Аналитика. Капитал
11:10, 08 Февраля 2010
4
1
2

Город заберет троллейбусы обратно

Пассажирский электротранспорт Петрозаводска снова станет муниципальным.

 

Администрация столицы Карелии и депутаты Петросовета принимают все необходимые меры для того, чтобы жители города не заметили последствий банкротства ОАО "Троллейбусное управление г. Петрозаводска". Обещанные московскими бизнесменами инвестиции в развитие сети городского общественного транспорта оказались мифом – теперь в этом уже никто не сомневается.

В 2005 году прежняя администрация города без всякого конкурса и аукциона отдала в аренду московской фирме ЗАО "Управляющая компания "Регионавтотранс" весь имущественный комплекс умирающего муниципального троллейбусного управления. При этом между компанией и администрацией было подписание соглашение, в котором оговаривались обязательства сторон. Согласно этому документу "Регионавтотранс" взял на себя обязательства по созданию ОАО "Троллейбусное управление г. Петрозаводска", а также ежегодно приобретать для нового предприятия не менее 20 троллейбусов, увеличить количество автобусного парка до 50 машин и поставить 16 автобусов для организации туристических поездок. Казалось бы, благое для города дело, однако спустя несколько лет складывается впечатление, что московские бизнесмены даже не собирались развивать петрозаводский общественный транспорт.


Веселого вам банкротства!

Необходимо отметить, что ЗАО "Управляющая компания "Регионавтотранс" – это структурное подразделение концерна "Русские автобусы", основной деятельностью которого являлась продажа автобусов и троллейбусов. И еще пять лет назад некоторые злые языки утверждали, что цель московских бизнесменов – не инвестиции в петрозаводский общественный транспорт, а создание постоянного канала сбыта. Схема проста и не затейлива: фирма "А" создает фирму "Б" и затем продает ей свою продукцию. И сейчас стало понятно, что именно так и произошло с троллейбусным хозяйством Петрозаводска. Создав на основе полученного в аренду муниципального имущества акционерное общество, "Регионавтотранс" продавал этому обществу в лизинг (проще говоря, в кредит) свой товар, получая за это живые деньги из банка-кредитора.

В общем-то, на этом интерес московских предпринимателей к транспортным проблемам карельской столицы и заканчивался. А обещанное инвестиционное развитие ограничилось несколькими поставками троллейбусов и автобусов, которые вскоре благополучно покинули город из-за неспособности Троллейбусного управления за них рассчитаться, растущими долгами, постоянными просьбами к городским властям об увеличении тарифов на проезд. В итоге все закончилось процедурой банкротства теперь уже частного Троллейбусного управления.

Примечательно, что, постоянно говоря об убытках и своих растущих долгах, руководство и учредители ОАО "Троллейбусное управление" не особо пытались оптимизировать расходы. Для примера: на сегодняшний день на этом предприятии трудится около 870 человек, из них 150(!) – разного рода начальники и управленцы. Учитывая, что ежедневно на городских маршрутах работает около 80 троллейбусов, получается, что каждый из них должен "прокормить" 10 человек, а еще окупить расходы на электричество, техобслуживание и ремонт. Понятно, что при таком раскладе сложно говорить о развитии бизнеса и доходах.

Кстати, сам "Регионавтотранс", который не так давно громко заявлял о своем заботливом участии в развитии общественного транспорта в различных российских регионах, сегодня является банкротом. И сдается, что кризис здесь не причем. Просто невозможно вечно продавать в кредит свои автобусы своим неплатежеспособным дочерним предприятиям по всей стране. Зато теперь на сайте "Регионавтотранса" можно наблюдать издевательскую и циничную открытку: "Мы разорены! Веселого вам банкротства!" (http://www.regionautotrans.ru/).


Еще одна попытка

Ожидается, что уже в марте Троллейбусное управление перейдет в следующую стадию процедуры банкротства – конкурсное управление, когда предприятие уже не сможет вести деятельность, и начнется продажа принадлежащего ему имущества. Другими словами, существовала угроза, что в один прекрасный мартовский день ни один троллейбус не вышел бы из депо.

Для того чтобы этого не произошло, администрация города и Петросовет одобрили создание нового муниципального предприятия, которое будет заниматься пассажирскими перевозками.

Олег Фокин
Олег Фокин
"Критическая ситуация в Троллейбусном управлении заставила нас оперативно принимать управленческие решения, - рассказывает председатель Петрозаводского городского совета Олег Фокин. – Поскольку существовала опасность срыва пассажирских перевозок, допустить которую городские власти никак не могли, Петросовет на очередной сессии проголосовал за организацию нового муниципального предприятия, которому и предполагается в самое ближайшее время передать обязанность осуществлять перевозки в городе. Мы считаем, что на данный момент это единственно правильное решение: мы сохраним троллейбусы для города и, самое главное, - не допустим никаких социальных потрясений".  

В настоящее время создание нового предприятия вышло на заключительную стадию, завершается оформление необходимых документов. Одновременно власти карельской столицы и руководство Троллейбусного управления решают вопрос о возврате городу муниципальных троллейбусов и всего имущественного комплекса, полученных в аренду в 2005 году. Затем это имущество и троллейбусы будут переданы в новое муниципальное транспортное предприятие.

Кроме того, парк вновь созданного предприятия пополнится семью новыми троллейбусами, приобретенными городом по федеральной программе. Муниципальный бюджет оплатил лишь 5% от их стоимости, еще 5% на их приобретение было направлено из республиканской казны, остальные деньги – из федерального бюджета. Работникам обанкротившегося Троллейбусного управления также будет предложено перейти на работу в новый МУП.

Евгений Журавлев
Евгений Журавлев
"Мы примем все необходимые меры, чтобы горожане не заметили смены предприятий, а движение троллейбусов в Петрозаводске не прекратилось ни на один день. Также мы не можем допустить, чтобы безработными оказалось такое количество людей", – заявил первый заместитель главы Петрозаводска Евгений Журавлев.

Возвращение на улицы города муниципального транспорта - это только первый шаг по наведению порядка в пассажирских перевозках. Планируется, что новый МУП будет заниматься также и автобусными перевозками. Приобрести новые автобусы и троллейбусы поможет участие в федеральных программах.

Кроме того, в дальнейшем городские власти намерены провести оптимизацию маршрутной сети Петрозаводска, чтобы новое муниципальное транспортное предприятие и частные перевозчики могли работать в равных конкурентных условиях.

"Не секрет, что многие городские маршруты дублируются, особенно в центре. Это приводит к большой загруженности улиц в часы пик. При этом получается так, что в каких-то микрорайонах маршрутки идут одна за другой, а в других люди не могут уехать из-за того, что транспорта нет. Необходимо сделать так, чтобы в городе нормально и цивилизованно мог работать и муниципальный, и частный общественный транспорт", – сказал Евгений Журавлев.

Понятно, что задачу, которую поставила себе городская администрация, не решить в одночасье. Говоря откровенно, попытки прежних властей Петрозаводска по наведению порядка в сфере пассажирских перевозок особым успехом не увенчались. Остается надеяться, что в этот раз все будет иначе.

Кстати, по нашей информации, руководство обанкротившегося ОАО "Троллейбусного управления" вряд ли может рассчитывать на теплые доходные места в новом муниципальном транспортном предприятии.

Александр Котов

Комментарии

люд
2010-02-13 23:16:01
Истина, она как бог - либо есть, либо нет. А ложь, она как религия - либо веришь, либо не веришь, либо делаешь вид, что веришь. Ну, а тихий всем известно " независимый" журналюга, ещё тот г...
Политичeский обоРЗеватель
2010-02-12 22:56:22
Люд я не знаю, к чему пристегнуть Ваш последний комментарий, но на всякий случай сообщаю, что к Фокину отношусь параллельно, даже с оттенком негатива... "И у меня на это пять причин"... Я три раза просмотрел "По тихому..." от 11-го февраля 2010 года в надежде найти хоть малюсенькую зацепку на противозаконные действия. Ничего. Одни эмоциии... Такой материал запороли... А ведь, действительно, могла получиться сенсация...
люд
2010-02-12 22:22:45
Поздравляю ПО еще Михаил Задоронов говорил : "Лизнула по самые гланды..."
Политичeский обоРЗеватель
2010-02-12 21:00:55
Ах, как недальновидно поступил Мазуровский, что разрешил ЭТО в эфир =))) Сейчас только от Фокина будет зависеть, «похоронит» он Нику+ в торжественной обстановке, или ограничится «гражданской панихидой». Поясню... Фокин не мальчик, чтобы бежать сейчас в студию просить прощения, подтверждая свою вину. Любой человек, который связан с лесным бизнесом скажет и подтвердит, что последние полгода этот сегмент терпит в России колоссальные убытки. Денег реально НЕТ. При этом, Фокин от выплат рабочим не отказывался и до этого ВСЕГДА платил исправно. То, что Саша Тихий «шьет» черные зарплаты – личное дело Саши Тихого. Фокин никому в руки конверты не давал и купюрами не шелестел… Что, кстати и подтверждается словами самих же рабочих – «Фокина видели на обложках, да мельком…» А вот Олег Николаевич на ЗАКОННЫХ основаниях может выкатить Нике+ претензию о «чести и достоинстве», а к этому приложить «убытки, связанные с потерей доверия у партнеров»… В общем, удачи Вам, Андрей Афанасьевич…
Spravedlivo
2010-02-12 16:59:12
"Мы считаем, что на данный момент это единственно правильное решение: мы сохраним троллейбусы для города и, самое главное, - не допустим никаких социальных потрясений". О.Фокин Золотой Вы наш, Человек, Олег Николаевич. Не бережете Вы себя - всё о стране думаете =) http://nika-media.ru/video/18907/24021.html
Проходимец
2010-02-12 14:05:43
Город может отказаться от троллейбусов, но тогда ему понадобится не меньшее количество автобусов. Потому как если заполнить троллейбусную нишу маршрутками, будет тихий песец, который мы и так временами наблюдаем, когда у троллейбусов из-за какой-нибудь аварии меняется маршрут следования. Насколько автобус эффективнее троллейбуса, интересный вопрос. Я всё-таки считаю, что если из ТУ выгнать бесполезную половину персонала, оставив всего по 5 голов на троллейбус, предприятие станет эффективным.
Политичeский обоРЗеватель
2010-02-12 12:41:58
Теперь сам же попробую ответить на свой же вопрос - Нужны ли городу троллейбусы? Для этого необходимо понять, насколько обоснованы цены на проезд в маршрутных такси? А более общий вопрос - Контролирует ли город (Петросовет) объемы пассажироперевозок? Думаю, что только в первом приближении. Предметно - нет. Немного из истории. Пару лет назад группой студентов ПГУ физфака был создан алгоритм, ПО и систама контроля и учета пассажиров, которая полностью исключала возможность оборота наличности в карманах водителей маршруток и делала город единственным монополистом и контролером ценовой политики. Все должны были быть довольны - и налоговая и фонды и жители. Все, кроме хозяев маршруток, потому что система объективно показала бы сколько средств оборачивается в этом бизнесе. Возможно, даже прокуратура закрыла бы глаза на "прошлые дела" владельцев маршруток, но по предварительной оценке, стоимость проезда в маршрутках выросла бы от 40 до 60%. Это сделало бы электротранспорт конкурентноспособным. ТУ продолжило бы развитие и перестало быть убыточным. Итог - система лежит "в полке", да к тому же требует некоторых затрат для города на этапе внедрения. Заказчиком будет опять Санкт-Петербург, а Птз, хоть и родина, но как то расточительно готовит кадры... Мутное дело... Передача ТУ из руки в руки может быть бесконечным процессом, пока не будет решен вопрос целесообразности содержания ТУ городом и общей ценовой и подконтрольной городу политики. А может, кому-то попросту выгодно содержать это хозяйство в бардаке?
Политичeский обоРЗеватель
2010-02-12 12:36:20
Теперь сам же попробую ответить на свой же вопрос - Нужны ли городу троллейбусы? Для этого необходимо понять, насколько обоснованы цены на проезд в маршрутных такси? А более общий вопрос - Контролирует ли город (Петросовет) объемы пассажироперевозок? Думаю, что только в первом приближении. Предметно - нет. Немного из истории. Пару лет назад группой студентов ПГУ физфака был создан алгоритм, ПО и систама контроля и учета пассажиров, которая полностью исключала возможность оборота наличности в карманах водителей маршруток и делала город единственным монополистом и контролером ценовой политики. Все должны были быть довольны - и налоговая и фонды и жители. Все, кроме хозяев маршруток, потому что система объективно показала бы сколько средств оборачивается в этом бизнесе. Возможно, даже прокуратура закрыла бы глаза на "прошлые дела" владельцев маршруток, но по предварительной оценке, стоимость проезда в маршрутках выросла бы от 40 до 60%. Это сделало бы электротранспорт конкурентноспособным. ТУ продолжило бы развитие и перестало быть убыточным. Итог - система лежит "в полке", да к тому же требует некоторых затрат для города на этапе внедрения. Заказчиком будет опять Санкт-Петербург, а Птз, хоть и родина, но как то расточительно готовит кадры... Мутное дело... Передача ТУ из руки в руки может быть бесконечным процессом, пока не будет решен вопрос целесообразности содержания ТУ городом и общей ценовой и подконтрольной городу политики. А может, кому-то попросту выгодно содержать это хозяйство в бардаке?
Политичeский обоРЗеватель
2010-02-12 01:22:26
striker Для некомпетентного лица Вы достаточно осведомлены. Спасибо за ответ. Вопросы конечно были хоть и адресованы конкретным людям, но больше как повод продолжить общение именно с теми, кто присутствует на форуме... Итого... Исходя из приведенных цифр очевидно, что ТУ как объект не представляет из себя ничего привлекательного. Основываясь на опыте работы в УК могу с полной уверенностью заявлять - УК приходит на объект либо по контракту, либо расчитывая получить определенную прибыль. Желательно быструю и по максимуму. Сомневаюсь я, что был конкурс на управление... Не знаю точно, утверждать не берусь. Теперь почва для сомнений: Сейчас не 2000-й год и подобные этому объекты являются предметом пристального внимания правоохранительных органов. Аналогичные случаи в других городах (без имен) - досудебный арест предприятия (административной части) возможен, арест счетов, документации и прочие прелести, без остановки электротранспорта... На ТУ осований более, чем достаточно... Дальше все по схеме - проверка сдачи наличности (по проданным билетам); счетов, слава Богу по оплатам у ТУ не миллион - налоги, фонды, з/п, да запчасти с расходами э/энерги... может еще парочку... проверка закупки запчастей тех же (не завышены ли цены)... и т.д. В общем проверка полная и скурпулезная ведения хоздеятельности. Согласитесь, терпеть такого должника, обувающего бюджет мало кто будет... Кстати, мне не понятно, почему тот же "Энергокомфорт" не пошел по пути досудебки и не нахлобучил ТУ еще пол года назад... Если бы все оказалось нормально (в чем я сомневаюсь. Практика показывает, что оборот наличных денег в таком объеме весьма искушает - тут и маршруточников бы по такой же схеме проверить не мешает) то все друг перед другом извинились... Убыток, так убыток... Но. Раз убыток, а цены не позволяет поднять конкуренция с маршрутками, логичный вопрос - Зачем городу ТУ? Проще и эффективнее купить Форды и Газели и составить конкуренцию частникам... Сама формулировка, скажем сюжета на Нике+ нелепа - Троллейбусы конкурируют с маршрутками. Бред. Это разные виды общественного транспорта. Ни по расходам на содержание, и по мобильности, ни по посажиропотоку они не конкуренты. Тем более, маршрутки приходится заправлять до того, как пытаешься завести двигатель, т.е. возможности кредитоваться нет, а троллейбус катается в долг, а потом ищут "по набежавшему счетчику". Итого, у меня как у обывателя в голове нескладуха...
striker
2010-02-12 00:08:36
Политичeский обоРЗеватель, Вас это на самом деле интересует? Учитывая, что вряд ли Вы здесь дождётесь ответа от лиц, к которым обращаетесь, возьму на себя смелость на кое-что поотвечать сам. 1. Не моя компетенция. Но не исключаю - для хоть частичного погашения задолженности перед поставщиками электроэнергии за счёт повышения доходов. Без учёта конкурентной среды сделано, конечно, "через то место". 2. За 5 лет - однозначно нет. ОАО "ТУ г.Птз" существует менее 4 лет. Но, являясь ОАО, обязано публиковать определённую законодательством отчётность. Она есть в свободном доступе на сайте депозитария, ЗАО "РДЦ", http://www.rdc-karelia.ru/services/45756867867 3. Да, проводился. Заключения см. на выше указанном сайте. 4. Не проводилась. Остаточная стоимость ОС - в пределах 2 млн руб, валюта баланса - порядка 30 млн руб. 5. Не проблема написать более-менее формально с основной идеей "отсутствие самоокупаемости и постоянное бюджетное финансирование в связи с плановой убыточностью и высокой социальной значимостью". "Бонусные": 1. При опубликовании не потрясёт воображения обывателя. Не скажу точно, но миллиона в год (до обложения НДФЛ) ни у одного из возможных упомянутых лиц не будет. 2. ЗАО "УК РегионАвтоТранс" на 99%, физическое лицо - на 1% (во избежание кривотолков - физическое лицо не проживает и не проживало в г.Птз) 1. На сегодня как минимум три кандидатуры. Ни одна ранее не была связана ни с ТУ, ни с общественным транспортом вообще. 2. Риторический вопрос. Не будет доказано.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

Сегодня 16:47
Тема недели
Экс-директор музея-заповедника "Кижи" Андрей Нелидов представил свою версию, как у него оказались миллионы, которые следствие квалифицировало как взятку.
Сегодня 12:20

Чтиво

Сегодня 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием".