Ветры дуют мимо

Аналитика. Капитал
12:26, 05 Июня 2009

Властям Карелии ветроэнергетика оказалась не нужна.


Тот, кому хоть раз доводилось бывать на острове Кижи, наверняка помнит деревянную ветряную мельницу, построенную в 30-х гг. прошлого столетия простым крестьянином из деревни Волкостров. Когда-то такие мельницы стояли по всему Заонежью, но сегодня это, пожалуй, единственное сохранившееся в Карелии свидетельство того, насколько рачительно относились прежние поколения к самой экологически чистой энергии – энергии ветра. У наших соседей финнов сейчас наблюдается новый всплеск интереса к промышленному использованию ветра – минувшей осенью правительство Финляндии приняло решение о более чем десятикратном увеличении производства ветровой электроэнергии в течение ближайших десяти лет. А вот карельские власти, утвердив в ноябре региональную программу развития энергетики до 2012 года, ни словом не обмолвились о строительстве в республике ветровых электростанций, хотя эксперты называют Карелию в числе перспективных территорий для размещения объектов ветрогенерации и оценивают ее технический потенциал ни много, ни мало в 10 миллиардов кВтч в год.


Полный штиль

Оговоримся сразу: надеяться на то, что ветровые станции смогут в ближайшие годы покрыть энергодефицит региона, который в докризисный период составлял более 50 процентов, пока не приходится. Во-первых, нынешняя финансовая ситуация заставила энергетиков отложить практически все крупные инвестиционные проекты, которые предполагалось реализовать в республике – в ОАО «ТГК-1», например, не исключают переноса сроков модернизации Петрозаводской ТЭЦ, не говоря уж о размещении в Карелии новых генерирующих мощностей. Во-вторых, электроэнергия, получаемая в России на «ветряках», все еще неконкурентоспособна в сравнении с энергией, производимой мазутными, угольными или газовыми станциями, и, тем более – ГЭС, из-за высокой стоимости энергетического оборудования и неполной его загрузки. Даже в европейских странах, заинтересованных в сокращении выбросов парниковых газов, ветроэнергетика получает существенную финансовую поддержку со стороны государства: так, финны, решив десятикратно увеличить производство ветровой электроэнергии, намерены выделить на эти цели около 200 миллионов евро. Россия же предпочитает вкладывать деньги в далеко не безопасную атомную энергетику, а субсидирование альтернативных источников энергии в Москве вообще всерьез не рассматривают.

Георгий Борисов
Георгий Борисов
С точки зрения такой энергетической политики позиция правительства Карелии в отношении развития ветроэнергетики вполне объяснима: зачем искать альтернативу, если в республике строится новая линия электропередачи напряжением 330 киловольт, которая должна соединить Кольскую и Ленинградскую АЭС и тем самым обеспечить устойчивые поставки электроэнергии в Карелию из соседних энергосистем? Однако, как считает старший научный сотрудник Института прикладных математических исследований Карельского научного центра Российской Академии наук Георгий Борисов, ветровые электростанции могли бы успешно использоваться в тех уголках республики, где нет централизованного энергоснабжения, и местное население до сих пор обеспечивают электричеством дизель-генераторы, работающие на дорогом привозном топливе. К таким уголкам относятся, например, Валаамский архипелаг на Ладожском озере и лесной поселок Валдай в Сегежском районе. «Там, где автономные источники энергоснабжения используют дизельное топливо, ветряки особенно выгодны. Когда ветряк крутится, дизель тратит меньше солярки. В результате только лишь экономия дизельного топлива способна окупить строительство ветровой станции», - утверждает Борисов.

Нужно напомнить, что в 90-х гг. прошлого столетия в Карелии рассматривалось размещение пяти ВЭС для обеспечения электроэнергией побережья Белого моря, острова Кижи в Онежском озере и уже упомянутых поселка Валдай и Валаамского архипелага. В 1998 году бывший председатель республиканского правительства Виктор Степанов заключил соглашение с одной из датских компаний о поставке ветровых электростанций, но изменившаяся политическая и экономическая обстановка не позволила реализовать достигнутые договоренности. В команде действующего губернатора Сергея Катанандова к ветрякам отнеслись весьма скептически, и если прежнее карельское руководство ставило перед собой довольно амбициозную цель – на 10 процентов обеспечить энергопотребности региона за счет использования ВЭС, то в нынешнем правительстве республики на развитии ветроэнергетики фактически поставлен крест. Даже обсуждая минувшей весной перспективы энергоснабжения Валаамского архипелага, правительственные чиновники в очередной раз высказались за прокладку кабеля по дну Ладожского озера, хотя эти работы оцениваются более чем в 800 миллионов рублей, что в несколько раз дороже строительства ветровой станции.


«Большая» энергетика не желает конкуренции

По мнению Георгия Борисова, принятая в прошлом году региональная энергетическая программа была разработана в интересах «большой» энергетики, для которой использование альтернативных источников энергии коммерчески не выгодно, но которая всячески противится появлению независимых производителей электричества, грозящими разрушить ее многолетнее господство.      

 «Большая» энергетика зажимает независимых производителей электроэнергии, потому что они являются для нее реальными конкурентами, - уверен карельский ученый и приводит такой пример - В республике три крупных промышленных предприятия сами вырабатывают электроэнергию – Питкярантский целлюлозный завод, Сегежский и Кондопожский ЦБК. У всех этих предприятий себестоимость производства электроэнергии на 20-30 процентов меньше, чем тариф, по которому они получают электричество на оптовом рынке. А если сравнить с тарифом на розничном рынке от сетей «Карелэнерго», то себестоимость собственного производства электроэнергии вообще окажется вдвое дешевле. За последние 20 лет средний расход условного топлива в электроэнергетике страны увеличился на 18 процентов - с 304 граммов на 1 кВтч до 360 граммов. Численность персонала при этом выросла в 1,8 раза, в основном – за счет менеджмента, зарплата которого повышалась еще большими темпами. В результате этого рост дополнительных издержек, влияющих на себестоимость электроэнергии, составил около 40 процентов. Но самое главное – прежняя единая электроэнергетика, работавшая на одну кассу, разделена сегодня на генерацию, сетевые и энергосбытовые компании, и у каждой из них – своя нормированная прибыль. При такой дополнительной нагрузке на себестоимость в «большой» электроэнергетике альтернативное производство энергии будет дешевле».

Однако, как отмечает старший научный сотрудник Института прикладных математических исследований Карельского научного центра, сегодня даже российское законодательство не в пользу альтернативной энергетики. «В России до сих пор не принят закон о свободном подключении независимого производителя электроэнергии к централизованной сети, который действует практически во всей европейских странах, где развивается ветроэнергетика. По этому закону централизованная сеть обязана купить излишки электроэнергии у независимого производителя по тарифу, по которому она продает электроэнергию потребителям. Но у нас в стране такое мощное энергетическое лобби, что подобный закон попросту не пройдет», - констатирует Борисов.

Уместно напомнить в этой связи, с какими трудностями столкнулась одна из частных компаний Мурманска при вводе в эксплуатацию ветроагрегата мощностью 250 кВт, смонтированного на одной из сопок в окрестностях города. «Ветряк» удалось подключить к сети централизованного электроснабжения в апреле 2008 года, через несколько лет после завершения монтажа и работы на автономную систему электроотопления местной гостиницы. Эти годы ушли на получение всевозможных согласований и более 60 подписей ответственных лиц.


По «африканскому» пути

В этом году Карелия, как ни один другой регион страны, ощутила на себе последствия несбалансированной энергетической политики. Но ни федеральные, ни республиканские власти пока не спешат к ее кардинальной корректировке, и все больше экспертов склоняются к тому, что в нынешних условиях централизованная система электроэнергетики будет постепенно разваливаться. В республике этот процесс уже начался: многие предприятия по добыче строительного камня предпочитают приобретать дизель-генераторы для обеспечения электроэнергией своих карьеров, нежели платить огромные суммы за подключение к электрическим сетям. На автономное энергоснабжение собираются перейти некоторые частные усадьбы и фермерские хозяйства, и их вполне может заинтересовать малая ветроэнергетика, которая предлагает сегодня даже мини-ветряки для подзарядки компьютера.  

«Как только потребители увидят, что собственное производство электроэнергии для них выгоднее, чем централизованное, они начнут массово переходить на самообслуживание, - убежден Георгий Борисов, - Одни мои знакомые в Киеве уже наладили производство семейных ветряков, которые представляют собой простейшую конструкцию на основе асинхронных двигателей с использованием инвертора и аккумулятора. Семь тысяч таких ветряков сейчас реализованы в Южной Африке. И многим в Карелии, видимо, тоже предстоит пойти по «африканскому» пути».

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей