999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Аналитика. Обществоведение
14:10, 25 Мая 2009

Школу искусств переводят на песенки и картинки

Уникальная петрозаводская школа № 1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля превращается в обычную среднюю школу.

Родители и педагоги Школы искусств
Родители и педагоги Школы искусств


Еще несколько лет назад в эту школу собирали талантливых ребятишек со всей республики и даже Северо-запада. Родители во что бы то ни стало стремились отдать свое одаренное в музыке, хореографии или рисовании чадо именно в это петрозаводское образовательное учреждение, где с детьми занимались известнейшие в Карелии деятели искусств, профессора консерватории. Ученики школы показывали блестящие результаты: выигрывали общероссийские и международные конкурсы. У выпускников не было проблем с трудоустройством – многие из них сегодня работают в лучших коллективах, как в России, так и за рубежом. Сегодня же в первой Школе искусств искусство выживают. Выживают вместе с талантливыми педагогами, которые десятками покидают учреждение.


Учителей "ушли"

Ольга Курбатова
Ольга Курбатова
"Мы очень долго терпели, – поделилась преподаватель школы №1 Ольга Курбатова. – И, видимо, зря. После прихода в школу нового директора Марины Валентиновны Титовой, которая не настроена поддерживать традиции нашего учреждения, созданные прежним руководителем Галиной Сергеевной Корожневой, уволилось более 30 учителей. Видимо, скоро нас станет еще меньше. Школа искусств планомерно уничтожается: сокращаются учебные часы по специальным предметам, уровень преподавания сводится к кружковой работе".

По словам педагогов, первое, что сделала новый директор, – запретила принимать в школу детей из других регионов страны. Потом дело дошло и до талантов из республики – учителя перестали ездить по районам в поисках маленьких звезд. Тут же из педагогического состава школы были выведены профессора консерватории под предлогом, что им нечем платить. А именно ради них сюда и шли самые лучшие дети. Вскоре учреждение стали покидать учителя как общеобразовательной школы, так и школы художественно-эстетического направления.

"Каждый из нас уходил по своей причине, – поделилась учитель физики и психологии Лидия Галактионова. – Например, мне не досталось часов. Отдав почти 20 лет школе, оказавшись беззащитной перед выходом на пенсию, я осталась с нагрузкой всего в 17 часов. А год в стаж пенсии идет только при 18 часах. Я пришла один раз к завучу, которая сказала, что нет часов. Пришла второй раз и услышала тоже самое. А в третий раз уже и сам не пойдешь – наверное, есть чувство гордости. Ведь я не была плохим учителем – мои дети поступали в вузы, но школе под руководством Титовой я оказалась не нужна".

Лидия Галактионова
Лидия Галактионова
Как рассказала артистка Симфонического оркестра Карельской государственной филармонии Людмила Любимова, которая в течение шести лет в школе №1 преподавала скрипку, ее просто выдворили из учреждения.

"Меня выгнали, несмотря на то, что у меня были девочки-выпускницы, – говорит Людмила Александровна. – Сначала сказали, что я не педагог, а артистка. Хотя педагогический опыт складывается из исполнительского. А кончалось тем, что у меня просто забрали ученика. Он перестал ходить заниматься в связи с переходом в другую музыкальную школу. Я заволновалась: что не так делаю, в чем провинилась. А потом бабушка ребенка сказала, что директор школы им заявила, что я в следующем году здесь работать не буду. "Ну, раз вас не будет, мы уходим из этой школы", – сказала бабушка".

Ушла из школы и известный в республике и за ее пределами преподаватель классического танца, заведующая хореографическим отделением с 1992 по 2008 год Клара Олеговна Заславская. По ее словам, она не смогла больше терпеть диктаторство директора, его дилетантские указания по концертному репертуару и полное неуважение к преподавателям, стоявшим у истоков создания Школы искусств.

"С приходом нового директора психологический климат в преподавательском коллективе настолько ухудшился, что учителя перестали доверять друг другу, стали бояться "стукачества", – возмущается Клара Олеговна. – Такое впечатление, что к нам вернулся 1937 год. Все преподаватели сталкиваются с неуравновешенной психикой директора школы, но боязнь потери работы делает свое дело: все молчат".


Проблема выеденного яйца не стоит?

Педагоги школы №1 молчали, до последнего надеясь, что скоро все наладиться. Мол, не может быть, чтобы вся республика наблюдала за тем, как гибнет их учреждение. Но когда их, вызывая по одному, в присутствии административного совета, стали заставлять подписывать уведомление о том, что должность преподавателя специализированного учреждения сокращается, они взбунтовались.

"Это было последней каплей, – сказала Ольга Курбатова. – Нас переводят на должность преподавателей дополнительного образования. В результате, наша зарплата будет ниже. Кроме того, для нас сокращена еще и нагрузка. Кому "повезет", тот получит 18 часов, остальные – 10-14 часов. Но главное не это – школа с сокращением учебных часов по специализированным предметам меняет свой статус, дети не получат полного комплекса знаний по ИЗО, музыке и хореографии".

После того, как учителя обратились в профсоюзную организацию работников образования, состоялось совещание в управлении образования города. Там представители педколлектива узнали, что часы, которые якобы сокращаются, остаются внутри школы, просто специализированные предметы передаются в общеобразовательную школу. Так, например, из пяти уроков ИЗО два будет вести преподаватель этого предмета, а три – учитель начальных классов.

Педагоги художественно-эстетического направления вместе с родителями детей, пришедших учиться именно в Школу искусств, а не просто в общеобразовательную школу, мириться с новым учебным планом, который должен быть утвержден 1 июня, не хотят. Они написали письма в разные инстанции с просьбой сохранить уникальное учреждение с интернатом для талантливых ребят из районов и рассмотреть вопрос о переводе ее на республиканский бюджет. И сегодня судьбой учреждения занимается специальная комиссия, которую возглавляет и.о. главы Петрозаводска Анатолий Булдаков. Но внемлют ли "экономные" чиновники просьбам педагогов и родителей?!

Марат Тарасов
Марат Тарасов


"Меня включили в состав комиссии по требованию Сергея Катанандова, – рассказал советник главы республики по литературе и искусству Марат Тарасов. – Когда я позвонил Булдакову и сказал, что буду работать вместе, он ответил: "Марат Васильевич, а там ничего нет, проблема выеденного яйца не стоит, претензии, предъявляемые директору – пустяки". Это меня насторожило, и я решил работать отдельно от комиссии, чтобы составить собственное мнение, написать свой документ и передать Катанандову.

Первая же встреча с выпускниками школы, которые учатся на разных курсах консерватории, меня повергла в шок. Оказывается, директор Титова не пускает их в Школу искусств. Они готовы свое умение младшим показать – это естественное желание. А директор устраивает скандалы, закатывает истерики, выдворяя их с помощью охранников. Представьте себе, если бы Александра Сергеевича Пушкина не пустили в родной Царскосельский лицей к Кюхельбекеру или Дельвигу?!"


Уволятся все

Директор школы №1 Марина Титова с критикой в свой адрес категорически не согласна. И у нее есть поддержка в лице учителей общеобразовательной школы, которые подписали письмо: мол, преподаватели художественно-эстетического цикла порочат школу, разжигают конфликт, против директора организована травля.

"К сожалению, коллектив общеобразовательной школы не на нашей стороне, – поделилась Ольга Курбатова. – Почему? 50 процентов этого коллектива – это новые люди, которые пришли не в Школу искусств, а в общеобразовательную школу, и которым глубоко все равно, что мы делаем. От них можно услышать, что вы там классику играете, лучше бы исполняли что-нибудь попроще, какие-нибудь песенки. Эти люди нас не понимают. Как не понимает нас и директор, который, например, преподавателям ИЗО сказал, чтобы они сняли все натюрморты, так как она на эти горшки смотреть не может. "Рисуйте веселые картинки", – говорит директор.

Другие же 50 процентов педагогов общеобразовательной школы просто затюканы и запуганы. Попробуй сказать что-то против директору, которая является супругой замминистра образования республики!"

Сдвинется ли ситуация с мертвой точки для образовательного учреждения или Школу искусств как реорганизованную можно уже хоронить, видимо, узнаем уже на ближайшей неделе. На днях вопросом школы будет заниматься специальная Рабочая группа под председательством заместителя Премьер-министра правительства республики Валерия Бойнича.

"Мы примем решение и выйдем в коллектив школы", – сказала начальник управления образования петрозаводской администрации Наталья Васильева. Так что педагогам художественно-эстетического цикла остается только ждать. Если профиль школы изменится и учебный план, выработанный годами, не будет сохранен в полном объеме, они напишут заявления об уходе. Конфликт будет исчерпан сам собой.

"Я сегодня очень сильно переживаю за школу, – поделилась бывший учитель физики и психологии школы №1 Лидия Галактионова. – Мне бы хотелось, чтобы система подготовки талантов, которая была основана при Галине Сергеевне Корожневой, продолжала существовать. Очень хороший уникальный педагогически и новаторский опыт для Карелии. Мне бы очень хотелось, чтобы то образование, которое получила моя дочь, которая окончила Школу искусств с золотой медалью, не потратив ни одного своего часа на репетиторство, смогли получить и другие дети".

Наталья Витива

Комментарии

Victor
2009-06-09 21:34:34
что забавно - ДМ абсолютно не в контексте проблемы, но готов" грудями" на защиту школы лечь ... так, на всякий случай. Главное что? Главное - не смолчать! :))) А почитайте- как предыдущие посты поборника культуры...
ДмМ
2009-06-09 19:20:10
Так, видимо, дано, раз "рушат".
skls
2009-06-04 13:57:54
В первую очередь страдают ДЕТИ!!! Школа искусств создана была прежде всего для развития талантливых детей. Конечно, там учаться и учились не сплошные таланты, но по-крайней мере, дети , имеющие хоть малую толику стремления к прекрасному. Так зачем же рушить единственную в своем роде школу в Республике Карелия!!! Никому не дано такое право!!!
Victor
2009-06-03 14:24:05
Тема располагает, кстати, не к шуткам , а к горькому смеху. Остаюсь при своем мнении - когда в педколлективе раздрай - страдают дети. Педагогам на них ... ну, понятно. А родители? Уже говорил об этом. Но, ( большое такое НО) , если родители БОЯТСЯ супругу аж самого ЗАММИНИСТРА ОБРАЗОВАНИЯ Карелии - то уж точно: проблема неразрешима ... Ничего, что я без имен и фамилий? Если есть смысл " отойти и не мараться" - это одно. Если поставить на место заврвавшуюся педогогиню вкупе с муженьком - совсем другое. Но, похоже, там родители - сплошные страдальцы.
Victor
2009-06-03 13:26:37
Juniper : Понимающему достаточно. Dixi.
ДмМ
2009-06-03 09:11:47
Juniper, так если я для вас плох, вы умом блесните. Что-то пока ничего не блестит, так что ваша критика не принимается.
Juniper
2009-06-03 01:37:06
P.S. Как гласил один важный принцип искусства "давно минувших дней" - sapienti sat. Боюсь, правда, что сисадминам и прочим "хорошим специалистам" этого ниасилить, их этому не учили, этим как раз занимается первая СОШ... так и школа - не для серой толпы. И разговор этот - тоже...
Juniper
2009-06-03 01:32:56
Увы, всё верно, друзья. Диспут - бесполезен, ибо бессмыслен. Ибо - "не мечите бисера перед свиньями, дабы не попрали его ногами своими". Не поймёт дражайший ДМ всех наших высоких рассуждений. Не дано. Природой. Школой (видимо, всё же не СОШ №1, а какой-то иной, циников она не производит даже в качестве побочного продукта). Всеми нами, в конце концов, тоже не дано, благо снисходим до полемики с безликой серостью (путь и в цене она нынче), с пустым местом. Посты эти (имею в виду ДМ) - либо очевидная провокация (ради поднятия рейтинга, ещё ли зачем), либо - очевидная же глупость. Даже Victor с его изысканно-театральным ёрничаньем здесь неуместен и не стоит ни нападок, ни одобрения. Ибо - если шутка - так тема не располагает, если шутейное же обращение к ДМ - так навряд ли будет понято как надо. Если же оба персонажа "беседы" виртуальны - а временами тревожит трудно уловимое чувство, что так и есть - так здесь не поле для литературных у(ис?)пражнений. Если не согласны, господа словесные дуэлянты - перечитайте свои пассажи про дурку и дворняжек одновременно с заголовком обсуждаемой статьи (а это рядом). Ну и есть смысл отойти и не мараться в навозе. Народная мудрость на эту тему ой как много всего сказала. Давно и верно.
Lacriss
2009-06-02 09:48:23
Кусочек из хроник Нарнии. Книга "Серебряное кресло". Написана в 1953 году. Но как актуально до сих пор: "Вместо льва, разрушенной стены и уголовников прибывшая полиция обнаружила только директрису, которая вела себя, как сумасшедшая. Назначили расследование, в ходе которого выяснилось множество всяких сведений об Экспериментальной школе, и человек десять из нее исключили. После этого друзья директрисы пришли к выводу, что это место не для нее, и ее назначили инспектором, чтобы она мешала другим директорам. Когда же обнаружилась непригодность и к этой работе, то ее протолкнули в парламент, где она, как говорят, «нашла себя»."
Victor
2009-06-01 23:46:50
ДМ, а ты там санитаром или сисадмином? :)
Гость

Аналитика

18.10.2017 14:32
Обществоведение
В Соломенном неизвестные обокрали церковь Сретения Господня. Пропали золотые украшения, которые люди принесли к чудодейственной иконе Казанской Божией матери в благодарность за исцеление.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Кто должен стать следующим детским омбудсменом Карелии?