. все умозаключения сводятся к единственному вопросу: Как оценить труд учителя? Самым разумным было бы собрать представителей учителей от каждой школы (не директоров, а именно учителей), и провести с ними разговор на тему – «Как Вы сами видите оценку своего труда?» Это будет отправной точкой в решении вопроса. Далее, анализ предложений и т.д. Безвыходных ситуаций не бывает, а такой подход сделает его (решение вопроса) оптимально корректным. (Господа политики, возьмите за правило - Не обсуждать судьбу людей без их ведома)
Гость

Аналитика

Сегодня 11:31
Политкухня
Политолог Олег Реут о том, почему наблюдатели за выборами объединяются на непартийной основе.

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?