"Страусиная политика вредит Карелии"

Аналитика. Капитал
11:27, 30 Марта 2009

Президент России и федеральное правительство решают экономические проблемы в стране, а глава Карелии рапортует об успехах на всех фронтах.

Кадр из мультфильма "Крылья, ноги и хвосты"
Кадр из мультфильма "Крылья, ноги и хвосты"


Из года в год традиционный отчет главы республики перед депутатами Законодательного собрания о положении дел в регионе проходит по одному сценарию: достаточно оптимистичное выступление Сергея Катанандова о социально-экономическом развитии Карелии, ответы на вопросы депутатов из группы поддержки губернатора и ограничение в выступлениях независимых экспертов. Чем чревата такая страусиная политика в период кризиса и насколько объективна информация, приведенная в докладе, – в интервью с депутатом ЗС РК от Петрозаводска Девлетом Алихановым. 


– Девлетхан Медетханович, почему депутатов Законодательного собрания лишают возможности прокомментировать доклад руководителя региона сразу по горячим следам?

– Думаю, что губернатор просто боится оппонентов. Иначе чем объяснить, что в течение часа, отведенного на обсуждение доклада, глава региона отвечал только на письменные обращения, которые были отданы заранее, и игнорировал незапланированные вопросы. Я, как и многие другие депутаты, был готов выступить и оценить губернаторский отчет, но парламентарии из группы Катанандова дружно проголосовали за то, чтобы просто принять доклад к сведению. Значит, опасаются комментариев независимых депутатов. С этим же страхом связано и нежелание губернатора организовать круглый стол для обсуждения проблем. Я думаю: если Сергей Катанандов считает себя настоящим государственником, он не должен бояться различных мнений и оценок своей работы.


– Если работу власти оценить нельзя, с какой целью проводится подобное мероприятие?

Девлет Алиханов
Девлет Алиханов
– Это политическое шоу, видимо, устраивается только для галочки, чтобы потом показать по телевизору – вот, мол, губернатор отчитался. А на самом деле, когда я слушал доклад, порой складывалось впечатление, что Сергей Леонидович сам видит его впервые. В противном случае, неужели он стал бы зачитывать данные, которые не имеют ничего общего с реальностью?! Радужные усредненные цифры, за которыми виртуозно прячутся острейшие проблемы, символизирующие наличие глубочайшего кризиса в экономике?!

Возьмем хотя бы тарифы на электроэнергию, из-за резкого роста которых предприниматели сегодня выходят на улицы, закрывают производства, сокращают работников. Губернатор озвучил, что тариф на электроэнергию для предприятий увеличился в среднем на 10 процентов. Но что значит это «в среднем»? У одних плата возросла на 5 процентов, а у других – на 100! И никто не может толком объяснить, почему. Глава республики всю ответственность за повышение возлагает на федеральные власти, а о том, что тарифы утверждаются республиканской структурой, подчиняющейся непосредственно губернатору, цинично умалчивает!

В качестве огромной заслуги губернаторской команды выдается тот факт, что ежемесячные денежные выплаты ветеранам увеличены с 400 до 700 рублей. При этом ничего не говорится о том, что подписано постановление о значительном повышении стоимости троллейбусного проездного билета для пенсионеров. Не это ли верх лицемерия?!


– Вы говорите о кризисе, но, судя по позитивному тексту выступления губернатора, это явление чудесным образом обошло Карелию стороной.

– На мой взгляд, правительство Сергея Катанандова не намерено признавать кризис в экономике Карелии. А это самое страшное, ведь если кризиса нет, значит, никто не станет с ним реально бороться, помогать безработным, бюджетникам, столкнувшимся с трудностями предпринимателям. В докладе ни слова не было сказано о том, какие республиканские программы реализуются сейчас для поддержки отраслей промышленности и малого бизнеса – предприниматели ничего не знают о льготных кредитах, ссудах, которые вроде бы где-то выдаются (как вещают по телевизору), но, наверное, не всем, потому что широкой информации об этом нет. Если бы поддержка малого и среднего бизнеса была не виртуальной, а реальной – об этом бы знали все.

На самом деле в Карелии малый бизнес душат, многие предприниматели опускают руки, с завистью смотрят за тем, что происходит в других регионах. Для получения объективной картины достаточно прийти на вокзал и посмотреть на поезда, отправляющиеся из Петрозаводска в Москву и Санкт-Петербург. Кто уезжает? Молодые, трудоспособные, полные сил люди, которые могли бы немало пользы принести региону.


– Хоть какие-то положительные моменты можно отметить по результатам ежегодного отчета главы республики?

– Кое-какая польза от этого отчета есть, если рассматривать его с точки зрения диагностики не экономики (здесь все понятно – полный бардак, никакого развития, перспективы), а управления. Ведь доклад в любом случае показатель работы некой команды управленцев. Именно показатель, поэтому нам и не дали его оценить. Если взять для примера команду управленцев из соседней Архангельской области и группу Катанандова и сравнить их деятельность по любому направлению, то жители Карелии сами увидят разницу.


– Когда-то кормилицей нашей республики была лесная отрасль. Чем отличается развитие лесопромышленного комплекса в Архангельской области и в Карелии?

– У соседей это развитие симулируют, а у нас ничего не делают. Судите сами: в Архангельской области попенная плата – 50-60 рублей за кубометр вырубленного леса (а в зимний период лесозаготовителей вообще освобождают от попенной платы), а в Карелии – 250-300 рублей независимо от времени года. У них 60 процентов стоимости строительства лесных дорог финансируется за счет регионального бюджета, у нас – ноль. В Архангельской области значительную часть затрат в рамках лесопользования, лесовосстановления, проведения противопожарных мероприятий берет на себя регион, у нас об этом даже не мечтают.

И это не единичный пример. Возьмем инвестиционные программы – в Архангельской области компенсируют расходы по оплате процентов за пользование кредитами до двух третей ставки рефинансирования, а у нас все программы виртуальны. Если какие-то и есть, то воспользоваться ими, насколько я знаю, могут далеко не все. Так можно сравнивать практически каждую отрасль, каждое направление, и результат будет не в пользу Карелии.


– Если использовать Вашу терминологию по оценке губернаторского доклада, какой диагноз можно поставить команде Катанандова?

– На мой взгляд, команда управленцев во главе с Катанандовым является балластом для республики. На фоне того, что предпринимает федеральный центр для решения финансово-экономических проблем, нельзя не заметить, что человек, которого поставили руководить республикой, дискредитирует государственную власть. В сложное время кризиса, когда, как во время войны, необходимо объединиться всем слоям общества, у нас в Карелии никакого объединения не происходит. Почему? Мне кажется, что главная причина – это нежелание губернатора и его команды искренне работать для жителей республики. Некомпетентность и жадность – именно такие характеристики для их деятельности я бы подобрал.

В последнее время губернатор часто обвиняет население Карелии в неактивности. Я скажу об обратном. Во времена Советского Союза при одинаковых законах и равных условиях для всех регионов, Карелия была одной из передовых республик. Сейчас, когда субъектам делегировали полномочия, Катанандов показал свой талант управленца – успешный регион стал нищим. Поэтому, чем раньше мы избавимся от балласта в виде нынешней губернаторской команды, тем лучше для населения Карелии.

Все сказанное мною сейчас – это мое личное мнение, моя личная оценка доклада и работы тех, кто его составлял. Конституция России (ст. 29) каждому гражданину гарантирует свободу слова. Я рад, что хотя бы в интервью журналисту могу высказать свое мнение. Знаю, что многие в республике думают так же, как я.

Беседовал Андрей Кузнецов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей