Город заберет троллейбусы обратно

Аналитика. Капитал
11:10, 08 Февраля 2010

Пассажирский электротранспорт Петрозаводска снова станет муниципальным.

 

Администрация столицы Карелии и депутаты Петросовета принимают все необходимые меры для того, чтобы жители города не заметили последствий банкротства ОАО "Троллейбусное управление г. Петрозаводска". Обещанные московскими бизнесменами инвестиции в развитие сети городского общественного транспорта оказались мифом – теперь в этом уже никто не сомневается.

В 2005 году прежняя администрация города без всякого конкурса и аукциона отдала в аренду московской фирме ЗАО "Управляющая компания "Регионавтотранс" весь имущественный комплекс умирающего муниципального троллейбусного управления. При этом между компанией и администрацией было подписание соглашение, в котором оговаривались обязательства сторон. Согласно этому документу "Регионавтотранс" взял на себя обязательства по созданию ОАО "Троллейбусное управление г. Петрозаводска", а также ежегодно приобретать для нового предприятия не менее 20 троллейбусов, увеличить количество автобусного парка до 50 машин и поставить 16 автобусов для организации туристических поездок. Казалось бы, благое для города дело, однако спустя несколько лет складывается впечатление, что московские бизнесмены даже не собирались развивать петрозаводский общественный транспорт.


Веселого вам банкротства!

Необходимо отметить, что ЗАО "Управляющая компания "Регионавтотранс" – это структурное подразделение концерна "Русские автобусы", основной деятельностью которого являлась продажа автобусов и троллейбусов. И еще пять лет назад некоторые злые языки утверждали, что цель московских бизнесменов – не инвестиции в петрозаводский общественный транспорт, а создание постоянного канала сбыта. Схема проста и не затейлива: фирма "А" создает фирму "Б" и затем продает ей свою продукцию. И сейчас стало понятно, что именно так и произошло с троллейбусным хозяйством Петрозаводска. Создав на основе полученного в аренду муниципального имущества акционерное общество, "Регионавтотранс" продавал этому обществу в лизинг (проще говоря, в кредит) свой товар, получая за это живые деньги из банка-кредитора.

В общем-то, на этом интерес московских предпринимателей к транспортным проблемам карельской столицы и заканчивался. А обещанное инвестиционное развитие ограничилось несколькими поставками троллейбусов и автобусов, которые вскоре благополучно покинули город из-за неспособности Троллейбусного управления за них рассчитаться, растущими долгами, постоянными просьбами к городским властям об увеличении тарифов на проезд. В итоге все закончилось процедурой банкротства теперь уже частного Троллейбусного управления.

Примечательно, что, постоянно говоря об убытках и своих растущих долгах, руководство и учредители ОАО "Троллейбусное управление" не особо пытались оптимизировать расходы. Для примера: на сегодняшний день на этом предприятии трудится около 870 человек, из них 150(!) – разного рода начальники и управленцы. Учитывая, что ежедневно на городских маршрутах работает около 80 троллейбусов, получается, что каждый из них должен "прокормить" 10 человек, а еще окупить расходы на электричество, техобслуживание и ремонт. Понятно, что при таком раскладе сложно говорить о развитии бизнеса и доходах.

Кстати, сам "Регионавтотранс", который не так давно громко заявлял о своем заботливом участии в развитии общественного транспорта в различных российских регионах, сегодня является банкротом. И сдается, что кризис здесь не причем. Просто невозможно вечно продавать в кредит свои автобусы своим неплатежеспособным дочерним предприятиям по всей стране. Зато теперь на сайте "Регионавтотранса" можно наблюдать издевательскую и циничную открытку: "Мы разорены! Веселого вам банкротства!" (http://www.regionautotrans.ru/).


Еще одна попытка

Ожидается, что уже в марте Троллейбусное управление перейдет в следующую стадию процедуры банкротства – конкурсное управление, когда предприятие уже не сможет вести деятельность, и начнется продажа принадлежащего ему имущества. Другими словами, существовала угроза, что в один прекрасный мартовский день ни один троллейбус не вышел бы из депо.

Для того чтобы этого не произошло, администрация города и Петросовет одобрили создание нового муниципального предприятия, которое будет заниматься пассажирскими перевозками.

Олег Фокин
Олег Фокин
"Критическая ситуация в Троллейбусном управлении заставила нас оперативно принимать управленческие решения, - рассказывает председатель Петрозаводского городского совета Олег Фокин. – Поскольку существовала опасность срыва пассажирских перевозок, допустить которую городские власти никак не могли, Петросовет на очередной сессии проголосовал за организацию нового муниципального предприятия, которому и предполагается в самое ближайшее время передать обязанность осуществлять перевозки в городе. Мы считаем, что на данный момент это единственно правильное решение: мы сохраним троллейбусы для города и, самое главное, - не допустим никаких социальных потрясений".  

В настоящее время создание нового предприятия вышло на заключительную стадию, завершается оформление необходимых документов. Одновременно власти карельской столицы и руководство Троллейбусного управления решают вопрос о возврате городу муниципальных троллейбусов и всего имущественного комплекса, полученных в аренду в 2005 году. Затем это имущество и троллейбусы будут переданы в новое муниципальное транспортное предприятие.

Кроме того, парк вновь созданного предприятия пополнится семью новыми троллейбусами, приобретенными городом по федеральной программе. Муниципальный бюджет оплатил лишь 5% от их стоимости, еще 5% на их приобретение было направлено из республиканской казны, остальные деньги – из федерального бюджета. Работникам обанкротившегося Троллейбусного управления также будет предложено перейти на работу в новый МУП.

Евгений Журавлев
Евгений Журавлев
"Мы примем все необходимые меры, чтобы горожане не заметили смены предприятий, а движение троллейбусов в Петрозаводске не прекратилось ни на один день. Также мы не можем допустить, чтобы безработными оказалось такое количество людей", – заявил первый заместитель главы Петрозаводска Евгений Журавлев.

Возвращение на улицы города муниципального транспорта - это только первый шаг по наведению порядка в пассажирских перевозках. Планируется, что новый МУП будет заниматься также и автобусными перевозками. Приобрести новые автобусы и троллейбусы поможет участие в федеральных программах.

Кроме того, в дальнейшем городские власти намерены провести оптимизацию маршрутной сети Петрозаводска, чтобы новое муниципальное транспортное предприятие и частные перевозчики могли работать в равных конкурентных условиях.

"Не секрет, что многие городские маршруты дублируются, особенно в центре. Это приводит к большой загруженности улиц в часы пик. При этом получается так, что в каких-то микрорайонах маршрутки идут одна за другой, а в других люди не могут уехать из-за того, что транспорта нет. Необходимо сделать так, чтобы в городе нормально и цивилизованно мог работать и муниципальный, и частный общественный транспорт", – сказал Евгений Журавлев.

Понятно, что задачу, которую поставила себе городская администрация, не решить в одночасье. Говоря откровенно, попытки прежних властей Петрозаводска по наведению порядка в сфере пассажирских перевозок особым успехом не увенчались. Остается надеяться, что в этот раз все будет иначе.

Кстати, по нашей информации, руководство обанкротившегося ОАО "Троллейбусного управления" вряд ли может рассчитывать на теплые доходные места в новом муниципальном транспортном предприятии.

Александр Котов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей