Аналитика. Обществоведение
15:47, 19 Февраля 2010
4
1
2

Младшим школьникам вернули пятидневку

Благодаря активной позиции родителей, поддержке депутатов Петрозаводского городского Совета и компромиссу со стороны руководителей образовательных заведений с начала третьей четверти ученики 2-4 классов школ №20 и №42 обучаются пять дней в неделю вместо шести.


Широкий общественный резонанс история с введением в большинстве школ города шестидневки для начальных классов получила после того, как десятки возмущенных петрозаводчан стали обращаться за помощью к депутатам горсовета, Законодательного собрания и в средства массовой информации. Родители школьников недоумевали, почему их заранее не предупредили о готовящихся изменениях в учебном процессе и выражали несогласие с позицией управления образования. Главной причиной опасений было здоровье детей, не успевающих за один выходной физически и морально восстановиться после насыщенной учебной недели. Обеспокоенность выражали и медики, отмечавшие, что сейчас нередко уже у ребят семи-восьми лет выявляют нарушение зрения, заболевания желудочно-кишечного тракта. Шестидневная учебная неделя, по мнению врачей, здоровья воспитанникам младших классов не добавляет.


Родители имеют право

Депутаты не остались в стороне от школьных проблем и подключились к решению вопроса. Были проведены заседания постоянных комиссий Петросовета с приглашением представителей комитета по вопросам образования администрации города. В процессе дискуссий выяснилось, что согласно федеральному законодательству выбор учебной недели целиком зависит от решения советов школ, то есть общественного самоуправления, в состав которого должны входить родители, педагоги и ученики. И этот выбор в обязательном порядке должен быть зафиксирован в уставе учебного заведения. Все остальные устные или письменные распоряжения руководителей городского или республиканского образования не должны противоречить указанным правовым нормам.

Таким образом, возвращение пятидневки в начальные классы возможно в большинстве школ города (добавим, что некоторые из них смогли изначально отстоять свое право на пятидневный учебный план). Если раньше школы порой могли отмахнуться от претензий общественности, то сейчас времена изменились – родители являются такой же частью образовательного процесса, как и педагоги. И если их коллективное решение не противоречит закону, оно должно быть воплощено в жизнь. Именно так и произошло в школах №20 и №42, хотя с определенными трудностями пришлось столкнуться и родителям, и руководителям образовательных учреждений.


Если не мы, то кто?

– После того как я приняла участие в заседании комиссии горсовета по социальной политике, на котором обсуждалась проблема возвращения пятидневки, – рассказывает Ева Укконе, чей сын учится в третьем классе школы №42, – поняла, что многое зависит от нашей активности, и, не откладывая дела в долгий ящик, стала собирать подписи в поддержку пятидневки от родителей учеников всех начальных классов.

Подавляющее большинство взрослых выразило желание вернуть детям второй выходной, в том числе с прицелом на будущее подписались и те, чьи ребята в этом году ходят только в первый класс, где пятидневка обязательна. Параллельно Ева Укконе готовила необходимые документы, доказывающие обоснованность требований родителей. Затем все бумаги были переданы директору.

– Когда администрация школы поняла, что мы не остановимся на полпути, подключилась к процессу, – говорит родительница. – И мы очень благодарны нашему директору Юрию Акимовичу Ворожуну за активное участие в возвращении пятидневки. Если бы администрация не поддержала нашу точку зрения перед управлением образования, проблем было бы значительно больше.

Руководство школы №42 направило письмо в Министерство образования РК с просьбой подтвердить или опровергнуть законность решения родителей. Вышестоящее ведомство не нашло причин, по которым образовательное учреждение с углубленным изучением английского языка и математики не может учить младших школьников по пятидневному плану. Не нашлось веских аргументов и у городского комитета по вопросам образования. В итоге с января 2010 года ученики 1-4 классов этой школы законно отдыхают не только в воскресенье, но и в субботу.

– Ребята довольны, с хорошим настроением идут в понедельник на занятия. Учителя тоже не в обиде на нас, – подытоживает Ева Укконе. – А всем родителям хочу сказать: не бойтесь защищать своих детей, не сидите сложа руки и другие вас поддержат.


Компромисс найден

Два выходных дня в неделю с начала третьей четверти получили и младшие ученики школы №20. После того как по инициативе депутата Виктора Медведева, в чьем округе расположено образовательное учреждение, провели родительскую конференцию начальных классов, было принято решение отменить шестидневку.

По словам директора 20-й Галины Беловой, каждая школа может перейти на пятидневную неделю, но все нужно делать вовремя – весной, а не во время учебного процесса. В данном случае удалось найти выход только благодаря тому, что устав образовательного учреждения предусматривал распределение учебной нагрузки и на пять, и на шесть дней. В итоге родители и администрация школы выбрали компромиссный вариант – дети учатся пять дней в неделю, но по шестидневному плану. В связи с этим увеличено количество уроков в день, но с 45 до 35 минут сокращена продолжительность каждого занятия.

– Выбранный нами компромиссный вариант устраивает родителей, но он временный, – поясняет Галина Валентиновна. – Весной будет организована общешкольная конференция, которая должна будет принять окончательное решение: если оставляем шестидневный учебный план, то посещать школу придется и по субботам.

 По мнению директора, пятидневка имеет и отрицательные стороны. За счет сокращения времени, отведенного на уроки, страдает качество образования, и родители должны понимать всю ответственность принятого ими решения.


Было бы желание

Можно сколько угодно рассуждать о плюсах и минусах пятидневки, но главное здесь, наверное, желание сторон идти навстречу друг другу. Если администрация и родители настроены на диалог, если они добиваются одной цели – обеспечить школьникам качественное образование и при этом сохранить здоровье детей, то вопрос пятидневки будет снят с повестки дня.

С другой стороны, родители должны понимать: без их участия сделать что-либо невозможно. Если все заканчивается пустыми разговорами на кухне, то винить в том, что дети учатся шесть дней в неделю, нужно только себя.

– Многое в решении городских проблем зависит от инициативы самих петрозаводчан, – комментирует ситуацию председатель комиссии по законности, правопорядку и общественной безопасности горсовета Виктор Медведев. – Депутаты поддержали родителей, которые реально пытались защитить права детей. Но под лежачий камень вода не течет, поэтому будьте настойчивы и активны.

Марина Ким

Комментарии

Катерина Орлова
2010-02-28 21:20:13
Галине Васильевой, а почему 10 и 11 классы тоже? им-то как раз ведь к поступлениям готовиться?
Катерина Орлова
2010-02-28 21:19:23
corr, все правильно говорите, и ребенка занять не проблема для нормальных родителей и по дому дел много, и культурный и активный отдых - все нужно. Я просто не поняла, потому что наша семья никогда не спит долго, одинаково рано встаем и в будни и выходные - вот и не поняла о чем речь:))) И с последним комментарием согласна, но пока (тьфу, тьфу, тьфу) нашему сыночку всего мало:)))))))) серьезные задачи ставит - успеть за день еще больше:))))))) Я просто за то, чтобы в субботу ребенок мог не отсиживать уроки, большинство из которых - не нужная информация, увы:(, а мог успеть в языковую школу, в спортивную секцию, ну и конечно, по дому помочь, уроки сделать (и театр:)))))) ну, как без театра и книг-то?:))))))))))))))
corr
2010-02-27 23:37:07
В заключение дискуссии: как ни прискорбно, не активный отдых, а активный труд сделал из обезьяны человека. Если ваш ребенок научится делать чуть больше, чем требуют, - ему будет легче жить, чем остальным.
corr
2010-02-27 22:07:40
Поощрение собственной леНости - возможность спать сколько влезет. Можно не вставать в семь утра, не помогать ребенку собираться в школу, готовить завтрак, провожать в школу, а тупо всей семьей лежать в постелях. Стереотип поведение детей в будущем - их дети тоже проводят утро без родителей. А ведь это прекрасная возможность пообщаться. Кстати, занять ребенка - проблема? Простое решение - вместе прибрать квартиру, помыть полы, купить продуктов на неделю, постирать погладить - если это девочка, да мало ли дома дел? Походы по театрам - неплохо, но в жизни это не основное, а дополнительное.
Катерина Орлова
2010-02-27 21:50:21
А потом, "Это поощрение прежде всего своей лености" - в чем ленность-то? дети со второго, а некоторые и с третьей четверти первого в школу сами ходят, а у родителей, как правило, выходной. И в случае субботней школы - отправь в школу, да и ленись себе на здоровье. А если ребенок дома, так это его еще занять нужно:)))
Катерина Орлова
2010-02-27 21:28:17
"Воспитание ребенка - это не только посещение кафе, театра, прогулки и т.п" - согласна, но ребенку нужно время посвящать и учить активному отдыху в том числе "Жалеть его сейчас - как же бедному в субботу учиться - это не проявление любви" - тоже согласна, но это не жалость, поверьте, а как раз попытка организовать его время и максимально наполнить полезной информацией - театры, выставки, концерты - тоже очень нужны. "Вырастить приспособленца, который будет нытьем добиваться послабления, - вряд ли это ваша задача" - угадали, но я придерживаюсь того мнения, что когда учеба вызывает интерес, а не является повинностью, то результат гораздо выше и ребенок, гораздо больше взрослого (так природа распорядилась, а дети к природе ближе чем взрослые, у них и лени меньше нашего и равнодушия) заинтересован в том, чтобы быть первым во всем и не дать себя обставить:))))
corr
2010-02-27 20:59:52
Воспитание ребенка - это не только посещение кафе, театра, прогулки и т.п. Это прежде всего подготовка его к жизни. Жалеть его сейчас - как же бедному в субботу учиться - это не проявление любви. Это поощрение прежде всего своей лености. У меня к своей матери благодарность как раз потому, что она научила меня быть готовым ко всему. Трудности закаляют характер, что в нашей жизни нынче просто необходимо. Трудно приготовить уроки - значит надо так организовать время школьника, чтобы он справился с трудностями. Кто жалеет ребенка - тот губит его... Вырастить приспособленца, который будет нытьем добиваться послабления, - вряд ли это ваша задача.Его обставят те, кто умеет рано вставать по субботам.
Галина Васильева
2010-02-27 19:37:02
Есть в России школы (например, в Костромской области), где по пятидневке учатся только ученики 1, 10 и 11 классов.
Катерина Орлова
2010-02-27 14:49:05
У меня тоже, зубрежки было! надо же было хорошо учиться! Куда эти знания теперь?! А теперь мне времени не хватает, все то, что интересует прочитать, узнать, так что согласна я с вами полностью!
Катерина Орлова
2010-02-27 14:46:19
Нет, три выходных многовато, так как для детей одинаково плохо - и перегрузка излишняя и безделье:))) Но и на пенсии не стоит отдыхать, интересного в жизни полно:) А про школьную программу - прямо больная тема, честное слово. Знаете, относительно Финляндии - правильно люди делают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы школа научила элементарному набору знаний, необходимому минимуму, так сказать, а дальше, лет так в 12-13 (переходный возраст, необходимость самоутверждения и прочее), дети бы поступали в своего рода подготовительный колледж к средним специальным и высшим учебным заведениям, кто куда - в соответствии с наклонностями и будущей профессией - и дети себя чувствовали бы на пути к взрослой жизни и ответственности больше и знания, те, что интересуют по-настоящему. А то отсиживают, как повинность, 10 лет. А между прочим - это самое лучшее время для учебы, мозг на это так и настроен. Можно представить, какие бы дети выдавали результаты, если бы это способное время использовали с интересом
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

Сегодня 08:48
Личное мнение
Альтернативная точка зрения на скандал вокруг Юрия Дмитриева и общества "Мемориал". Политический публицист Олег Реут считает: "Никто им презумпцию святости не устанавливал".

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?