Аналитика. Тема недели
11:24, 05 Мая 2010
4
1
2

Негде купить карельское

На минувшей неделе в мэрии Петрозаводска прошло совещание, которое было посвящено сотрудничеству республиканских товаропроизводителей и крупных торговых сетей. Производители, сетевики и чиновники высказали друг другу все, что накипело.

 

Торговые сети угрожают экономике?

О том, что взаимоотношения между карельскими производителями и торговыми сетями являются вопросом злободневным, можно было сказать по составу и количеству участников совещания, которым даже не хватило места за столом.

"Ну не слабо мы собрались!" – воскликнул мэр Петрозаводска Николай Левин, заходя в переполненный зал заседаний, где присутствовали представители региональных и федеральных торговых сетей, руководители предприятий из многих районов Карелии, чиновники республиканских министерств и городской администрации.

Открывая совещание, петрозаводский градоначальник отметил, что если в ряде торговых сетей продукция карельских предприятий пусть не так широко, но все-таки представлена, то в некоторых ее попросту нет, что, по мнению мэра, неправильно. При этом Николай Левин подчеркнул, что власти говорят не о вытеснении с прилавков завозной продукции, а об увеличении ассортимента местной.

А тем временем, по данным республиканского Минсельхоза, объемы производства на предприятиях пищевой промышленности Карелии с приходом в республику крупных торговых сетей значительно сократились. Как сказал, министр сельского хозяйства республики Григорий Мануйлов, производство хлебобулочных изделий сократилось от 30 до 60 %, молока и молочных продуктов – от 30 до 85%, мясопродуктов – от 20 до 30%.

"В прошлом году в Карелии было выращено 9 тысяч тонн картофеля, половину пришлось скормить скоту, поскольку не смогли реализовать. Зачем тогда выращивать?" – сказал Мануйлов.

Все это, по словам министра, связано с тем, что торговые сети не берут на реализацию местную продукцию, предпочитая завозить аналогичные товары из-за пределов республики. При этом, если закупочная политика сетевиков не изменится, некоторые карельские предприятия могут попросту закрыться, что в свою очередь приведет к росту социальной напряженности. В качестве примера Григорий Мануйлов привел такой случай: торговая сеть приходит в район, где есть свой небольшой хлебозавод, однако местные батоны на реализацию не берет, в результате у производителя падает сбыт, а это приводит к убыткам, невыплатам зарплат сотням работников и к угрозе закрытия предприятия.


В свою очередь представители торговых сетей отметили, что готовы сотрудничать с местными производителями, однако нередко карельская продукция уступает привозной по ассортименту, упаковке и качеству. Как отметил директор петрозаводского гипермаркета "Лента" Александр Бабенко, у сетевиков нет цели задушить местных производителей, но продавать привозную порой гораздо выгоднее. Так, например, привезенный из-за пределов республики хлеб поступает в магазин уже упакованный в пакеты и уложенный в специальные пластиковые ящики, которые можно буквально с колес выносить в торговый зал. А местный хлеб привозят по старинке в деревянных лотках, и прежде чем продукция карельских хлебопеков поступит на прилавок, ее еще надо упаковать.

"Сегодня доля местных производителей в нашем ассортименте составляет 3%, тогда как в Нижнем Новгороде это 37%, а в Волгограде 32%", – сказал Бабенко, отметив, что карельская продукция, представленная в ассортименте его магазина, пользуется спросом, а ряд продуктов входит в сотню самых продаваемых.


Плата за вход

Судя по заверениям о готовности и желании продавать продукцию местных производителей, прозвучавшим из уст всех присутствовавших на совещании представителей торговых сетей, полки магазинов просто должны ломиться от изобилия карельских колбас, йоргуртов, булок и прочих продуктов. Однако этого не происходит. И дело не в том, что предприятия республики не могут произвести конкурентоспособный продукт. Как отметил один из выступавших: "Произвести можем, продать очень сложно".

А сложность заключается в том, что сетевые магазины, постепенно увеличивают свою долю на рынке. По данным городского управления торговли, на сегодняшний день в Петрозаводске работает 37 торговых сетей, из них 5 федеральных. При этом многие из них приходят на "насиженные" места, то есть не строят новых торговых точек, а скупают уже существующие старые. В итоге карельские производители теряют старых партнеров, а новых не приобретают, поскольку в прямом смысле попасть в сеть для них становится невыполнимой задачей.


Всему виной так называемые вступительные бонусы – плата за то, чтобы твой продукт оказался на полке гипермаркета или сетевого магазина. "Входной билет" составляет 400-450 тысяч рублей. Для большинства карельских предприятий это неподъемная сумма. Примечательно, что тема вступительных бонусов в ходе совещания поднималась руководителями предприятий не один раз, но никто из присутствовавших чиновников правительства на это никак не отреагировал.

Нельзя не учитывать и ценовые войны между торговыми сетями, от которых опять же страдают производители. Сетевики, чтобы привлечь покупателя, хотят продавать товар по цене ниже, чем у конкурентов, но при этом еще и зарабатывать. Директор Карельского мясокомбината Борис Винокуров привел в пример условия договора с одной из федеральных торговых сетей. По его словам, сеть готова торговать продукцией КМК по минимальным ценам в городе, но при этом в своей наценке она хочет иметь 40% рентабельности, 3% оплаты за маркетинговые услуги и 6% "страховки от воровства", и вдобавок к этому разовый вступительный взнос в размере 430 тысяч рублей.

И если с региональными сетевиками карельские предприятия худо-бедно договариваются, то с федеральными сетями все еще усложняется тем, что закупками руководят центральные офисы, находящиеся в Москве или Санкт-Петербурге. И даже если удастся договориться с "центром" на более-менее приемлемых условиях, то не факт, что жители республики увидят на прилавке свежий карельский продукт.

"Я вынужден из Сортавалы отправлять куриные яйца в Петербург, а уже потом они оттуда поступают обратно в Карелию, причем по ценам дешевле, чем я им отдаю", – рассказал директор ОАО "Приладожское" Александр Сопельник.

Неудивительно, что при такой системе в петрозаводских сетевых магазинах появляются скоропортящиеся кремовые торты, привезенные за тысячу километров, например, из Ярославля. По мнению руководителя "Холод Славмо" Михаила Уткина, требуя низких закупочных цен, сетевики толкают производителей на изменение рецептуры и ее удешевление, что приводит к снижению качества продукции.

"Лично видел в магазине мороженое со сроком хранения 2 года. Это разве нормально?" – сказал Уткин.

Поддержала своего коллегу и руководитель ООО "Айсверк" (производителя "американского" мороженного) Галина Шумилова, которая отметила, что сейчас покупатель все больше задумывается не только о цене, но и качестве, однако торговые сети интересует только низкая цена.

"Неужели торговать качественным мороженым стыдно?", – спросила у присутствующих Шумилова.


Все на ярмарку!

Со стороны все это совещание напоминало разговор немого со слепым. Производители жаловались на сетевиков и предлагали властям принять меры воздействия, например, обременить приходящие торговые сети обязательством брать на реализацию местную продукцию или заставить их проводить дорогостоящие экспертизы качества товара. Представители сетей при этом говорили, что продают только качественный товар, а с местными предприятиями они очень даже готовы сотрудничать. Чиновники республиканского правительства сетовали, что хоть новый закон о торговле принят, но он еще не работает, поскольку нет каких-то подзаконных и нормативных актов, которые должны привести механизм в действие.

Все это действо дополнило приглашение, поступившее руководителям предприятий от Минэкономразвития, участвовать в приуроченной к юбилею республики ярмарке "Покупайте карельское". Наверно, это единственное, что могут предложить республиканские власти местным производителям – торговать на ярмарках. Разумеется, сами по себе подобные имиджевые мероприятия очень хороши, но они вряд ли помогут карельским предприятиям удержаться на плаву и уже тем более насобирать на вступительные бонусы, чтобы попасть на прилавки торговых сетей.

"Мы друг друга не нашли", – подытожил совещание мэр Петрозаводска Николай Левин, отметив, что 3% местной продукции в ассортименте сетевиков – это стыдно.

"Опять поговорили и разошлись", – такую оценку в сердцах дал кто-то из участников совещания, покидая зал.

Кстати, некоторые производители не просто приехали на совещание, но и привезли образцы своей продукции, устроив в холле небольшую выставку с дегустацией. Удалось ли кому-то из них прикормить торговцев и попасть в сеть, неизвестно.

Айдар Абайдуллов

Комментарии

Sent
2010-05-12 23:13:03
про упаковку и местные товары. Если возьмете и приглядитесь к мороженному (большие брикеты по 1 кг.) "365 дней", то увидите, что произведено на заводе "Славмо" и посмотрите на то как само славмо упаковывает свое же мороженное. ПРо пакеты с молоком я вообще молчу. Поставили бы просто цистерну у входы и разливали по банкам. Это я не к тому, что против нашей продукции. Она мне очень нравится, но поробуйте взять творог или сырок "Славмо", не испачкаться не возможно. Я вообще предлагаю нашу продукцию продавать в бадьях, когда каждый подходит и набирает поварешками качество от этого не ухудшится и на упаковку тратить не надо. ТО что вы купили ПРОСТОКВАШИНО и оно превратилось в непонятно что это не молоко, а молочный напиток. Нельзя это путать.
наталья
2010-05-11 08:25:55
Правильно,всего то надо приоритет своей продукции сделать,,льготы продумать, и будет вам и упаковка и т.д. на это ведь средства тоже заработать надо . В совхозе Толвуйский картофель по 6 руб лежит не могут реализовать ,а в магазине импортный по 20 руб ,но наш то без ГМО ,не такой красивый,а спросите какой больше сейчас пользуется спросом в Европе красивый или здоровый? Нам красоту подавай,а они уже с 60-х годов питались продуктами с ГМО и поняли как оно отражается на наследственности- грушевидная форма тела ,зубы ,полнота , необратимые наследственные изменения и тд.Финны приезжают к нам и я видела какие продукты они у нас покупают,а нам то надо свои" шишки на лбу набить" .чужие не учат.....
Лукин Александр
2010-05-10 18:05:10
Рынок это конкуренция, поэтому нужно выпускать конкурентноспособную продукцию, а мы еще не научились и власть нам не помогает. Карельским законодателям, то есть депутатам ЗС и Петросовета нужно принять протекционные для Карельской продукции Законы. Для создания реальной конкуренции администрации г. Петрозаводска нужно создатьхотябы небольшую муниципальную торговую сеть для эксклюзивной торговли Карельскими продуктами. Вот тогда и другие вынуждены будут торговать нашей местной продукцией, да и цены придется опускать. Тоже самое слудует сделать с бензином. То есть открыть муниципальную заправку. Вопрос в другом: НУЖНО ЛИ ЭТО ЭТОЙ ВЛАСТИ?
mimo_prohodil
2010-05-10 04:26:33
Проходимец Не смешите. Единственный вариант с книгой жалоб - администрация поленится/не успеет написать отписку.
corr
2010-05-09 23:30:37
"...молочку финскую беру..." Меня терзают смутные сомнения в ее происхождении. В нашей стране нельзя быть ни в чем уверенным. Может, она с Финляндией и рядом не лежала?
Проходимец
2010-05-09 18:56:56
Aurinko, у нас типа демократия - каждый волен выбирать и что купит, и где, никто не вправе указывать. Хотите подрывать экономику региона - подрывайте себе на здоровье, только не плачьтесь потом, что регион как-то обнищал. Разговор-то не об этом. Наглые сети делают выбор за своих потребителей - какую продукцию им потреблять - местную или привозную. Причём, что, сука, характерно, не в пользу местной. рекламщик, а вот не скажите. Пренебрежение книгой жалоб - повод надзорных органов поиметь директора магазина. Причём, если органы забудут книгу проверить и директора наказать, не грех им об этом напомнить. Пару раз участвовал в таких мероприятиях (как покупатель), видел, как красиво эта система работает.
Aurinko
2010-05-09 17:25:49
и что тут надо только расхваливать карельское?
Aurinko
2010-05-09 17:17:22
Проходимец Aurinko вбрасывает чушь, да ещё и с признаками да? наверное вы на славмо работаете?...так защищаете...а я в ленте молочку финскую беру и довольна.....думаю маслякову вы свои денежки несите...а не по барабану...помогу ленте.
рекламщик
2010-05-08 19:08:17
А книга жалоб это "Японское чучело начальника" Пиши сколько хочешь...
рекламщик
2010-05-08 19:07:10
чего мы хотели то? Нашим зводам неоднократно предлагали работать под марками 365 или другими... Какая разница???? Брэнд в Карелии, где 700 000 жителей затопчут, а так есть возможность заработать. Понты не в моде. Важен экономический смысл... мороженное же Славмо делает под маркой 365....
Гость

Аналитика

Сегодня 11:28
Политкухня
Жители Лахденпохьи выбрали мэром единоросса Рамиза Казымова.

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?