За фекалии в Онего никто не хочет отвечать

Аналитика. Капитал
15:54, 15 Февраля 2010

Республиканские чиновники не желают брать на себя ответственность за отходы массового туризма на Онежском озере.


В Карелии вряд ли когда появится туристический объект, который сможет сравниться своей популярностью с островом Кижи. За последнее десятилетие ежегодное количество гостей всемирно известного музея-заповедника выросло более чем вдвое, превысив в 2008 году двести тысяч человек. И хотя в прошлом году музей столкнулся с рекордным спадом посещаемости, который составил около 20 процентов, можно вполне уверенно сказать, что выход страны из кризиса и появление на Онежском озере новых пассажирских перевозчиков будут способствовать восстановлению прежних туристических потоков на заповедный остров.

Многие эксперты связывают столь резкое увеличение количества посетителей Кижей за минувшее десятилетие с ростом популярности речных круизов, которые дают музею основной приток туристов. Но, как было отмечено на недавнем заседании комитета парламента Карелии по природным ресурсам и экологии, именно круизные теплоходы стали в последние годы одним из главных загрязнителей Онежского озера. В республике разрушена система сбора и переработки хозфекальных и подсланевых вод пассажирского и грузового водного транспорта, и суда попросту сливают отходы в озеро, испокон веков славившееся своей чистотой.


"Чисто не там, где не сорят..."

Поводом для обсуждения темы загрязнения Онежского озера отходами водного транспорта послужило обращение в парламентский комитет руководства ООО "Петрозаводская судоходная компания", которое попыталось таким образом привлечь внимание республиканских властей к ситуации на втором по величине пресноводном водоеме Европы. "На протяжении ряда последних навигаций вахтенными начальниками судов нашей компании эпизодически наблюдаются пятна залповых сбросов мусора и фекальных вод. Чаще всего это имеет место по маршруту следования туристических судов на кижской линии. Вполне вероятно, что при прохождении последнего на пути следования к заповеднику "Кижи" пункта сдачи мусора и грязных вод, коим является порт Вытегра, некоторые суда в целях экономии времени на прохождение шлюзов Волго-Балтийского канала в районе Вытегры формально относятся к сдаче отходов, впоследствии сбрасывая их в озеро. Поймать за руку загрязнителей озера очень трудно, так как документально у них все выдержано. Фотографирование возможно, но для этого необходимо нанимать суда или авиационные средства, которые будут сопровождать суда, но при этом нужно учитывать, что сброс производится, как правило, в темное время суток", - написал депутатам карельского парламента директор ООО "Петрозаводская судоходная компания" Вячеслав Маслов.

Руководство фирмы предложило организовать на острове Кижи прием мусора, фекальных, а в случае необходимости – и нефтесодержащих вод. Для этого, по словам Вячеслава Маслова, можно было бы использовать бункеровщик грузоподъемностью 380 тонн, находящийся в распоряжении судоходной компании, который бы затем отвозил отходы на переработку в карельскую столицу. «Грузопоток на Онежском озере растет. В разгар туристического сезона на Кижи ежедневно приходит по 10-12 судов, которые находятся на стоянке несколько часов. Если бы каждое судно сливало на утилизацию хотя бы по 5 кубометров отходов, положение можно было бы стабилизировать», - заявил Маслов на заседании парламентского комитета.

Озабоченность загрязнением озера разделила и заместитель руководителя регионального управления Росприроднадзора Татьяна Ильина, которая оценила ситуацию, как критическую. «Мы неоднократно писали в правительство Карелии, но вопрос этот так и не решен. Нам нужно восстановить прежнюю систему сбора и переработки мусора и загрязненных вод, которая была отлажена в советские времена. К каждому судну контролера не приставить. Чисто не там, где не сорят, необходимо создать условия для того, чтобы суда могли сдать свои отходы», - сказала Ильина.

Как следует из данных Института водных проблем Севера КНЦ РАН, которые были приведены на заседании парламентского комитета, в районе острова Кижи уже не первый год наблюдается рост концентраций фосфора и хлорофилла, что свидетельствует о снижении качества воды в этой части озера. В центральной части водоема на глубине 60 метров также неоднократно выявлялись повышенные концентрации бактерий. Однако присутствовавшие на обсуждении представители республиканского правительства так активно стали возражать против ответственности региональных властей за сбор и утилизацию отходов массового туризма на Онего, как будто их самих попросили убрать плавающие в озере фекалии.


Говно показателям не помеха 

"Обращаться в правительство Карелии можно еще 25 раз, только толку не будет никакого!", - предупредил участников заседания представитель губернатора в республиканском парламенте Александр Чаженгин, который, по его собственному признанию, тоже разделяет озабоченность загрязнением озера, потому что "часто по нему ходит и даже из-за борта черпает".

По мнению Чаженгина, причиной возникшей ситуации с неконтролируемым сбросом в Онего отходов водного транспорта является неисполнение федеральными органами власти своих государственных полномочий. "Онежское озеро - объект федерального значения, и отвечать за него должны федеральные структуры!", - подчеркнул губернаторский представитель. Однако ни Александр Чаженгин, ни другие правительственные чиновники так и не смогли пояснить, куда сливать хозфекальные и подсланевые воды пассажирским судам, следующим по Онежскому озеру к главной туристической достопримечательности Карелии, если в республике фактически нет ни одной организации, которая бы занималась сбором и утилизацией отходов водного транспорта. Создание же такой организации чиновники поспешили назвать "заведомо убыточным", даже несмотря на то, что в прежние времена подобная деятельность финансировалась, главным образом, за счет платежей грузовых и круизных теплоходов, сдававших загрязненную воду на суда комплексной переработки отходов. 

Получается, что когда карельским властям нужно отрапортовать о росте туристического потока в регион, то они охотно пользуются статистикой посещений острова Кижи, хотя республиканское правительство не имеет никакого отношения к федеральному музею-заповеднику, а организацией круизов занимаются туристические и судоходные компании из-за пределов Карелии. Но когда на озере необходимо убрать отходы массового туризма, за развитие которого ратуют карельские чиновники, то в губернаторской администрации вспоминают о том, что Онего является объектом федерального значения, и за плавающие в нем фекалии отвечает Москва. Стоит ли удивляться после этого, что берега многих карельских рек и озер давно превратились в свалки мусора и отхожие места?

В итоге долгого обсуждения члены парламентского комитета все же решили образовать рабочую группу, которая должна до начала навигации высказать свои предложения по изменению ситуации с загрязнением Онежского озера отходами водного транспорта. В числе возможных предложений участники заседания назвали как создание госпредприятия по приему и переработке хозфекальных и подсланевых вод грузовых и пассажирских судов, так и обращение за помощью к федеральным властям. Но если идея очередного письменного послания в Москву ни у кого из присутствовавших возражения не вызвала, но к планам организации республиканского предприятия по утилизации отходов водного транспорта многие отнеслись весьма скептически.  

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей