Дорожное строительство чревато долговой ямой

Аналитика. Капитал
12:47, 16 Апреля 2010

Власти Карелии решили выделить средства на реконструкцию и капитальный ремонт дорог за счет роста бюджетного дефицита.


Республиканский парламент в минувший четверг без особых дискуссий проголосовал за увеличение расходов карельской казны на 300 миллионов рублей. По предложению главы Карелии Сергея Катанандова, эти деньги будут направлены на нужды региональной дорожной сети: 215 миллионов рублей предполагается вложить в строительство очередного участка трассы Кочкома-Тикша-Ледмозеро-Костомукша с выходом на государственную границу с Финляндией, 31 миллион – в капитальный ремонт автодороги Кемь-Лонка, проходящей через районный центр Калевалу, и 54 миллиона – в реконструкцию магистрали, соединяющей петрозаводские микрорайоны Кукковка и Древлянка. Правительство республики уже приступило к оформлению бюджетного кредита для получения этих средств. Но, залезая в долг ради дорожного строительства, карельские власти не нашли ни рубля на содержание существующих дорог во второй половине года, а поступление дополнительных доходов в региональный бюджет пока вызывает сомнения даже у самих правительственных чиновников.


Республика с сильно помятым «лицом»

В том, что карельским дорогам необходимы реконструкция и капитальный ремонт, никого из местных законодателей убеждать не пришлось. Парламентарии лишь посетовали на то, что 300 миллионов хватит только на три объекта. Депутат из Медвежьегорска Алексей Федотов напомнил правительству об обещаниях привести в порядок дорогу в Заонежье, а бывший руководитель республики, уроженец приладожского села Видлица Виктор Степанов выразил недоумение тем обстоятельством, что власти Карелии не выделили средств на восстановление участков международного туристического маршрута «Голубая дорога» в Северном Приладожье. По словам Степанова, эти участки находятся в непроезжем состоянии и выглядят так, как будто «вчера прошла война», и их «бомбили с самолета и минометов». «Голубая дорога – это лицо Республики Карелия, – заметил экс-председатель карельского правительства. – Деньги на эту дорогу были, но возникла ситуация с театром (речь идет о капитальном ремонте здания Музыкального театра в Петрозаводске – прим. "Столицы на Онего"), и деньги были сняты».

Виктор Степанов предостерег карельское руководство от стремления в год 90-летия республики направлять средства на «юбилейные» объекты. «Мы подлатаем мост между Кукковкой и Древлянкой, а социальные программы рассыплются. Дело не в 90-летии Республики Карелия, а в деградации социальной сферы, и мы несем за это ответственность», – констатировал экс-премьер-министр.

Однако ни бывший руководитель карельского правительства, ни другие депутаты не обратили особого внимания на тот факт, что расходы республиканской казны были в очередной раз увеличены за счет роста бюджетного дефицита: в сравнении с первоначальными параметрами он вырос на 214 миллионов и составил 1 миллиард 698 миллионов рублей или 12,8 процента к объему доходов. Как признался во время обсуждения губернаторского законопроекта в профильном комитете республиканского парламента министр финансов Карелии Сергей Михайлов, средств на покрытие бюджетного дефицита пока не предвидится: план по доходам в первом квартале выполнен только на 91 процент. Это означает, что республика будет вынуждена еще глубже погружаться в долговую яму. Согласно принятым поправкам в региональный бюджет, верхний предел государственного долга Карелии на нынешний год увеличен с 6 миллиардов 656 миллионов рублей до 7 миллиардов 191 миллиона.


Крыть ямы будет нечем и некому?

Интересно, что, выделяя средства на дорожное строительство, карельские власти до сих пор не решили вопрос с финансированием текущего содержания автомобильных дорог. Как сообщил на заседании парламентского комитета по бюджету председатель республиканского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Сергей Соловьев, 15 июня истекает срок действия контрактов на содержание и ремонт автомобильных дорог на первое полугодие, а новые контракты не заключаются из-за отсутствия в карельской казне средств на эти цели. «Когда принимался закон о бюджете на 2010 год, министр финансов республики Сергей Михайлов обещал сохранить ассигнования на содержание и ремонт дорог на уровне 2009 года, но на содержание и ремонт дорог с 16 июня и по 31 декабря денег вообще нет. Кто будет отвечать за дорожно-транспортные происшествия?», – поинтересовался Сергей Соловьев у депутатов и чиновников правительства Карелии.

В ответ на вопрос руководителя профсоюза заместитель министра строительства республики Валентина Байкова лишь подтвердила отсутствие средств в казне и констатировала, что соответствующие поправки в региональный бюджет будут обсуждаться при наличии дополнительных доходов. Однако Сергея Соловьева такая постановка вопроса не удовлетворила. «Нас беспокоит судьба 18 дорожных предприятий республики, около двух тысяч человек окажутся на улице, – сказал профсоюзный лидер. – Если понимания не будет, то к следующему заседанию дорожники придут к республиканскому парламенту».

Между тем, правительственные чиновники в прогнозах поступления средств в карельскую казну проявляют большую осторожность. В отличие от главы республики Сергея Катанандова, оптимистично заявившего с трибуны Законодательного собрания, что во втором полугодии продукция местных предприятий начнет расти в цене и это приведет к увеличению бюджетных доходов, заместитель министра экономического развития Карелии Лев Шустов не стал выступать перед депутатами с громкими обещаниями. «Мы надеемся на рост мировых цен на сталь и на окатыш. Растет цена на алюминий. Лесное сырье тоже улучшило свои позиции. Но по полугодию будет видно, что нам ждать», – заметил министр на заседании парламентского комитета по бюджету.

Если же судить по плановым показателям ассигнований карельской казны в 2011-2012 гг., которые также рассматривались во время обсуждения губернаторских поправок, то особых улучшений в финансировании расходных статей республиканского бюджета не предвидится и в ближайшие два года. Несмотря на предполагаемый рост собственных доходов региона в сравнении с 2009 годом, власти Карелии прогнозируют дальнейшее сокращение практически всех основных бюджетных затрат, исходя, как выразился министр финансов республики Сергей Михайлов, из сценарного плана развития местной экономики. Достаточно сказать, что ассигнования на дорожное хозяйство в 2011 году будут ниже уровня 2009 года почти на 35 процентов, а в 2012 – еще на 3,4 процента.  

Валерий Поташов

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей