Аналитика. Тема недели
18:16, 21 Сентября 2009

Возрождению Валаама мешают люди?

Власти Карелии не знают, куда выселить с острова светских жителей.


Ранней весной 1940 года над островом Валаам прозвучали прощальные удары тысячепудового колокола, известившие о кончине древней православной обители на Ладожском озере. Свыше двухсот монахов, погрузив на сани иконы, книги и церковную утварь, были вынуждены покинуть монастырь, оказавшийся после советско-финляндской войны на территории СССР. Никто из ушедших в глубь Финляндии валаамских иноков тогда и представить не мог, что обители суждено возродиться спустя полвека: церковь вернулась на остров только в 1989-м, а до этого в бывших монастырских владениях располагались и школа юнг, и дом инвалидов, и даже подсобное хозяйство целлюлозного завода. На несколько десятилетий православная святыня превратилась в захолустный советский поселок, где выросло ни одно поколение мирян, для которых Валаам стал родным домом. Никому из них и в страшном сне не могло присниться, что всего через несколько лет после появления на острове новой братии прежние церковные постройки станут возвращать монастырю вместе с проживающими в них людьми, и светскому населению Валаамского архипелага, по сути, придется готовиться к эвакуации на материк, хотя никакой войны на Ладоге нет и в помине.


Заложники исторической справедливости

Геннадий Шехирин
Геннадий Шехирин
Двадцатилетнее соседство с возрождающейся обителью для многих мирских островитян сопровождалось едва ли не постоянной борьбой за свои права. Когда Верховный совет Карельской АССР принимал постановление о возвращении Русской православной церкви комплекса культовых и административно-хозяйственных сооружений Спасо-Преображенского монастыря, никто всерьез не задумывался, как отразится этот шаг на жизни светского населения: появление в 1991 году подобного документа было продиктовано необходимостью восстановить историческую справедливость. Однако восстановление на Валааме исторической справедливости на деле обернулось несправедливостью социальной: как считают представители мирской части острова, которая насчитывает сейчас около двухсот человек, их фактически лишили таких основополагающих прав гражданского общества, как право на самоуправление, на землю, на жилье и выбор места жительства. Несмотря на многочисленные обращения к руководству Карелии и попытки доказать свою правоту в суде, жителям Валаама так и не удалось добиться создания на острове самостоятельного сельского поселения, а почти все жилье мирян было передано республиканскими властями в распоряжение монастырю, который не скрывает своей заинтересованности в переселении светских лиц на материк.

В начале сентября на остров отправился депутат Законодательного собрания Карелии Геннадий Шехирин, которому комитет по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики поручил разобраться, насколько соответствуют действительности жалобы светского населения Валаама на притеснения со стороны монастыря. Но, как заявил депутат на первом после летних каникул заседании парламентского комитета, в результате его поездки и общения с местными жителями, представителями городской и районной администрации Сортавалы, а также с помощником настоятеля монастыря многие из этих жалоб лишь подтвердились.


Монастырские приживалы

По словам Шехирина, самой острой социальной проблемой Валаама по-прежнему остается отсутствие на острове нормального жилья. Все муниципальные дома признаны не пригодными для проживания, а переданные в собственность монастырю здания Зимней гостиницы и работных домов, в которых еще с советских времен ютятся многие семьи валаамцев, находятся в "ужасном состоянии". У городской администрации Сортавалы, к которой относится территория острова, нет ни только средств, но и планов ремонта или строительства на Валааме муниципального жилья, при этом никто не выделяет земельные участки для индивидуальной жилой застройки.

«Постановлением Верховного совета Карелии от 12 июля 1992 года острова Валаамского архипелага были объявлены уникальной исторической и природно-ландшафтной территорией. Согласно Земельному кодексу РФ, на таких территориях может быть ограничена или запрещена любая хозяйственная деятельность. Утвержденное правительством республики положение о Валаамском природном парке накладывает запрет на использование его земель под строительство. Однако, по Земельному кодексу, особый правовой режим земель историко-культурного наследия не распространяется на земли поселений, то есть там возможно предоставление земель в аренду под строительство. Но поскольку до сих пор отсутствует генплан Сортавальского городского поселения и границы поселения им не установлены, невозможно точно определить, на какие земельные участки распространяется особый режим, а на каких может нормально функционировать местное поселение в собственных границах. По жалобам жителей поселка, такая неопределенность используется местной властью с целью исключить возможность предоставления новых земельных участков местному населению, что полностью совпадает с позицией монастыря», – пояснил депутат.

Единственное, на что остается уповать островитянам, мечтающим улучшить свои жилищные условия – строительство квартир на материке. Но, как сообщил Геннадий Шехирин, в Сортавале до сих пор не достроен 70-квартирный дом для переселенцев с Валаама, первая очередь которого была освящена настоятелем Спасо-Преображенского мужского монастыря епископом Троицким Панкратием еще минувшей весной.

"Оставлять людей жить в таких условиях нельзя. Я считаю, что правительству Карелии нужно было сначала решить на Валааме жилищную проблему, а затем все остальные", – заметил Геннадий Шехирин.


Обители нужны огороды

Интересно, что совсем без мирян монастырь обойтись не может. Как рассказал Геннадий Шехирин на заседании парламентского комитета, помощник настоятеля обители по юридическим вопросам Леонид Медведев выразил заинтересованность в постоянном нахождении на Валааме около 100 местных жителей, которые привлекаются для разного квалифицированного труда. Но монастырская политика по-прежнему строится на вытеснении с Валаама светских организаций и расширении церковных владений. Добившись закрытия продуктового магазина предпринимателя Сергея Григорьева, обитель фактически монополизировала всю островную торговлю. Транспортное сообщение с Валаамским архипелагом сегодня также контролируется монастырской структурой – ООО «Паломническая служба», которое вместе с паломниками и трудниками доставляет на остров туристов и занимается их экскурсионным обслуживанием. Вернув себе храмы, жилые здания и хозяйственные постройки, Спасо-Преображенский мужской монастырь претендует на участки, приспособленные местным населением под огороды и пастбища.

Вместе с тем, как подчеркнул Геннадий Шехирин, большинство светских жителей острова не против восстановления Валаамского монастыря, и лишь просит возрождать обитель без ущемления их гражданских прав, не отнимая жилье и огороды. Часть населения Валаама готова переехать на материк, однако многие все же хотели бы остаться жить на острове, и законных оснований для их выдворения ни у карельских, ни у российских властей, ни у монастыря нет.


Афон на Ладоге?

Впрочем, законные основания для выселения с Валаама мирян могут вскоре появиться. Накануне рассмотрения ситуации на острове комитетом по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики парламента Карелии в Москве состоялось очередное заседание Попечительского совета по восстановлению Валаамской обители, где председатель комитета по недвижимости Российского земельного союза Александр Галушка высказался за придание Валаамскому архипелагу особого правового статуса, который бы позволил законодательно ограничить поток туристов и проживание светского населения на острове. Господин Галушка даже вспомнил о том, что Валаам издавна называли «Северным Афоном», и привел в пример греческий Афон, где вообще нет светских жителей. «Столице на Онего» не известна реакция на это предложение главы республики Сергея Катанандова, который также присутствовал на заседании совета. Но депутатов карельского парламента такой подход к решению проблем Валаамского архипелага весьма озадачил.

"Если государственная политика направлена на то, чтобы превратить Валаам в монастырский остров, то пусть государство делает это цивилизованно, а не создает такие условия, что людям нужно выбираться вплавь. Выделяйте деньги, выделяйте землю, обеспечивайте людей работой там, куда необходимо их переселить!", – сказал председатель комитета Николай Ершов.

Правда, единственное, на что отважились депутаты республиканского парламента, обсуждавшие положение на Валааме, это подготовить соответствующее обращение в правительство РФ.

Валерий Поташов

Комментарии

люд
2009-09-30 11:05:13
Звонок в церкви, батюшка поднимает трубку: - Это вас из горкома беспокоят, нам бы стульев на заседание у вас взять... - Не дам стульев, в прошлый раз скамейки давал - так все их неприличными словами исписали! - Ах, стульев не дашь?! Да хрен тебе тогда пионеров в церковный хор! - Хрен мне пионеров в церковный хор?! Да хрен вам монахов на коммунистический субботник! - Ах, хрен нам монахов на коммунистический субботник?! Да хрен тебе комсомольцев на крестный ход! - Ах, хрен мне комсомольцев?! Да вам... Да хрен вам монахинь в финские бани! Долгое молчание... голос в трубке: - Да за такие слова, батюшка, и партбилет на стол положить можно. .
Проходимец
2009-09-29 09:53:38
А, знакомец kuusela! Что же Вы не ответили на ранее поставленный вопрос: почему Вы по жизни красный, как рак? Ваши знакомые теряются в догадках.
kuusela
2009-09-28 22:26:50
Передача собственности РПЦ не новость, храм А.Невского в Птз тоже был передан, и по России прокатилась волна возврата собственности РПЦ, Валаам в большей степени... Проходимец в курсе всего на свете, бред, сидит вроде дома на ж... и знает все буквально и имеет свое мнение... Конкретные вопросы меня интересуют: - сколько РПЦ разными способами вложило в реставрацию и восстановление Валаама? - сколько вложило государство? (можно назвать цифры до передачи РПЦ) - сколько местных было до появления РПЦ, сколько осталось? - сколько было выделено квартир, сколько пропили квартир и вернулись обратно? - сколько можно мусолить одно и то же?
Проходимец
2009-09-24 11:54:00
Порядочные люди не занимаются рейдерством, не вымогают у власти разные бонусы, не дурят народ. Конечно, если закрыть РПЦ, расплодятся разнообразнейшие секты - такие у нас люди, что жить не могут без дурилок. Ситуацию надо решать в принципе - необходима пропаганда, наглядно демонстрирующая вредительскую деятельность религиозных организаций. Ну и законодательно РПЦ ограничить в правах и возможностях, заставить наконец налоги платить.
Геннадий Шехирин
2009-09-23 13:45:54
Андрей! Ну не стоит конечно священников в таком свете выставялть, большинство из них очень порядочные люди и сердобольные. Дело в том что указанные проблемы должна решать не церковь а власть. А какой смысл к РПЦ претензии предъявлять, если проблема была так запущена самой властью.
Андрей Агапов
2009-09-23 13:07:38
Русская народная сказка "Поп на празднике". Был у нас в Шуньге жадный поп. В праздник пошел с крестом по избам. Войдет, побрызжет святой водой по углам — и давай ему то-сё. Вот вошел, сам на стол поглядывает: — Бла-а-гослови бог! (А хорош ли пирог?) Благословляет, сует крест — кому в глаз, кому в лоб. А сам ногою топ-топ. К столу, значит, ближе. — Православные, живите дру-ужно! (А к киселю молока нужно.) — Во имя отца и сына, и святого духа! (А в рыбнике запеклась муха.) — Бойтеся греха и ада-а! (Покормить попа надо.) Да и насядет. Только скулы потрескивают. Рыбник — так с костями, кисель — с блюда слизом. Наестся так — едва дышит. — Мир дому сему, отныне и до века-а! (Накормили человека.) Да в новую избу.
смеющийся
2009-09-23 12:52:35
РПЦ является закрытым акционерным обществом, а духовная составляющая испокон веков используется как конкурентное преймущество для решения вопросов благосостояния церкви. Попы по жизни были ближе к деньгам, чем к вере..и это есть факт.
Tatilar
2009-09-23 09:30:35
Я считаю судиться церкви судится со своей паствой просто не этично. А в школах разумно преподавать историю религии, суть и смысл обрядов. А когда дитя уразумеет, тогда и выберет то, что ему надо.. Но не думаю, что столь открытое противостояние монастыря мирянам повышает его статус... Церковь всетаки только посредник, а вера она или есть, или ее нет...Церковь по сути для этого не нужна...
Андрей Агапов
2009-09-22 21:47:17
РПЦ в действии. Скоро она в школы придет, тогда возрадуемся, братие...
Проходимец
2009-09-22 14:16:34
Интересно. Противники монастыря опираются на факты, сторонники - на смешные фантазии. А побеждает пока вчистую монастырь.
Гость

Аналитика

Сегодня 16:24
Обществоведение
В Петрозаводск приехала инспекция ОНФ России и проверила, как в карельской столице ремонтируются "гарантийные" дороги, а также те магистрали, которые жители региона включили в "Карту убитых дорог".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Афиша

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?