К Рембранту претензий нет

Аналитика. Тема недели
10:41, 23 Ноября 2009

Депутаты парламента Карелии приступили к рассмотрению законопроекта, согласно которому предлагается ограничить распространение на территории республики печатной, аудио- и видеопродукции продукции, а также компьютерных игр, способных нанести вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей. Кроме того, предлагается запретить появление несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах без сопровождения взрослых в ночное время. Проблема "комендантского часа" уже вызвала немало споров, как в парламенте, так и среди общественности и широко обсуждалась в прессе. Между тем вторая часть законопроекта, где идет речь об ограничениях на распространение "эротической продукции", тоже вызывает вопросы. На некоторые из них мы попросили ответить одного из главных разработчиков проекта старшего помощника прокурора Республики Карелия Аллу Суханову.


Первое, что вызывает настороженное отношение к этому законопроекту, это то, что инициатива его разработки изначально исходила от прокуратуры, а силовые ведомства зачастую демонстрируют желание сначала "все запретить и не пущать", и только потом разбираться, как эти запреты будут работать на практике…

 
Это ошибочная установка, как в целом по отношению к праву законодательной инициативы, которой обладает прокурор республики, так и к данному конкретному законопроекту в частности. Действительно, изначально предыстория этого законопроекта связана с поручением Президента РФ Генеральному прокурору о том, что прокуратура на местах должна принять меры по реализации федерального закона об основных гарантиях прав ребенка. То есть инициатива исходила от прокуратуры, но учитывая его значимость законопроект разрабатывала специально созданная рабочая группа под руководством депутата – заместителя Председателя Законодательного Собрания РК Разбивной Г.А. В состав  группы входили депутаты Законодательного Собрания, представители общественных организаций, Администрации Главы РК, правоохранительных органов, органов опеки и попечительства. Учитывалось мнение представителя Верховного Суда республики. Проект направлялся на обсуждение в муниципальные образования республики, следовательно учтено и мнение органов местного самоуправления.
Отмечу, что рабочий вариант проекта  претерпел значительные изменения с учетом многочисленных предложений и замечаний, которые были получены от всех заинтересованных сторон.
Что касается запретов, то в данном законопроекте не в коем случае не допускается ограничения законных прав ребенка, его родителей или законных представителей. Смысл законопроекта вообще не в запретительных мерах, на которые все сейчас обращают внимание, а в мерах, призванных содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
 
Возьмем, например, пункт первый статьи четвертой, которая вызывает больше всего споров. "В целях предупреждения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию устанавливаются нормативы распространения продукции, не рекомендуемой ребенку до достижения им 18 лет". О какой продукции идет речь?
 
Данное полномочие предоставлено субъекту Российской Федерации статьей 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Практика установления подобных нормативов имеется во многих субъектах РФ (Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Владимирская, Рязанская, Ярославская,, Липецкая, Смоленская области и другие регионы).
При разработке указанных положений законопроекта рабочая группа руководствовалась в первую очередь имеющейся нормативной правовой базой федерального уровня, которую нельзя конечно признать достаточной.
Что такое "не рекомендуемая продукция"? Законопроект предусматривает, что это продукция, "способная нанести вред физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей". Вы спросите, что такое "вред", ответ на этот вопрос дан в следующих положениях той же статьи. Например, согласно федеральному законодательству, публичная демонстрация аудиовизуальных произведений допускается только при наличии прокатных удостоверений. Если в прокатном удостоверении установлены возрастные ограничения, то публичная демонстрация такого произведения допускается только с 22 до 6 часов.
 
Иными словам, фильмы с ограничением возраста будет запрещено показывать днем, а билетер на входе в кинозал обязан будет спрашивать у посетителей паспорта?
 
В случае принятия закона, это должно быть именно так. Возможно, по этому нормативу необходимы будут поправки уточняющего характера.
 
Еще одна норма. При использовании информационно-телекоммуникационной сети Интернет в образовательном процессе учреждениями образования, руководители учреждений, педагогические работники должны принять меры, направленные на то, чтобы "исключить доступ учащихся к информационным ресурсам, содержащим не рекомендуемую детям продукцию, несовместимую с задачами их обучения и воспитания", как сказано в тексте. О чем здесь идет речь?
 
В СМИ республики широко освещались результаты проведенных прокурорами, органами внутренних дел проверок в учебных заведениях республики, выявившие факты свободного доступа детей к порносайтам. Разве данная норма законопроекта не востребована? В некоторых регионах в законах прописана обязанность образовательных учреждений принимать технические меры, типа фильтрации сайтов и тому подобное, но у нас этого в проекте нет.  Мы говорим о том, что педагоги должны контролировать работу детей в Интернете.
 
По каким критериям педагоги будут определять, что тот или иной ресурс может нанести вред нравственности детей? Может быть, что такое порнография, каждый педагог и способен определить самостоятельно, но как быть с другими ресурсами, которые невозможно буквально воспринимать как порнографию?
 
Об этих критериях мы еще поговорим. Но это серьезный вопрос, требующий внимания рабочей группы, при дальнейшей работе с проектом.
 
 
Этот же вопрос относится и к следующей статье законопроекта, где речь идет о том, что не допускается распространение вредных компьютерных игр и игрушек. Кто будет оценивать, что вредно, а что нет?
 
Не допускается распространение компьютерных игр и игрушек для детей при наличии отрицательной экспертизы. Эта норма заложена и в федеральном законе. Это не значит, что всех отправят за этой экспертизой, но если такая экспертиза есть и она отрицательная, то тогда не допускается распространение.
 
А кто такую экспертизу должен инициировать и проводить?
 
Кто ее будет проводить – у нас есть для этого уполномоченные государственные органы с функциями контроля, которые проводят санитарную, педагогическую, психологическую и другие виды экспертиз. Не исключено, что проведение экспертизы может быть инициировано даже в частном порядке, в том числе и на основании определения суда. Если продавец не знает о наличии отрицательной экспертизы, то к нему не может быть, естественно, претензий. Но с момента, когда он будет уведомлен, что его продукция имеет отрицательное заключение экспертизы, он будет обязан выполнять данное положение закона.
 
 
В проблему экспертизы упирается еще одно положение законопроекта – распространение радио – и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 до 4 часов. Допустим, местная телекомпания решила использовать фильм или рекламный ролик, в котором используются некие изображения, которые можно считать эротическими. По каким критериям принимается решение, что эта продукция подпадает под понятие "эротика"?
 
На сегодняшний день ряд ограничений прямо прописан в законе Российской Федерации "О средствах массовой информации", в том числе и упоминаемое Вами. Используемое в законопроекте понятие "продукция и мероприятия эротического характера" определяется в статье 2 следующим образом - материальные и нематериальные объекты, в том числе эротические издания, эротические предметы и мероприятия, которые специально предназначены для воздействия посредством сексуальной информации на эмоции человека и (или) в целом эксплуатируют интерес к сексу. Это понятие корреспондируется с данным в статье 37 Федерального закона о СМИ в части средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера.  В правоприменительной практике идет ли речь именно об оговоренной в законопроекте продукции и мероприятиях эротического характера, безусловно, могут возникнуть споры.
Законопроект рассчитан, в первую очередь, на понимание всеми гражданами необходимости предлагаемых ограничений. А споры разрешимы, в т.ч. путем проведения соответствующих экспертиз специалистами.  Пока такого спора нет, то и проблемы не возникает. Это касается всех положений данного закона, связанных с распространением продукции эротического характера. 
Вот следующий пункт – распространение, в том числе розничная продажа печатной продукции эротического характера допускается только в специально отведенных местах в запечатанных прозрачных упаковках ( это также предусмотрено Федеральным законом о СМИ), проведение зрелищных мероприятий эротического характера – тоже в специально отведенных местах, исключающих доступ несовершеннолетних. Такие помещения должны располагаться на территории не менее 300 метров от границ территорий детских образовательных учреждений, молодежных и культурных центров, общественных мест, предназначенных для посещения детьми и подростками и мест массового отдыха граждан. Такие места и помещения не могут располагаться в многоквартирных домах, общежитиях и дворовых территориях. Так же не допускается применение изображений, надписей эротического характера в оформлении витрин торговых организаций.
 
Вы упомянули об ограничения на определенные зрелищные мероприятия. Вот, например, есть в Петрозаводске развлекательное заведение, где проводятся стриптиз-шоу, которые могут наблюдать сквозь окна заведения все проходящие по улице. Это будет запрещено законом?
 
Это заведение  должно будет считаться с ограничениями предлагаемыми законопроектом. Несовершеннолетние не должны иметь возможность видеть подобные мероприятия. А если же оно расположено на расстоянии менее 300 метров от перечисленных в проекте организаций и общественных мест, то при принятии закона, организация таких шоу там вообще будет запрещена.
 
Формулировка "эротическая продукция" снова вызывает вопрос, что такое "эротика". Репродукции произведений художников с изображением обнаженной натуры – это вроде бы тоже эротика. Их теперь нельзя будет выставлять в витринах, например, художественных салонов?
 
Есть произведение искусства, а есть журнал "Плэйбой". Мы боремся не с искусством, а считаем, что подобные журналы и подобного рода продукция не для детского пользования.  Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций направила главам 25 регионов, в число которых вошла и Республика Карелия, письма с обращением о принятии мер по выполнению требований статьи 37 Закона о СМИ, касающихся распространения эротических изданий.
Карелия попала в список регионов, где не выполняется норма федерального закона о том, что эротические журналы должны продаваться в запечатанных упаковках и в специально отведенных местах.
Как мы уже говорили раньше, в законопроекте дано определение эротической продукции – это материальные и не материальные объекты, которые специально предназначены для воздействия на эмоции человека, эксплуатируют интерес к сексу. Если мы говорим о произведениях искусства, то они не направлены на культивирование сексуальных потребностей. Если какие-то изображения используются в оформлении витрин, то они не должны подпадать под это определение. Воздействует оно посредством сексуальной информации на эмоции, эксплуатирует интерес к сексу или нет? Понятно, что к картинам Рембранта подобных претензий быть не может.
Вообще, этот закон направлен на то, чтобы мы все поняли, что если мы хотим, чтоб наши дети росли нравственно чище, были защищены от преждевременных, грубых проявлений жизни, то надо постараться это сделать. Не ждать, пока придут контролеры, пока кто-то подаст в суд, не доводить дело до экспертиз, а просто понять, что есть границы.
В завершении хочу отметить, что Конвенция ООН о правах ребенка ориентирует государства на поощрение разработки "надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию…". Подобный подход характерен для большинства ведущих стран Запада (США, Франции, Германии, Италии) и международного права (например, в Директиве о вещании ЕЭС), где вводятся существенные ограничения и запреты на распространение среди детей и подростков информации, "разрушающей их нравственность" и "нарушающей их благополучие".
Тех же принципов в целом придерживается и российское законодательство, однако международно-правовые нормы пока еще не в полной мере инкорпорированы в нем. Отчасти данный пробел восполнен Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
Упование на разрешение проблемы защиты ребенка от продукции, способной нанести вред его здоровью, нравственному и духовному развитию исключительно или преимущественно уголовно - правовыми методами, путем привлечения к уголовной ответственности лиц, занимающихся изданием, рекламированием и распространением среди подростков материалов откровенно сексуального, непристойного характера, представляется явно преувеличенным.
Во-первых, действующее в России уголовное законодательство пока еще не в полной мере отвечает интересам защиты прав несовершеннолетних, не обеспечивает должного противодействия фактам массового, публичного растления детей, в связи с чем нуждается в серьезном совершенствовании.  Во-вторых, значимость проблемы с позиции государственных и общественных интересов, с учетом трудно предсказуемых масштабов вредных последствий для широкого круга несовершеннолетних потребителей такого рода продукции, требует принятия комплекса мер, прежде всего профилактического характера. На это и направлен наш Законопроект.
 
 
Интервью подготовил Алексей Укконе
 
 
 
 
 
 
 
 
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей