Штормовое предупреждение

Аналитика. Тема недели
11:08, 27 Апреля 2009

Карельским властям напомнили о заонежских бунтах.

Заонежье
Заонежье


Поначалу ничто на заседании Законодательного собрания Карелии не предвещало, что отчет министра экономического развития республики Михаила Юринова об исполнении рекомендаций прошлогодних парламентских слушаний по Заонежью превратится в публичное обвинение карельских чиновников если не в уничтожении исторической территории проживания субэтнической группы русского народа, то в отсутствии государственной политики, направленной на сохранение традиционного уклада жизни местного населения. Выступление министра завершало очередную сессию республиканского парламента, и некоторые депутаты даже предлагали не заслушивать представителя правительства, поскольку им заранее была направлена справка о проведенных после слушаний мероприятиях. Но заместитель председателя парламентского комитета по природным ресурсам и экологии Павел Хямяляйнен заметил коллегам, что отчет министра нужен не столько депутатам, сколько общественным организациям, по инициативе которых в Законодательном собрании прошли слушания по социально-экономическому развитию Заонежья, и Михаилу Юринову пришлось пройти к трибуне. Интересно, что саму общественность на сессию никто не приглашал, и, как рассказал депутатам председатель правления КРОО русской культуры "Русский Север" Вячеслав Агапитов, об обсуждении вопроса о Заонежье инициаторы прошлогодних слушаний узнали "по своим каналам".


Пыль в глаза

Михаил Юринов
Михаил Юринов
Напомню, что одной из главных рекомендаций слушаний республиканскому правительству была разработка программы устойчивого развития Заонежского полуострова. Но в выступлении министра не было ни слова ни об этой программе, ни о том, каким видит руководство Карелии "устойчивое развитие" Заонежья. Если же говорить о практических шагах, предпринятых карельскими властями по улучшению ситуации на Заонежском полуострове, то в своей речи Михаил Юринов отметил лишь выполнение в 2008 году работ по лесовосстановлению на площади 243 гектара, выездную проверку горнопромышленной компании, занимающейся производством шунгитового щебня, создание в Шуньгском, Толвуйском и Великогубском сельских поселениях 32 дополнительных рабочих мест, которые появились благодаря открытию одного нового карьера, одного деревообрабатывающего предприятия и одной турбазы, а также организацию поездки заонежских мастеров народного творчества на выставку в Москве. Все остальное, упомянутое министром – и разработка проектно-сметной документации строительства автодороги межрегионального значения Великая Губа-Оятевщина, и комплексное обследование влияния горных разработок на здоровье населения Заонежья – пока только в планах чиновников, и неизвестно еще, удастся ли их реализовать. Ведь, как сообщил Юринов, даже проведение ремонта автомобильной дороги Медвежьегорск-Толвуя-Великая Губа, связывающей заонежские села с остальной территорией Карелии, зависит от "обеспечения в полном объеме финансирования республиканской целевой программы развития дорожного хозяйства".

Министр оказался не в состоянии ответить на вопрос заместителя председателя Карельского республиканского совета Всероссийского общества охраны природы Людмилы Морозовой, что предпринято правительством Карелии для организации в Заонежье особо охраняемой природной территории, создание которой предусмотрено региональной схемой территориального планирования, утвержденной руководством республики в 2007 году. А на просьбу депутатов прокомментировать ситуацию, сложившуюся в деревне Андриановская, население которой вынуждено дышать пылью от горных разработок компании "Карбон-Шунгит" и созерцать загаженный берег Онежского озера, правительственный чиновник смог лишь предложить контролирующим органам требовать от горнопромышленников исполнения действующего законодательства.

"Пылеподавление должно осуществляться в рамках горного плана. Нужно требовать, чтобы эти работы выполнялись. Если этого не выполняется, руководитель предприятия должен привлекаться к ответственности. Для этого у нас есть горнотехническая инспекция", – пояснил Михаил Юринов, подчеркнув, что отвечает на депутатский вопрос, как человек, имеющий горное образование. Но почему республиканские власти не инициировали сами проверку деятельности "Карбон-Шунгита", на чем давно уже настаивают жители Заонежья, министр так и не сказал.


На пределе терпения

Отчет представителя правительства руководство трех общественных организаций, инициировавших в прошлом году проведение парламентских слушаний – КРОО русской культуры "Русский Север", Карельского республиканского совета Всероссийского общества охраны природы и КРОО "Заонежье" – расценило как очередное проявление городского эгоизма карельских чиновников. "Нас уже не удивляет игнорирование интересов сельского населения. Такое пренебрежение деревней продолжается давно, может быть, с советского времени. Но в советское время такого цинизма по отношению к деревне не было", – заявил председатель правления "Русского Севера" Вячеслав Агапитов.

Известный карельский краевед и литератор напомнил чиновникам и депутатам, что Заонежье – один из очагов русской национальной культуры, где были сохранены уникальные памятники деревянного зодчества и эпическая поэзия. Однако сегодня этот богатый край фактически оказался на грани нищеты. Горнопромышленные компании, ведущие освоение месторождений полезных ископаемых на территории Заонежского полуострова, почти не отчисляют средства в местный бюджет. Едва ли не самые плодородные в Карелии земли скупаются за бесценок. Единственная автомобильная дорога между Заонежьем и районным центром Медвежьегорском разрушена так, как будто не ремонтировалась со времен Великой Отечественной войны, а водное сообщение с Заонежским полуостровом по Онежскому озеру в нынешнем году вообще находится под вопросом.

"Люди в Заонежье на пределе терпения. Да, там есть социально индифферентное население. Многие сегодня уже ни во что не верят. Но закваски нужно немного, чтобы взорвать ситуацию. Вы хотите бунтов? Дождетесь! Я говорю об этом ответственно, потому что занимался этнической историей Заонежья. Это край бунтарский. Там было столько восстаний и бунтов, сколько не было ни в каком другом краю. Там всегда было пассионарное население. А сейчас его уничтожают, чтобы сделать Заонежье горно-рудной провинцией", – предупредил Вячеслав Агапитов.

Председатель правления КРОО русской культуры "Русский Север" выразил также возмущение начавшимися в республике гонениями на общественные организации и журналистов, выступающими против промышленного освоения Заонежья. По словам Агапитова, около полутора месяцев назад представители общественности должны были участвовать в одной из передач Карельского радио о ситуации на Заонежском полуострове, но эта передача в эфир так и не вышла, а ее автор – журналист Светлана Черенкова – была затем сокращена. "Порядочных журналистов осталось немного. Скоро у вас будут работать люди, абсолютно согласные с властью. Но не спрашивайте, что будет потом", – сказал Вячеслав Агапитов.

Обсуждение вопроса о Заонежье, включенного в повестку дня апрельской сессии парламента последним, оказалось в итоге самым бурным. Но в своем решении по этому вопросу карельские законодатели ограничились лишь принятием всего услышанного к сведению. С одной стороны, такое решение не имеет никакого практического значения для населения Заонежского полуострова. С другой, штормовое предупреждение республиканской властью получено.

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей