Аналитика. Тема недели
10:24, 19 Апреля 2010

Кому нужны гигантские ларьки?

Вопреки протестам горожан и судебным разбирательствам подготовительные работы по возведению в самом центре Петрозаводска большого торгового центра продолжаются. Такое, по своей сути наплевательское, отношение к общественному мнению можно объяснить одним обстоятельством – к строительству гипермаркета все более явно проявляют интерес чиновники карельского правительства, причем складывается личное впечатление, что интерес этот отнюдь не государственный.

Проект Центра
Проект Центра

 

Папины лоббисты?

Не так давно пресс-служба карельского правительства сообщила, что в министерстве строительства Карелии прошло совещание, на котором обсуждалась схема организации дорожного движения к тому самому торговому центру, который планируют построить на земельном участке, ограниченном проспектом Ленина, улицами Дзержинского, Андропова и Красная. Вел совещание заместитель премьер-министра республики и руководитель карельского Минстроя Валерий Момотов. И вот тут сразу возникает вопрос: почему эта схема обсуждалась на столь высоком уровне? Ведь если размышлять логически, то, как должен двигаться транспорт в Петрозаводске, является компетенцией и головной болью городских властей. Или же уважаемый господин министр обсуждает на совещаниях транспортные схемы абсолютно всех возводимых и проектируемых объектов в республике? Но вот лично я не припомню, чтобы пресс-служба правительства когда-либо рассылала сообщения о том, что на совещании в министерстве обсуждалась схема дорожного движения к строящейся булочной в Муезерке или к новому обувному магазину в Питкяранте.

Валерий Момотов
Валерий Момотов
Однако, если верить информации, циркулирующей в правительственных кругах, и некоторым газетным публикациям, то становится понятно, почему планируемому строительству магазина, пусть даже очень большого, уделяется столь пристальное внимание в правительстве. Как говорят, в Петрозаводске интересы вологодской фирмы, которая намерена построить этот торговый центр, представляет… господин Момотов. Но не тот, что заместитель премьер-министра и главный по строительству, а его сын.

К слову, такие семейные правительственно-коммерческие тандемы "отец и сын" для Карелии – не редкость. Этакая сыновья забота о безбедной старости отцов. Из последнего достаточно вспомнить недавние публикации в некоторых СМИ о "карьерной войне", в которых упоминается сын премьер-министра Павла Чернова ("Откат или захват", "Милиция не бережет") (http://annews.ru/news/detail.php?ID=220635 и http://www.vremya.ru/2010/62/4/251487.html).

И если утверждения злопыхателей верны, и в случае с гипермаркетом на Ленина "семейная" составляющая присутствует, то в принципе становится понятно, почему правительственные пресс-релизы уверяют нас, что торгово-развлекательный гигант непременно будет построен, невзирая на продолжающиеся арбитражные тяжбы, судебные решения и протесты горожан. Вот и на состоявшемся совещании в Минстрое схема транспортного движения вокруг несуществующего строения в целом была одобрена, несмотря на то, что у ГИБДД к ней были серьезные замечания.


Не проехать, не пройти

Отправленная на доработку, но в целом одобренная министром строительства схема дорожного движения, уже только в бумажном виде внушает опасения, что главная улица Петрозаводска встанет в одну большую пробку всерьез и надолго. Понятно, что с появлением на проспекте Ленина столь крупного торгового центра транспортный поток станет еще больше.

"Раньше нам заявляли, что планируется разгрузить проспект Ленина, организовав по нему одностороннее движение, а в обратную сторону транспорт пустить по улице Красной, но для этого её надо расширить, – говорит председатель Общественно-попечительского совета микрорайона "Центральный" Тамара Ольхина. – Но теперь об этом никто не вспоминает. К тому же не очень понятно, за счет чего хотели расширить Красную".

Зато в обсуждаемой схеме движения транспорта вокруг планируемого гипермаркета предусмотрено обустройство дополнительных пешеходных переходов, в том числе подземных, и установка двух светофорных объектов – на пересечении проспекта Ленина с улицами Дзержинского и Андропова. Понятно, что для пешеходов это будет благо, даже если торгово-развлекательный центр не будет построен, поскольку в непосредственной близости находятся и Дворец творчества детей и юношества, и 17-ая школа, а также большое количество учреждений, магазинов и заведений. Однако появление новых светофоров вряд ли обрадует автомобилистов, так как проехать по центральной магистрали города станет еще труднее, а машин будет скапливаться все больше. Достаточно вспомнить к чему привела установка светофоров на площади Кирова и на перекрестке Горького – Красноармейская.

"Нам до сих не дали четкого ответа, каким образом планируется построить парковку на 650 автомобилей. Непонятно, где и как будет организована погрузочная площадка для большегрузных фур, где они будут проезжать и разворачиваться. Сказали, что они будут ездить опять же по Красной. Такое впечатление, будто у нас улица Красная, как Лиговский проспект в Петербурге", – с иронией отмечает Тамара Ольхина.

Стоит отметить, что опыт строительства в Петрозаводске больших торговых центров все-таки показал, что их появление усложняет и без того непростую дорожную обстановку. Взять, к примеру, ту же "Ленту" – после ее появления движение по Ленинградской явно стало интенсивнее и отнюдь не проще. А здесь предполагается строительство здания, которое будет в три раза больше "Ленты".


Размер имеет значение?

Появление на этом месте культурно-торгового центра было предусмотрено генпланом Петрозаводска, утвержденном еще в советское время, но вряд ли его разработчики могли предполагать, что в центре города может появиться огромное здание, скорее напоминающее склад, нежели претендующее на роль архитектурной достопримечательности. Уже возведенные в городе "младшие братья" заставляют думать о том, что, скорее всего, это снова будет строение, похожее на увеличенный в десятки раз ларек на остановке общественного транспорта.

Глава РК закладывает новый общественно-торговый центр между улицами Андропова, Красной, Дзержинского и проспектом Ленина (09.06.2007)
Глава РК закладывает новый общественно-торговый центр между улицами Андропова, Красной, Дзержинского и проспектом Ленина (09.06.2007)


По проекту, который сейчас проходит согласование в различных инстанциях, новый торговый центр займет весь квартал – от поребрика до поребрика. И именно грандиозность этого строения вызывает опасения и протесты многих горожан. Действительно, так ли уж необходим этот торгово-развлекательный гигант в центре Петрозаводска? Недостатка в кафе и ресторанах на проспекте Ленина нет, магазинов одежды, обуви и прочих товаров тоже хватает. Возможно, в центре города мало продуктовых магазинов, но, согласитесь, для этого вовсе не обязательно строить гипермаркет, в котором сможет отовариваться половина карельской столицы.

"Мы не против строительства на этом месте, – говорит Тамара Ольхина, – пусть это будет концертный зал, спортивный комплекс или торговый центр, но не таких огромных размеров".

Однако вологодская компания-застройщик предпочитает не замечать мнения общественности, а карельские чиновники даже готовы закрыть глаза на некоторые "странности" в проекте. Так, например, предполагается, что будущее здание будет отапливаться автономной газовой котельной, для чего необходимо провести газопровод. А поскольку не везде его можно закопать, то труба через реку Неглинку и мимо Дворца творчества детей и юношества пойдет частично под землей, частично "воздушным" путем. Сомнительно, что подобный объект украсит наш город. К этому еще необходимо добавить, что отвод продуктов сгорания топлива будет производиться через трубы-газоходы высотой 23,7 метра (на 1,5 метра выше кровли планируемого здания).

Есть еще пара "непоняток". В экспертном заключении, (которое, кстати, почему-то сделано вологодским Роспотребнадзором, а не карельским) черным по белому написано, что проектная документация будущего общественно-торгового центра "соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам". И в этом же документе ясно говорится о том, что в санитарно-защитную зону торгового центра, которая для таких объектов составляет 50 метров, попадают жилые дома с восточной, западной и северной сторон по улицам Дзержинского, Андропова и Красной, что противоречит санитарным нормам.

Еще одно интересное заключение вологодских экспертов касается уровня шума. Согласно замерам, уже сейчас на территории предполагаемого строительства отмечается превышение предельно допустимого уровня на 2,83 – 13,42 децибел в дневное время и на 0,57 – 2,44 децибел ночью, что не соответствует санитарным требованиям, отмечают эксперты из Вологды. А несколькими абзацами ниже они же пишут о том, что шум непосредственно от торгового центра будет в пределах нормы, и его работа не окажет негативного воздействия на прилегающую жилую застройку. Проще говоря, сейчас очень шумно, а потом будет чуток шумнее, но это не страшно.

Напомним, что в настоящее время согласование проходит проектная документация, предполагающая, что гипермаркет займет весь квартал, однако недавно принятые новые правила застройки в Петрозаводске строго регламентируют и ограничивают размеры возводимых зданий. Конкретно в этом случае, застройщик может занять только 30%, оставшаяся территория должна остаться "зеленой". Но вместо корректировки проекта (ведь на это надо снова тратить деньги) вологодская компания, по нашей информации, намерена отменить через суд градостроительные правила Петрозаводска.


Копии бывают неидентичными

Земельный участок, на котором предполагается строительство гипермаркета, уже не раз становился предметом судебных разбирательств. По-крайней мере известно о двух карельских компаниях, которые также претендовали на этот надел и теперь оспаривают его выделение компании из Вологды "Коломна-Спорт". Спор касается правомерности выделения земельного участка именно этому застройщику.

Дело в том, что изначально – еще при предыдущем мэре – работы по формированию и выделению участка под строительство общественно-торгового центра велись по заказу фирмы "Стройиндустрия-Н", а в итоге участок получила совершенно другая компания. По мнению истцов, отдав участок без проведения торгов фирме, не являвшейся заказчиком, власти нарушили закон.

Судебные разбирательства в разных инстанциях идут с переменным успехом – то в пользу истцов, то в пользу ответчиков. И за это время выяснилось несколько интересных моментов. Например, "Коломна-Спорт" не может убедительно доказать, что она является правопреемником "Стройиндустрии-Н", как это утверждают представители вологодской компании, а следовательно имела право получить этот земельный участок без конкурса.

Во время судебных заседаний выяснилось и то, что официальные документы с течением времени и в процессе копирования имеют свойство видоизменяться. Так, например, произошло с актом выбора земельного участка: в одной из копий этого документа, значилось, что заказчиком является "Коломна-Спорт", а в другой – "Стройиндустрия-Н". Как отмечено в одном из судебных решений, представители ответчика (Минприроды) и третьего лица ("Коломна-Спорт") затруднились пояснить названные противоречия, а подлинные документы суду представлены не были.

Странные метаморфозы произошли и с оригиналом акта выбора земельного участка. Как написано уже в другом судебном решении, оригинал "содержит исправления в части номера и даты постановления, утвердившего этот акт, наименования инвестора (заказчика)".

Еще одна интересная деталь. Видимо, для того чтобы доказать свою правопреемственность, вологодская компания представила суду оплаченный ею счет за выполненные работы по межеванию земельного участка. Только вот незадача: счет был выставлен в августе 2006 года, а оплачен в декабре прошлого года, то есть, как отмечено в судебном решении, "в период нахождения данного дела в суде".


Диалога нет и не будет?

Понятно, что для бизнесменов этот земельный участок – лакомый кусочек, сулящий большие прибыли. И неудивительно, что за право им обладать конкуренты намерены биться до последнего, а значит, и судебных заседаний будет еще предостаточно. Однако несмотря на многочисленные обращения горожан, на суды, которые, в конце концов, когда-нибудь закончатся и не факт, что их решения будут в пользу вологодской компании, вопреки выявленным нарушениям нормативов и требований, в республиканском правительстве нас уверяют, что большой-пребольшой магазин в центре Петрозаводска непременно появится.

Так и хочется спросить: "Откуда такая уверенность, господа чиновники?" Было бы хорошо, если бы с таким рвением наши государственные мужи строили доступное жилье или новые современные производства, а не гигантские "продуктовые ларьки".

"К сожалению, представители инвестора до сих пор не сочли важным встретиться с жителями города, а чиновники говорят нам, что все делается в рамках закона. Никакого диалога не получается", – констатировала председатель Общественно-попечительского совета микрорайона "Центральный" Тамара Ольхина.

В идеале любая власть должна отстаивать интересы обычных граждан. Но это в идеале. На деле же никто и не спрашивал у горожан, что они хотят видеть на этом месте: пустырь, сквер, концертный зал, спорткомплекс или все же гипермаркет?

Как это нередко случается, наши интересы власть ни интересуют, а потому и диалога не получилось. И вряд ли получится.

Александр Котов

Комментарии

рекламщик
2010-05-08 19:26:47
Машину негде поставить в центре города... А они центры.... Еще и дома деревянные снести пытаются... Где парковочные места?????
александр
2010-04-25 20:16:14
Не даздравствует очередной быдло-развлекательный центр! Интересно, кому он будет нужен, когда наступит настоящий экономический кризис(если успеют достроить)?
владимир
2010-04-25 15:07:31
Вероятно, наши слова здесь воздействия на принимающих решения не окажут. И в центре города поднимется мавзолей. С непременными атрибутами: гигантские очереди в обе стороны по Ленина и по Красной, а также про всем прилегающим улицам. Что же, ещё одна достопримечательность нам не повредит.
z
2010-04-25 13:09:23
Ситуация мне напоминает ЦУМ на пр. Ленина, парковка на 10 а/м, наполненность магазина-а-ля Центральный рынок. Сигма-ЦСК и Ташир (наверное в будущем) выбрали абсолютно адекватные места + парковка. Здесь при сроительстве на пр. Ленина нового объекта здравый смысл отсутствует, а присутствует только по моему мнению откаты, подарки и ещё что-нибудь не пересекающееся с интересами горожан.
Проходимец
2010-04-25 03:00:12
Градус неадеквата здесь высоковат. Всё-таки детские сады строит муниципалитет, а здание ПФ - федеральный центр - наверно, есть разница в наполняемости бюджета? Продуктовых магазинов (хоть и дурацких) хватает - внизу Ленина есть, наверху "Семья", сбоку "Лента". То, что встанет транспорт, ни хрена не прекрасно, потому что общественный транспорт встанет ещё раньше, больше гемора у людей будет. Мнение, что магазины в домах "прогибают" людей вызывает сомнения. Но хоть, может быть, цена аренды по соседству станет адекватной? Уже плюс.
G17
2010-04-23 22:07:08
Да будет торговый центр! Потому что: - будет где купить хлеб жителям домов из ближайших кварталов (борьба торговых сетей 7я, Мариинский, V-market и др. за место под солнцем привела к тому, что позакрывали все ближайшие продуктовые магазины) - будет куда сходить отдохнуть (все концертные залы города морально устарели, похожи изнутри на большинство школ и больниц города - хлам середины 20 века) - ночью в центре хотя бы на этом участке будет тихо, т.к. парки и скамейки, за которые голосуют некоторые граждане, по ночам превращаются в шумные питейные заведения (легко можете проверить, если поставите скамейку у себя под окном) - обанкротятся все магазины в жилых домах в округе, хозяева которых жестко прогибают жильцов этих домов под свои "нормы" жизни и продают черкизон, который не удалось продать в столицах, - встанут все машины на пр. Ленина, и это прекрасно, т.к. нынешние автовладельцы вместо цивилизованного использования платных дневных стоянок скоро уже начнут загонять своих гнедых в окна все тех же близлежащих домов. Единственная альтернатива торговому центру - строительство за счет казны жилого квартала для расселения ветхого жилья.
реалист
2010-04-23 21:33:39
Мэр обозначил две наиболее острые проблемы города: дороги и детские сады. Пока жизнью правит меркантильный интерес, наплевательское отножение к людям , не будет ни дорог , ни детских садов, а развалюхи на улице Гоголя стыдливо каждый год к приезду высоких гостей будут обносить забором. Есть деньги строить гигантские здания пенсионного фонда, Верховного суда, а ни одного детского сада не построили ( с 90х годов их число сократили ( скорее продали) в 2 раза!)
Проходимец
2010-04-23 13:27:58
С бойкотом идея бесперпективная. Но рядом "Лента" и другие магазины - если этот будет плохонький, народ пойдёт в другие. Так-то конкуренция - это хорошо, но город и так перегружен магазинами, а они, напомню, существуют за наш счёт - или кому-то придётся уйти, или товары подорожают. Скорее всего, этот магаз поначалу будет привлекать интересными акциями ,а потом, как и остальные, скатится в говна. А лютые пробки на Ленина будут бесить всех. Центр просто встанет. Особенно зимой.
Sent
2010-04-23 12:42:20
madants2 "Борис, ты не прав!" :) Смога там полно. В Питере фасад Эрмитажа совсем недавно ремонтрировали и красили. Теперь поновой. Потому что покрылся слоем копоти. Про ЦУМ тоже никто народ не спросил, а эстетически сдание совсем не вписывается в окружающую архетиктуру. В центр рано или поздно пойдут и те кто против него. По крайней мере в кино девушку, жену, дочь точно приведет. И страсти по поводу ненадобности центра в данном месте утихнут. Единственное что делать с пробками, которые неминуемо образуются. ГИБДД кстати вообще против установки такого центра на улице, которая и так то уже не справляется с машинопотоком. Как будут строить подземки вообще вопрос очень большой. Под ленина проходят и коммуникации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Единственно что надо настоятельно требовать - это увеличения подземной парковки. Кстати никого не спросят, когда начнут площадь Кирова реконструировать. Так же никого не спросили по поводу здания Арбитражного суда.
btw
2010-04-23 00:56:10
Так они и есть черные - спросите любого, кто жил на Садовом кольце... И у нас копоть на подоконниках в центре.
Гость
Выбор читателей

Чтиво

Сегодня 09:28
Без политики
Привод и ходовая часть: выбор двигателей, коробок передач и система полного привода.

Опрос

Поддерживаете ли вы воссоздание часовни на площади Кирова?