"ТМ" оказался крайним

Аналитика. Обществоведение
13:30, 24 Мая 2010

"Дело ясное, что дело темное", - такими словами можно описать ситуацию, сложившуюся вокруг любимого многими петрозаводчанами театра "Творческая мастерская". Вот уже полгода как актеры маются без своей площадки, закрытой пожарными. Театральный сезон подходит к концу, а зрители смогли увидеть всего несколько спектаклей "ТМ" на сцене Театра кукол. Обещанные премьеры, над которыми труппа работала все это время, так и не дошли до публики. Зато "театральные" скандалы, на которые щедр нынешний сезон, не обошли "ТМ" стороной. Сначала "Творческую мастерскую", на основе которой Министерство культуры республики решило создать Театр драмы, называли убийцей попавшего под реорганизацию Русского драматического театра. Затем в "ТМ" увидели угрозу для Национального театра, коллектив которого считает, что если он пустит на свою сцену коллег, то вскоре останется без своего дома, как в сказке про заюшкину избушку. Мол, таковы коварные планы Министерства культуры. Но какие планы у самой "Творческой мастерской", которая в самое ближайшее время поменяет статус: из молодежного театра превратится в Театр драмы? Об этом и о многом другом мы спросили у директора театра Александра Побережного-Береговского.

Александр Побережный-Береговский
Александр Побережный-Береговский

 

Лечь на рельсы ума не надо

- Александр Лазаревич, сегодня всех ваших зрителей интересует, когда же у театра появится своя площадка, где он сможет нормально работать? Неужели за полгода нельзя было решить этот вопрос?
- К сожалению, у нас не получилось открыть свою сцену в здании филармонии до конца сезона, хотя все усилия для этого были предприняты. Теперь надеюсь, что со следующего сезона мы все-таки начнем работать на своей площадке.

- Удалось договориться с пожарными?
- Переговоры идут. Ситуация сложная, поскольку у нас третий этаж. Но мы нашли варианты, которые требуют денежных вложений. Позиция министерства известна: если через год здание филармонии встанет на реконструкцию, то вкладываться в промежуточный ремонт нецелесообразно. Поэтому если я смогу сам найти деньги на устранение замечаний пожарных, то мы сможем как минимум год до реконструкции отработать на своей площадке. Во всяком случае, очень на это надеемся.

- Значит, идти на сцену Национального театра, куда вас отправляет Минкульт, вы не собираетесь. При этом вы ни разу не прокомментировали выступления директора Национального театра Сергея Пронина, который считает, что его учреждение хотят уничтожить, запустив на сцену его театра "ТМ"…
- Вы знаете, всякий раз, когда ко мне обращались за комментариями, я выдвигал только одно условие: публичность, в любом составе, в любом формате, с любым оппонентом. Но тут же выключались диктофоны со словами: «Ну, это потом!..», из чего я делал вывод, что нужен только скандал. Не хочу участвовать в обсуждениях такого уровня и толка. В таком режиме никому и ничего не объяснишь. Я и сейчас готов к публичному диалогу с любым заинтересованным лицом.
 Но то, что мы молчим - это не значит, что мы устранились. Просто я не считаю, что по каждому поводу нужно выступать публично. Хотя у меня была совершенно жесткая позиция и по поводу Театра Русской драмы. О ней знали и директора театров, и министерство. Другое дело, что решение подобных вопросов не в моей компетенции. В Музыкальном театре есть свой директор, который решает, как его театр будет развиваться дальше. Есть министерство культуры, которое как учредитель проводит театральную политику.
Я не очень понимаю, когда нас призывают к творческой солидарности, если при обсуждении театральной ситуации интересы нашего театра не учитываются вовсе. Последнее предложение, кстати, поступившее от наших коллег, это уменьшить число зрительских мест в нашем зале до 50 – 60 и дальше существовать так!.. Мол, тогда не будут нарушаться правила противопожарной безопасности… То, что это деградация театра, что и существовавшие до января 2010 года немыслимые условия заставляли нас просто выживать – это во внимание не принимается!.. При любом обсуждении нам советуют просто «сидеть на своем чердаке» и не мешать другим. В результате мы уже полгода не зарабатываем ни копейки – что это такое в нынешних условиях, знает каждый директор театра. Вот вам и творческая солидарность! Я никого не обвиняю, я понимаю, что мы существуем в рыночных условиях и заработанные деньги – это и доплаты к зарплатам, и средства на решение творческих задач… Но тогда почему от «Творческой мастерской» ждут какой-то особенной жертвенности? Мы все поставлены в равные условия, с одним «но»: у «Творческой мастерской», у единственной из театров, нет своей материальной базы. Зато есть те же проблемы, что и у всех.
Меня же в театре интересует театр. И я считаю, что из кабинета директора такого учреждения не решаются политические вопросы. Да, мне не нравится ситуация, которая в последнее время складывается в культуре, но я же не на необитаемом острове живу. Я вижу, что происходит в Италии, Греции, Испании. Идут сводки новостей о сокращении бюджетов. Закрываются учреждения культуры в Германии и в Америке. И это касается всех. Если кто-то считает, что деньги есть, но они не доходят до нас, то нужно идти в политику и доказывать там свою позицию. А если ты не политик, а руководитель театра, то ты должен себе отдавать отчет, во что стоит втягивать коллектив, а во что не стоит. Ведь лечь на рельсы большого ума не надо. Я хочу, чтобы мы делом занимались. Поэтому полгода мы молчали, не позволяли себя втягивать в скандалы, конфликты. Никаких поползновений с нашей стороны на сцену Национального театра не было, хотя приказ министерства был подписан еще в декабре. Так что если бы мы хотели, мы бы воспользовались возможностью работать на сцене коллег. Как еще было доказать наше уважение Национальному театру, не знаю.


Называйте меня чудиком

- Но своим молчанием вы в итоге добились лишь публичных оскорблений. В открытых письмах Национального театра намекают на ваши долги, финансовую несостоятельность, правда, не упоминают, что с такой базой, как у вас, трудно вообще выжить, не то, чтобы творить без долгов. Хотя известно, что вы умудрялись зарабатывать больше, чем Национальный театр. Почему же вы не вступились за "Творческую мастерскую"?
- Я всегда готов участвовать в открытом обсуждении тех или иных проблем, но отвечать на каждое открытое письмо своим открытым письмом бессмысленно и унизительно. Для меня, например, оскорбителен объявленный национальной общественностью сбор средств в Финляндии на ремонт нашей площадки. Я говорил об этом руководству Национального театра, просил этого не делать – зачем же я буду общаться с ним на эту тему через прессу?.. Но каждый выбирает политику, которую он считает эффективной. На мой взгляд, власть надо не облизывать, не хаять, с ней нужно работать. И мы пытаемся это делать. Я отстаиваю свою позицию, ругаюсь, в результате с 5-25 раза мы приходим к какому-то решению. Я понимаю, что не будет всё только так, как я хочу. Нет у меня таких иллюзий.

- С министерством работаете, а приличную площадку-то кроме Национального театра они вам предлагать не собираются?
- Я обошел все сцены, которые есть в городе. У всех учреждений своя жизнь. Они могут давать нам площадку два-три раза в месяц, не больше. Но мы же не оркестр или ансамбль, гастролирующий по сценам. Во что превратится театр, который будет бегать по городу с декорациями, далеко не всегда подходящими для той или иной площадки?! Я не хочу, чтобы «ТМ» потерял лицо. Поигрывая то там, то здесь, театр можно просто угробить. Есть площадки, на которых мы могли бы работать в период реконструкции нашего здания в стационарном режиме, но это затрагивает интересы других коллективов. За время своего директорства я никогда не писал никаких писем в министерство с просьбой забрать что-то у кого-то и отдать нам, хотя по поводу нас такие письма были. Кстати, за это время и наши интересы ущемлялись. Так, например, в аудиторию актерской студии были подселены два оркестра по 60 человек, с музыкальными инструментами, стульями, пюпитрами. Два семестра мы вынуждены были работать в немыслимых условиях. Любой, кто мало-мальски соприкасался с обучением актеров, знает, что это просто невозможно! Но так было!.. Мне объясняли, что другого выхода на тот период нет, и мы оставались со своими проблемами один на один. Впрочем, как и всегда. Поэтому теперь решение должно принять министерство.

- Если вам удастся-таки выбить для театра сцену, то с нового сезона вы откроетесь как Театр драмы республики, а название "ТМ" навсегда исчезнет с афиш?
- Поскольку не получилось закрыть сезон так, как мы хотели, то, видимо, откроемся мы осенью в статусе «Творческой мастерской». Хотя параллельно идет регистрация документов на новое юрлицо. Но зрители должны знать, что наш театр от смены названия новым не станет. Мы просто меняем статус, о необходимости чего я говорил еще три-четыре года назад. Есть опубликованные интервью того времени. Я считал и считаю, что мы не можем развиваться в статусе молодежного театра. Студийность, которую мы исповедовали, давно ушла. По возрасту актеров, по репертуару мы не молодежный театр. И художественные задачи, которые сегодня стоят перед нашим театром, совершенно другого порядка. Меня волнует одно, чтобы театр не был местечковым. Нужно держать художественный уровень спектакля. Поэтому я снимал сразу по три премьеры. Поэтому у нашего театрального курса, который мы выпускаем на днях, пока совсем немного премьер. Надеюсь, что все студенческие премьеры мы сможем показать осенью. Я не хочу просто поставить галочку – сдали спектакль. И пусть меня называют чудиком, сумасшедшим, но я не считаю, что наш город обречен на судьбу «ПТЗ», что в нем не может быть настоящего серьезного профессионального драматического театра. Пусть и не завтра, пусть послезавтра. Просто надо на это работать.
Беседовала Наталья Витива
Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей