Историкам предлагают "стать политиками"

Аналитика. Обществоведение
16:37, 30 Марта 2009

Учителя истории школ Карелии возьмут на себя работу по воспитанию патриотизма, нравственности и национальной терпимости среди школьников. Во всяком случае, этого от них ждут политики, пытаясь пробудить общественную дискуссию вокруг миссии учителя истории.


Эта тема обсуждалась на заседании "круглого стола" по проблемам исторического образования, состоявшегося в Законодательном собрании Карелии. Преподаватели вузов и школ республики, представители науки и депутаты обсуждали возможности повышения роли школьных учителей истории в формировании "гражданской позиции" выпускников.

"Мы можем заставить ученика запомнить много дат, имен и исторических событий, но что это даст ему для осмысления жизни? Наша задача – заложить нравственные основы понимания жизни и истории. Выпускники должны не просто много знать, а уметь использовать приобретенные знания для формирования собственной позиции", – поставила задачу декан факультета повышения квалификации Петрозаводского госуниверситета Татьяна Агаркова.

По ее мнению, уроки истории должны способствовать устранению причин социального расслоения в обществе. "Есть вещи, которые мы горячо обсуждаем на уроках, а потом это приводит к конфликтам в семьях школьников из-за разных политических взглядов, социальных противоречий, существующих в обществе. Уроки истории не должны вести к таким конфликтам в семье", – считает декан университета.

По мнению представителей министерства образования Карелии, на уроках истории необходимо уделять больше внимания истории и культуре национальных меньшинств.

"История преподается с точки зрения этнического большинства, это история суперэтноса. Но для ребенка другой этнической культуры важно знать, что язык и обычаи его семьи имеют важное значение для общества", – пояснил начальник отдела министерства образования Карелии Александр Морозов.

По мнению некоторых участников "круглого стола", государство должно формировать "социальный заказ" для учителей истории, но история как наука не может быть "служанкой государственного официоза". Учителя помнят, как им приходилось на ходу перестраивать свои уроки в период, когда менялась государственная идеология. "Вспомним венгерские события – сначала мы учили детей, что это было "выступление буржуазии", потом, что это "народ Венгрии выбирал свой путь развития", – напомнила коллегам недавнее прошлое преподаватель Университетского лицея Светлана Нестерова. – Ученые по-разному преподносят исторический материал, а учителя вынуждены работать по трудам ученых. История всегда была связана с государственной идеологией, но как тогда историю не превратить в служанку государственного официоза?".

У родителей такие метания от одной идеологии к другой вызывают противоречивые чувства. От их имени попытался высказаться депутат Геннадий Капралов. "Я скажу как родитель. Учителя интерпретируют учебники по-своему или вообще говорят того, чего нет в учебнике. Вы должны учить в одном русле", – посетовал народный избранник.

Вопрос, в каком "русле" нужно преподавать историю, участники "кругло стола" выяснять не стали, но согласились с двумя тезисами, предложенными в качестве краеугольных камней миссии учителя. Первый сформулировал учитель Державинского лицея Владимир Яговзик: "Современная ситуация показывает, что мы часто путаем понятия "государство" и "Родина". Государство вытесняет Родину, но это недопустимо". Второй тезис предложила Светлана Нестерова: "Ученик должен научиться любить родину независимо ни от чего, любить как родителей, независимо от того, красивы ли они или какие они поступки совершили".

Впрочем, у некоторых участников дискуссии возникло сомнение, способны ли учителя к выполнению подобной задачи. "Кто заставит учителя делать то, что формирует личность ученика? – поставила риторический вопрос преподаватель лицея №1 Анжелика Гуденко. – Этого никто не проверит, это нигде не записано. Это может быть только добрая воля учителя. Государство не проверяет компетентность учителей, их морально-нравственные качества". "Наши политики пытаются возложить на учителя миссию воспитания патриотизма, но для многих эта задача непосильная", – поддержал коллегу Владимир Яговзик.

Вице-спикер Законодательного собрания Карелии, бывший министр образования Галина Разбивная заверила учителей, что это обсуждение "не связано с какими-то политическими играми", депутаты просто "хотят послушать учителей". Тем не менее, слово "политика" на "кругом столе" все же прозвучало.

"Почему государство последние годы проявляет такой интерес к преподаванию истории? – объяснила учителям председатель парламентского комитета по образованию, культуре и делам молодежи Елена Ворошило. – Потому что очень важно воспитание школьника как гражданина. Государство дает вам такое домашнее задание – стать политиками. Вы обсудите это в своих коллективах. Но я вам желаю, чтобы вы стали настоящими политиками".

Подытоживая разговор, организаторы "круглого стола" из числа депутатов объяснили, что, собирая на эту встречу учителей, они не стремились добиться каких-либо практических результатов, но надеялись пробудить общественную дискуссию вокруг заявленной темы. По словам законодателей, то, что они услышали, дало им "пищу для размышления, в том числе, для законотворческой деятельности".

Алексей Укконе

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей