Министру культуры предложили быть ближе к людям

Аналитика. Обществоведение
13:48, 05 Апреля 2010

На прошлой неделе министр культуры Карелии Галина Брун дважды выходила в народ – в неуверенные в своем светлом будущем коллективы филармонии и Национального театра. И нигде людей не успокоила.

Галина Брун
Галина Брун


Во многих учреждения культуры республики сегодня разброд и шатание. Мало того, что с нынешнего года бюджетное финансирование в отрасли сокращено и творческим коллективам предлагается зарабатывать самим, чтобы сохранить зарплаты на уровне 2009 года и продолжить радовать своего зрителя, так впереди у нашей "культуры" еще и большой ремонт: здание филармонии встанет на реконструкцию года на три-четыре. Как все это время будут жить без своего дома симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов "Онего", а также театр "Творческая мастерская", лишившийся площадки в филармонии из-за проблем с противопожарной безопасностью еще три месяца назад, пока ясности мало. И понятно, что творческих работников, на глазах которых чиновники только что прикрыли драматическую труппу Музыкального театра, охватило волнение. А Национальный театр, о работе которого министр культуры Галина Брун недавно позволила себе негативно высказаться в СМИ, предложив уступить здание этого храма Мельпомены "Творческой мастерской", которая вскоре станет Театром драмы, сегодня живет, по словам народного артиста России Петра Микшиева, как на вулкане. Поэтому Галине Тойвовне пришлось назначить встречу сначала работникам филармонии, а затем коллективу Национального театра. Побывав на этих собраниях творческих работников со своим учредителем, вывод можно сделать только один: министру культуры нынче не доверяют.


В филармонии не знают, как жить дальше

"Ни о каком роспуске симфонического оркестра или оркестра народных инструментов речи быть не может, – сразу успокоила Галина Брун филармонических деятелей. – На период строительных и ремонтных работ в здании филармонии музыкантам будет предоставлено помещение для репетиций и выступлений либо в Петрозаводской консерватории, где вскоре должен открыться концертный зал на 400 мест, либо в Музыкальном театре".

Пока в руководстве министерства культуры не знают объема предстоящих работ, которые планируется начать в следующем году, но, как заметила Галина Брун, концертный зал у филармонии станет "не хуже, чем в Савонлинна". "Реконструкция затронет все здание, и возможно, пятно застройки будет расширено", – сказала министр.
Однако собравшихся оркестрантов куда больше интересовало, собирается ли Минкультуры Карелии повышать им жалованье, которое составляет всего около 7-8 тысяч рублей в месяц, и не останутся ли музыканты вообще без зарплаты, когда здание филармонии будет закрыто на ремонт. "Реконструкция здания на выплату зарплаты влиять не будет, мы постараемся загрузить вас работой", – пообещала Галина Брун.

Вместе с тем, министр признала, что бюджетное финансирование творческих коллективов Карельской госфилармонии в нынешнем году было сокращено, и вопрос о повышении зарплаты музыкантам будет поднят только в том случае, если в республиканской казне появятся дополнительные доходы. "Нужно зарабатывать самим, нужно привлекать зрителя", – заявила напоследок Галина Брун.

Александр Коктомов
Александр Коктомов


Как выполнить эту волю министра, директор Карельской госфилармонии Александр Коктомов не знает. По его словам, он не представляет, как прожить его учреждению даже этот год, не говоря уже о годах "большого" ремонта.

"Все уголовные дела, заведенные сегодня против меня, уходят на второй план, когда начинаешь думать о нашем ближайшем будущем, – поделился со своим коллективом Коктомов, когда министр покинула собрание оркестрантов. – Для того, чтобы только сохранить заработную плату на прежнем уровне, нам нужно зарабатывать в месяц 470 тысяч рублей. Это не на бумагу, не на обслуживание и солистов, а только на зарплату!"

По мнению руководителя филармонии, заработать такие деньги им вряд ли удастся, поскольку их искусство элитарно, оно имеет свою публику, которая ограничена в своих финансовых возможностях. "Но мы действительно пытаемся сделать все, что в наших силах, – сказал своим работникам Александр Коктомов. – И фестиваль "Белые ночи в Карелии" – это способ дать работу нашим коллективам, чтобы они выполнили государственное задание, это способ привлечения публики, а не выпендреж".


Такова культура министра

Встреча министра с коллективом Национального театра
Встреча министра с коллективом Национального театра


Если коллектив филармонии, не добившись от министра культуры ответов на свои "бытовые" вопросы, обреченно отпустил Галину Брун с миром, то на встрече с труппой Национального театра миром и не пахло. Хотя и здесь Галина Тойвовна сразу заявила, что  речи о том, чтобы закрыть театр или перевести его в другое здание, не было. Мол, сегодня идет разговор лишь о том, чтобы подставить плечо коллегам по цеху – театру "Творческая мастерская", в зале которого устранять предписания Госпожнадзора ценою почти в четыре миллиона в данный момент нецелесообразно из-за предстоящей реконструкции всего здания. "Сегодня возник вопрос производственный, который обсуждается Минкультом и директорами наших театров, – сказала Галина Брун коллективу Национального театра. – Нельзя "ТМ" оставить на улице на четыре года".

При этом министр призналась, что ее высказывания в прессе о работе Национального театра и его директора Сергея Пронина, соответствуют действительности, что якобы это продолжение ее рассуждений, которые она озвучила еще 28 декабря прошлого года на заседании общественного совета Национального театра. "Это мое право рассуждать, – сказала министр негодующим артистам. – Но то, что финская газета Helsingin sanomat сегодня пишет о том, что Национальному театру грозит закрытие, это не верно. Таких заявлений министерство культуры Карелии не делало".

В Национальном театре же уверены, что против их учреждения Минкультом сегодня развязана настоящая кампания, целью которой является полная дискредитация коллектива. " Если вас не устраивает наша работа, наполняемость наших залов, то надо было писать мне выговоры, делать замечания, – сказал директор Национального театра Сергей Пронин на встрече с министром. – А вы говорили: "Ребята, у меня нет к вам никаких претензий". Последнее замечание, которое мне сделали, это вручили грамоту Министерства культуры РФ в конце 2009 года! А последние полгода мы чувствуем на себе давление со стороны министерства: мы вдруг стали самыми плохими, самыми неуспешными. И если министр культуры в прессе говорит, что у нее совсем другие планы насчет нашего театра, так кто же теперь поверит тому, что мы останемся в своем доме после того, как поможем коллегам из "ТМ" пережить реконструкцию!"

Сергей Пронин
Сергей Пронин


По мнению труппы театра, сливать Национальный театр с другим творческим коллективом нельзя. Об этом свидетельствует опыт Марийского театра, где сегодня на одной сцене работают Национальный театр и Русский театр драмы. "У них там война! И это совмещение коллегам навязало министерство культуры. Вы этого же добиваетесь?! Какая ваша сверхзадача – сохранить творческие коллективы или уничтожить их?" – сказал Сергей Пронин, обращаясь к Галине Брун.

Министр культуры республики на протяжении двух часов стояла на своем: "Никто вас не закроет, это производственный вопрос". Но Галине Тойвовне никто из артистов театра, намеревающихся встретиться с главой Карелии Сергеем Катанандовым, который пока никак не прореагировал на письма коллектива, не верил.

"Я пережила пять министров культуры, – сказала заслуженная артистка Карелии Елена Корнилова, отдавшая театру более 50 лет. – Когда возникали проблемы в нашем театре или Русском театре, или в "ТМ", да, где угодно, министры, прежде чем размышлять, приходили сначала в коллектив, выслушивали мнение людей, а потом уже принимали какие-то решения у себя в министерстве. Если вдруг решение министерства было не в пользу коллектива, министра снимали. А вы, Галина Тойвовна, сейчас без конца повторяете: "Я вас пригласила на встречу". Спуститесь на землю, Галина Тойвовна, и будьте ближе к народу. Нельзя с такой позиции разговаривать с людьми, которые на маленьких зарплатах сидят и делают все, чтобы театр жил, сохранился, процветал несмотря ни на какие кризисы".

Наталья Витива

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей