999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Аналитика. Обществоведение
12:53, 28 Сентября 2009

Патриотизма много не бывает?

Участники международного конгресса по проблемам "духовно-нравственного и патриотического воспитания", состоявшегося на прошлой неделе в Петрозаводске, предложили организовать пропаганду патриотизма среди школьников в рамках преподавания обычных учебных предметов, каждый из которых, должен включать "элементы патриотического воспитания". Впрочем, нашлись и те, кто считает опасным "перекармливать" школьников разговорами о патриотизме и духовности.


Международный научно-общественный конгресс "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве" собрал более 100 педагогов, ученых, студентов и представителей органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов России, а также Украины и Приднестровской Молдавской Республики. В течение двух дней на пленарных заседаниях и на тематических секциях участники пытались выполнить задачу, поставленную организаторами конгресса – найти "инновационные формы патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи". Переводя с канцелярского языка на медицинский, кто-то из участников предложил сформулировать эту задачу иначе: "как сделать инъекцию патриотизма" подрастающему поколению, чтобы сформировать у них "иммунитет против бездуховности". Поскольку конгресс был организован Карельской государственной педагогической академией (так теперь называется петрозаводский пединститут), а его участниками – в основном, педагоги, то "новые формы" искали в основном в работе школ и вузов.

Судя по выступлениям большинства участников, новым предлагается сделать хорошо забытое старое. Многие педагоги, особенно старшего поколения, видят спасение в том, чтобы превратить всю школьную программу в один большой урок патриотизма.

"Все учебные предметы надо анализировать с точки зрения патриотического воспитания. Если не вести эту работу систематически, то не помогут никакие поисковые отряды и краеведческие кружки", – сформулировал проблему заведующий кафедрой педагогики Карельской государственной педагогической академии Николай Конжиев.

По его словам, необходимо создать "патриотическое поле" в рамках учебного процесса, чтобы на каждом уроке школьники получали информацию, способную пробудить в них чувство патриотизма. В первую очередь, это относится к урокам истории. "Спрашиваю у студентов, что такое "Молодая гвардия", – сокрушался профессор. – Они отвечают, что это то ли какое-то современное молодежное общественное движение, то ли какой-то клуб. О подвиге краснодонцев они ничего не знают! Они не могут назвать героев Советского Союза, живших в Карелии! А без этих примеров героизма русского народа, патриотизм невозможен".

По словам Конжиева, даже среди педагогов ему нередко приходится сталкиваться с теми, кто считает, что имена советских героев и даже великих русских полководцев ничего не дают для воспитания патриотизма. "Если мы бездушно относимся к памяти наших воинов, то о патриотизме не может быть и речи", – считает завкафедрой педагогики.

По его мнению, "школьники должны получить возможность проявлять на практике зарождающееся в них патриотическое чувство". "В советские времена был накоплен богатый опыт такой работы – "красные следопыты", военизированные игры и так далее. Его надо использовать", – пояснил профессор.

Идею "патриотического поля" поддержали школьные педагоги, участвовавшие в конгрессе. По их словам, уже сейчас во время преподавания предметов учебной программы, некоторые учителя включают в них элементы патриотического и духовно-нравственного воспитания. Например, учитель петрозаводской школы № 42 Нина Ефимова поделилась своим опытом изучения на уроках английского языка текстов посланий апостолов из Библии. "Мы даем на уроках английского апостольские послания. Это образец наставничества, так необходимого молодежи", – отметила Ефимова.

Большинство участников форума согласились с тем, что изучение Библии можно организовать в рамках обычной учебной программы, в частности, на уроках литературы. Профессор Конжиев, как педагог старой закалки пытался возразить, что у нас вообще-то светское образование и родители могут быть против изучения Библии, особенно тех мест, где рассказы о чудесах преподносятся как реальные истории. Однако, более молодые педагоги хором возмутились "узостью кругозора" противников изучения Библии в школе.

Впрочем, среди педагогов нашлись и такие, кто высказал опасение, что чрезмерные усилия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию могут вызвать обратный эффект. "О духовности и патриотизме говорят везде и всюду, – заявил один из участников конференции петрозаводский педагог Андрей Сухоруков. – Каждый ТВ-канал имеет свою передачу про Кутузова или Суворова. Мы ставим школьника в позицию потребителя, которому предлагают готовый продукт. И он начинает сопротивляться. Человек должен самостоятельно выработать свою позицию, пройдя через собственные ошибки".

По мнению Сухорукова, проблема "непатриотичности" современной молодежи является надуманной. "У ребят нет проблем с патриотизмом. Они говорят о любви к Родине, они готовы к жертвенности, с удовольствием ходят на зарядку под патриотические песни, но их гораздо больше волнуют другие вопросы – семейное счастье, работа, страх не вписаться в конкурентную среду. Школа должны помочь им дать ответ на эти вопросы", – считает Сухоруков.

Впрочем, по его мнению, взрослые, которые хотят научить детей патриотизму, сами зачастую не знают ответа на многие вопросы. "Вот придет мусульманский мир или китайский, – заострил дискуссию молодой педагог. – Значит, он дает что-то более конкурентноспособное, чем наш мир? Если да, то, что делать? Вот, что важно, когда мы говорим о патриотизме. Мы должны признаться, что мы не те, кто знает ответы на подобные вопросы, мы можем молодежи лишь предложить участвовать вместе в поиске ответов".

По итогам дискуссий, состоявшихся во время конгресса, планируется выпуск методического сборника по "инновационным формам патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи". По мнению организаторов конгресса, этот сборник поможет педагогам в их работе со школьниками. "Педагогам, особенно в глубинке, очень нужны наработки, которые есть у их коллег, - подытожила Нина Ефимова. – Если мы спасем хоть одну душу, то я считаю, наши усилия не попадут даром".

Впрочем, о каких "инновациях" идет речь, так и осталось неясным. То ли о краеведческих экспедициях, то ли о дискуссионных клубах, где со школьниками говорят о нравственности, от которых, по словам одной учительницы, "ребята краснеют", то ли об изучении Библии на уроках английского языка. Ничего кроме этого участники дискуссии о "стратегиях духовно-нравственного и патриотического воспитания" так и не предложили.

Алексей Укконе

Комментарии

Kаmrad
2009-10-05 10:58:38
>А сейчас можно предложить сделать упор на более углублубленном >преподавании отечественной истории в школах, а также попытаться >взрослым не лениться, и самим попытаться разобраться в прошлом >непредвзято. ================= В программу по изучению литературы в российских школах включат «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, сообщили в среду в Министерстве образования и науки РФ. «Приказом министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко обязательный минимум содержания основных образовательных программ по русской литературе ХХ века дополнен изучением фрагментов романа Александра Исаевича Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», – говорится в сообщении министерства. http://www.vz.ru/news/2009/9/9/325794.html ================ Это наша сегодняшняя шизофреническая идеология — оплёвывание прошлого, имеющая целью разрыв общества на части и лишающая народ смысла существования. Детей в школах заставляют изучать Солженицына, ярого русофоба, мизантропа и восторженного поклонника власовцев. Государственный канал показывает Сванидзе, штрафбаты, московские саги и адмиралы. А поскольку еще не все граждане РФ прониклись ужасами сталинизма - поток помоев в наши головы будет усиливаться. >Участники международного конгресса по проблемам "духовно->нравственного и патриотического воспитания", состоявшегося на >прошлой неделе в Петрозаводске, предложили организовать пропаганду >патриотизма среди школьников в рамках преподавания обычных учебных >предметов, каждый из которых, должен включать "элементы >патриотического воспитания". Не совсем понятно, как они собирается это делать. Построение демократии требует орать о зверствах сталинизма. Данные вопли напрямую провоцируют действия ющенок, саакашвилей и пр. по уничтожению памятников нашим солдатам и переписке учебников. Ибо это закономерное продолжение воплей и разоблачений в России. Чтобы вещать на публику другое, нужны другие люди с другим образом мыслей. Их надо много, ими надо грамотно рулить. Таких людей нет.
Kаmrad
2009-10-05 10:13:19
Орбакайте про обучение в России ========== Однако в этих самовлюбленных, насквозь лживых заявлениях иногда проскальзывает суровая правда, которая заключается в том, что они люто ненавидят собственную Родину. Далеко ходить не надо: в распоряжении журналистов на днях оказалась запись с заявлениями Кристины Орбакайте, «сражающейся» за сына Дени. Находясь в здравом уме и твердой памяти, певица произнесла буквально следующее: «Сейчас все нормальные люди увозят детей учиться за границу. Потому что в России нет никакого будущего. Мы хотим, чтобы он учился в хорошей школе, чтобы у него было будущее, чтобы он был образованным человеком, чтобы говорил на нескольких языках, чтобы мог поступить в любой колледж мира, чтобы он был нормальным». http://news.km.ru/orbakajte_ulichili_v_rusofobii ===================== Мальчик останется здесь и вырастет таким же уродом, как мы. Обратите внимание: это говорит представитель так называемой элиты. Элиты, которая позволяет себе в России что угодно. Обратите внимание: представитель элиты не видит никаких перспектив для своих детей в свободной, демократической России.
люд
2009-10-05 09:56:18
Проходимец этослучайно не про Вас: 1. Мама уила меня УВАЖАТЬ ЧУЖОЙ ТРУД: "Если вы собрались поубивать друг друга, то идите на улицу - я только что полы вымыла!" 2. Мама учила меня ВЕРИТЬ В БОГА: "Молись, чтобы эта гадость отстиралась!" 3. Мама учила меня МЫСЛИТЬ ЛОГИЧНО: "Потому что я так сказала, вот почему!" 4. Мама учила меня ДУМАТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ: "Вот выволишься сейчас из окна - не возьму тебя с собой в магазин!" 5. Мама объяснила мне ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ: "Если ты сейчас же не перестанешь реветь - я тебя отшлепаю!" 6. Мама учила меня ПРЕОДОЛЕВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ: "Закрой рот и ешь суп!"
Проходимец
2009-10-04 13:13:51
figaro, может, учить и не надо, но чуть-чуть пояснить и подтолкнуть не помешает. kater, думаю, сами по себе эти наработки не особо ценны, но на их основе можно делать сильные методики.
figaro
2009-10-03 13:28:20
Считаю, что специально патриотизму учить не надо - только навредит. Я бы определил патриотизм как желание и стремление делать благо для своего государства и своего народа. Только в чем состоит это благо - в этом вся проблема. У русских людей (ну, россиян), сейчас в голове все перемешано, и нет единого мнения, к чему стремиться в конкретных сегодняшних исторических условиях. Вот когда это появится, тогда патриотизм, как естественнное состояние, будет впитываться с молоком матери. Ему не нужно будет специально учить. А сейчас можно предложить сделать упор на более углублубленном преподавании отечественной истории в школах, а также попытаться взрослым не лениться, и самим попытаться разобраться в прошлом непредвзято.
kater
2009-10-03 02:27:05
Статья на самом деле не показывает спектра мнений, звучавших на конгрессе/секции. Мне кажется, что мысль была высказана Николаем Михайловичем о связи поколений. Современное поколение смеется над советским прошлым, над формами работы и т.д., в то время как на Западе эти работы активно изучаются и перерабатываются, потому что наработок в Советском Союзе было сделано на самом деле много, современные российские исследователи и практики порой придумывают что-то нового, все "моделируют", натыкаются на грабли, на которые их коллега наткнулся более 30-50 лет назад. Опытное советское поколение уходит, уходит со своими знаниями, опытом, наработками, а мы от них не берем даже самые хорошие мысли. Россия - особая страна: мы дома все в тапочках ходим (а это азиатская, восточная традиция), хотя утверждаем, что мы европейцы, тем не менее, даем списать ответы своему соседу по парте (хотя, он вроде как потенциальный мой конкурент при устройстве на работу в будущем), рассказываем сказки типа "По Щучьему велению" своим детям, а если начальник просит что-то сделать, говорим "да-да, сейчас-сейчас" (и делаем спустя неделю). Да и едим мы больше жирной пищи, потому что холоднее у нас, (и денег на одежду в связи с особыми холодными климатическими условиями тратим больше), и войдя в магазин через первые двери стукаешься лбом о вторые (они закрыты) и идешь по коридору к соседней двери, делая, казалось бы, непонятный маневр (а это ведь энерго- и теплосберегающая технология), думаешь, где же ты все-таки живешь. В одной - единственной стране такой, России, особой, и любить ее надо/можно по-особому. А если не любить, да ничего не делать для страны - проснешься однажды утром, а страны-то и нет...да и поговорить на родном языке не с кем, хотя вроде и вчера ты был дома...
Проходимец
2009-10-01 11:23:20
Что касается "свободного человека", то по Л.Толстому получается, что "свободный человек" не может выбрать для себя любовь к Родине. С чего классику такое примерещилось, непонятно.
Проходимец
2009-10-01 11:10:06
Л.Н. Толстой много фантазирует. Христианство вообще-то учит, что человек - не сын, а раб божий. Не верите? Откройте текст любой молитвы. Далее великий классик предлагает человеку быть сыном (а по факту рабом)фантастического существа (бога), а не своего народа, который данного человека породил и вырастил. Что в принципе как-то неправильно. А если вспомнить, что Льва Николаевича отлучили от церкви, вообще становится непонятно, зачем он пропагандирует.
Проходимец
2009-10-01 11:03:33
Оптимист, хорошо, отвечу. В целом любовь к своей Родине - совсем неплохо. Совеершенно разные люди могут искренне любить свою Родину, причём вне зависимости от текущей политической и экономической ситуации. О таких людях плохое говорить незачем. Однако давайте посмотрим, кто у нас нынче живёт патриотизмом. Профессиональные патриоты: - "Наши", "Молодая гвардия" и прочие политические "шестёрки". - "Лимоновцы", скинхеды, профие фашисты. - Антифашисты. прочие быдловские движения. Отсюда и разговор, что "цвет" нынешнего патриотического движения - быдло.
люд
2009-09-30 10:53:35
В консульстве: - Почему вы хотите уехать из нашей страны? Что вас не устраивает? - Меня не устраивает ваше отношение к гомосексуализму! - А какие проблемы? Вроде же с этим всё спокойно? - Послушайте, при Сталине за это расстреливали, при Брежневе - принудительно лечили, сейчас это вошло в норму. Так вот, я хочу уехать из этой страны, пока это не стало обязательным!
Гость
Выбор читателей

Аналитика

20.10.2017 11:09
Тема недели
Сторона защиты попросила полностью оправдать Девлета Алиханова, так как в его деле нет ни состава, ни события преступления.
18.10.2017 14:32
16.10.2017 09:18

Чтиво

20.10.2017 15:43
Без политики
Недавно мне предложили написать о колонии строгого режима №9, что находится в микрорайоне Птицефабрика. Недолго подумав, согласилась.
12.10.2017 16:27

Опрос

Вы пойдете в кино на "Матильду"?