Оркестровая яма

Аналитика. Обществоведение
12:17, 21 Сентября 2009

Почему музыканты покидают известные карельские оркестры?

На прошлой неделе Министерство культуры Карелии с радостью отрапортовало: "На реализацию программы по развитию сферы культуры республики выделено в 3,5 раза больше федеральных средств, чем в прошлом году". Москва нам выделила аж 267 миллионов рублей. Но стало ли от этого легче жить работникам самой культурной отрасли?

Александр Коктомов
Александр Коктомов


"Я не скажу, что в связи с увеличением средств на культуру, у нас появилось больше возможностей, – признался директор Карельской государственной филармонии Александр Коктомов. – Сумма планового бюджета филармонии не увеличилась, а наоборот уменьшилась в связи с тем, что закончился грант Главы республики, который получал наш Симфонический оркестр. Раньше хоть под юбилей можно было что-то "выцыганить", сейчас ситуация изменилась ".

Культурные деятели прекрасно понимают, что основные средства в нынешнем году ушли на реконструкцию Музыкального театра. Сейчас бюджетные деньги тратятся на ремонт Дома "Кантеле", который планируют торжественно открыть к 90-летию республики. Возможно, что потом у министерства дойдут руки и до театра "Творческая мастерская", который давно нуждается в реконструкции здания. Но, с точки зрения директора филармонии, при всем том, что ремонты – это острая необходимость, это не самое главное вложение в культуру.

"Вложения нужно делать в артистов, в жилье для них, – считает Александр Коктомов, – иначе скоро у нас в филармонии работать будет некому. Ведь наши музыканты взрослеют, уходят на пенсию, а молодежь, окончив консерваторию и увидев, что здесь негде жить, уезжает. В результате, через 3-4 года у нас будет катастрофическая ситуация с кадрами. Выход из этой ситуации есть: либо давать людям квартиры, либо платить такую заработную плату музыкантам, чтобы они имели возможность купить или снимать жилье".

Геннадий Миронов
Геннадий Миронов
О том, с какими бедами сегодня сталкивается Симфонический оркестр филармонии и оркестр русских народных инструментов "Онего", являющиеся единственными на Северо-западе, руководство филармонии, открывая на днях сезон, поставило в известность министра культуры Галину Брун. Ответ был краткий: "Прижимайтесь, денег нет".

"А я пытался объяснить министру, что такое артист, – поделился художественный руководитель и главный дирижер оркестра "Онего" Геннадий Миронов. – Это, прежде всего, человек, который глубоко любит, понимает музыку и хочет общаться на этом языке с людьми. Он был заражен этой "болезнью" еще в детстве. Он учился в музыкальной школе, затем в музыкальном училище, а позже в консерватории, где окончил еще и аспирантуру. Государство вкладывает такие деньги в это образование! Для чего? Для того, чтобы музыкант нес культуру в массы. А что мы получаем? Эти люди, получившие высшее образование, отработав у меня в коллективе пять лет, вынуждены бросать профессию, чтобы уехать туда, где у них есть 5-6 метров в квартире, в которой живут их родители или бабушки".

Сегодня музыканты буквально "утекают" из нашего знаменитого оркестра "Онего". Недавно уехал концертмейстер, у которого родился ребенок. Он слезно просил, чтобы ему дали не квартиру, а хотя бы трехместную комнату в общежитии, но не дали. И он уехал в Мурманскую область, где будет работать в музыкальной школе.

"У меня в группе басовых домр сидит выпускник консерватории, – рассказал Геннадий Миронов. – Он живет и работает в Чалне в Доме культуры, но ездит в Петрозаводск, чтобы играть в оркестре, ему это нравится. Как помочь ему перебраться в город, не знаю. Обращаемся к властям, а те, вместо того, чтобы нас понять, нам посочувствовать и помочь, говорят: "Так, у музыканта где-то есть жилье, так пусть он его продаст". А кому нужно там его жилье? За какие деньги он его продаст и что потом на них здесь купит?"

Мариус Стравинский, главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра карельской государственной Филармонии
Мариус Стравинский, главный дирижёр и художественный руководитель симфонического оркестра карельской государственной Филармонии


В филармонии понимают, что в ближайшее время ожидать того, что что-то изменится, не стоит. Радуются, что несмотря на все сложности у нас еще сохраняются музыканты, которые занимаются Музыкой. Правда, когда эти люди окончательно покинут оркестры, чиновники вряд ли это заметят – на концертах в филармонии они практически никогда не бывают.

"Как можно чиновников заставить любить классическую музыку? – задаются вопросом в филармонии. – Они не ходят на наши концерты и считают, что это не очень-то нужно. Но при этом наши руководители считают себя элитой. Остается надеяться, что они все же приобщатся к элитарному искусству".

Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей