Аналитика. Тема недели
10:19, 10 Ноября 2009
4
1
2

Закон о монетизации "прокатили"

На минувшей неделе карельский парламент "прокатил" губернаторский законопроект о монетизации льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг. Теперь, по утверждению чиновников республиканского правительства, хотевших, чтобы этот закон был принят в ускоренном режиме, бюджет Карелии по вине народных избранников не получит дополнительных средств из федерального центра, которые должны были поступить в случае принятия этого закона. Однако, по мнению ряда депутатов, предложенный законопроект не только не улучшил бы материальное положение льготников, а наоборот ухудшил.


Стоит сразу отметить, что сама по себе идея перевести в денежную форму льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг не так уж и плоха. Сейчас льготники оплачивают половину стоимости потребленного тепла, воды и электроэнергии. Оставшуюся половину коммунальщикам компенсирует бюджет. В случае монетизации живые деньги перечислялись бы самому льготнику, чтобы он смог оплачивать полный тариф. По большому счету, большинству льготников без разницы получат ли они живые деньги или нет: так или иначе, выделенные рубли все равно попадут к коммунальщикам. Однако несомненная положительная сторона монетизации заключается в том, что при такой схеме республиканские власти лишаются возможности нецелевого использования бюджетных средств, в народе это называется "прокручивать" деньги. Возможно, именно с этим и связано, что этот законопроект был внесен губернаторской командой в парламент под занавес года, тогда как в большинстве регионов страны подобные местные законы приняты и действуют давно.

Напомним, что перевод льгот на оплату услуг ЖКХ в денежную форму, является одним из требований федерального правительства. Только при условии проведения монетизации Москва, начиная со следующего года, будет выделять регионам деньги из фонда содействия реформированию ЖКХ на ремонт ветхого жилья и расселение аварийного фонда. Карелия рассчитывала получить в следующем году на эти цели около 400 миллионов рублей, но теперь, скорее всего, этих денег республика не получит. Однако попытки правительственных чиновников "перевести стрелки" на депутатов, которые отклонили законопроект и тем самым якобы лишили республику дополнительных средств, выглядят малоубедительно.

По словам некоторых депутатов, законопроект поступил в парламент в абсолютно недоработанном виде. Притом, что монетизация затрагивает интересы около 200 тысяч жителей республики, предлагаемый социально значимый закон губернаторская команда умудрилась изложить всего в трех статьях, весь текст которых занял менее одной страницы! При этом статьи эти содержали общие фразы и никакой конкретики. Но даже несмотря на это представитель губернатора в ЗС РК Александр Чаженгин предлагал принять документ сразу в трех чтениях!

Во время обсуждения депутаты пытались выяснить, каким же образом будут осуществляться выплаты денежных компенсаций льготникам, но получить четкого ответа от правительственных чиновников они так и не смогли.

Слова чиновников о том, что компенсации будут выплачиваться "копейка в копейку" каждому конкретному льготнику, так и остались словами. В тексте законопроекта об этом нет ни строчки. Кроме того, ни проекта постановления, ни каких либо других подзаконных актов или документов, разъясняющих, как конкретно правительство собирается выплачивать компенсацию, так и не было представлено депутатам. Поэтому вполне понятно, почему многие парламентарии отказались поддержать этот законопроект (если это можно так назвать).

"Если бы мы поддержали этот закон, то правительство могло вести выплату компенсаций, как ему заблагорассудится, а вся ответственность при этом легла бы на депутатский корпус", – говорит депутат ЗС РК Ольга Шмаеник.

Самое удивительное, что даже в этой "филькиной грамоте" из трех статей, почему-то громко названной авторами законопроектом, нашелся "подводный" камень, который мог в один раз превратиться в надгробную плиту неплохой по сути идеи перевода льгот в денежную форму. А именно, правительство республики предлагало установить размер компенсации не ниже тарифов, действующих на 31 декабря 2009 года, а не реальных расходов льготников. Учитывая, что уже сейчас известно, что в следующем году тарифы на услуги ЖКХ в республике увеличатся в среднем на 22 процента, подобную законодательную инициативу чиновников можно расценивать, мягко говоря, как лукавство.

Другими словами, если бы предложенный вариант закона был принят, то с нового года льготники должны были бы полностью оплачивать потребленные коммунальные услуги по новым тарифам, а компенсацию получать из расчета прошлогодних. Принимая во внимание растущий дефицит республиканского бюджета, нельзя исключить, что чиновники таким вот образом оставили себе возможность сэкономить казенные средства. И все было бы в рамках закона.

Стоит также напомнить, что Сергей Катанандов не раз заявлял, что монетизация не будет принята без всестороннего обсуждения общественностью. Но на деле все произошло иначе. Власти очень хотели, чтобы этот закон был принят в ускоренном режиме. Так, во второй половине пятницы 31 октября законопроект был внесен в Законодательное Собрание, уже во вторник 3 ноября он был одобрен парламентским комитетом по социальной политике, а 5 ноября вынесен на голосование парламента. Понятно, что при таком раскладе, ни о каком всестороннем общественном обсуждении закона речи быть не может. Любопытно, что, даже не имея возможности познакомиться с текстом законопроекта, жители сразу нескольких районов республики высказались против монетизации, как таковой. Свое несогласие с реформой озвучили представители Советов ветеранов Кеми, Пудожа, Олонца, Суоярви, а также инициативные группы граждан из Питкяранты и Сегежи.

Желание республиканских властей получить дополнительные миллионы из федерального бюджета вполне понятно и объяснимо. Но непонятно, почему не было общественного обсуждения этого законопроекта, который затрагивает интересы тысяч жителей республики. Непонятно, почему внесение этого законопроекта откладывалось до последнего момента, хотя в других регионах это было сделано давно. Причем не во всех соответствующие законы вступили в силу. Например, в соседних Архангельской и Вологодской областях аналогичные законы приняли, но реализацию отложили до 2011 года. Причем сделала это исполнительная власть регионов, просчитав социальные последствия. Непонятно, на что надеялось карельское правительство, внося в парламент абсолютно сырой закон с общими и расплывчатыми формулировками. И непонятно, почему это вдруг депутаты, отказавшиеся голосовать за него, оказались виновными.

Хотя с другой стороны объяснение этому есть. Разумеется, федеральное руководство будет не в восторге от того, что его указание не было исполнено. Вот тут-то у карельского правительства и появятся слова в свое оправдание. Мол, мы очень сильно старались, но вот нехорошие депутаты все наши благие начинания загубили. Может, именно этого добивались чиновники?

Александр Котов

P.S.
 
После того, как законопроект был "провален" парламентом министерство здравоохранения и социального развития Карелии обратилось к СМИ с призывом "всем вместе провести разъяснительную работу с населением". На пресс-конференции во вторник заместитель министра Ольга Соколова опровергло заявления ряда депутатов парламента, голосовавших против закона о монетизации, что в этом документе не учтено повышение тарифов, которое произойдет в 2010 году. По словам замминистра, при замене "натуральных льгот" на денежные компенсации сумма  для каждого льготника будет рассчитываться вне зависимости от размера тарифов. "С тарифами это напрямую не связано. Центры социальной работы будут ежемесячно рассчитывать сумму компенсации для каждого льготника исходя из реальных затрат, которые он понесет при оплате услуг ЖКХ", - пояснила Соколова.
По ее словам, замена 50%-ых скидок на денежные компенсации не ухудшит положение льготников, потому что их личные затраты останутся прежними. В Минздраве обещают, что каждый житель Карелии, которого коснется монетизация, получит возможность проверить, соответствует ли размер компенсации его реальным расходам. Сумма компенсации будет отдельно указана в квитанциях об оплате услуг ЖКХ. А деньги будут поступать на счета граждан в банках или по почте до конца каждого месяца.

Комментарии

Проходимец
2009-11-12 10:59:37
"Так, во второй половине пятницы 31 октября..." Почему-то календарь не согласен с автором статьи. Понятно, что власть думает, как бы побольше сэкономить на простых людях. По идее, перевод денежного потока из "опта" в "розницу" должен увеличить накладные расходы. Или нет?
Энди Таккер
2009-11-11 09:17:04
Я думаю, что "в любом случае речь идет о непрофессиональном руководстве и попытках решить производственные проблемы за счет людей", как говорят представители правительства.
Квелебрыст
2009-11-10 21:36:22
Любому челу понятно, что этот закон не на пользу простому народу. Да и власть уже не напрягается с объяснениями. Конечно, он будет принят. Или Вы думаете иначе?
просто гость
2009-11-10 12:21:44
"....правительство республики предлагало установить размер компенсации не ниже тарифов, действующих на 31 декабря 2009 года, а не реальных расходов льготников" - бред полный.В проекте об этом ни строчки. Там написано следующее: принятие закона не должно влечь снижения уровня социальной поддержки, достигнутого на 31 декабря 2009 года. А уровень этот как определяется, так и будет определяться не законом о монетизации, а базовыми законами - и федеральными и карельскими, устанавливающими меры соцподдержки: ежемесячно и по актуальным тарифам: кому- социальную норму и 50 процентов, кому фактические расходы и 100 процентов. Льготы-то у всех разные! Законопроект определяет ФОРМУ льготы, но ее размер!!!
Гость

Аналитика

23.01.2017 16:38
Капитал
Официальное подведение итогов акции "17 путевок" и вручение сертификатов победителям, открывшим вклад "Карельская жемчужина", состоялось 20 января в Филиале ПАО "ОФК Банк" в Петрозаводске.

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?