К своему юбилею республика подошла в состоянии, близком к банкротству.
В 1998 году Сергей Катанандов шел на выборы руководителя республики с программой "Сделай шаг", в которой обещал навести порядок в экономике, восстановить промышленность, гарантировал социальную защиту и грозил строгим наказанием нерадивым чиновникам. Попробуем подвести своеобразный итог: куда мы шагнули и что из обещанного выполнено.
Итак, в своей программе "Сделай шаг" Катанандов обещал "поддержать промышленность – упростить и снизить налоги, организовать нормальное кредитование, защитить от посягательств преступников и произвола чиновников". Кроме того, в 1998 губернатор заверял жителей республики, что намерен "решительно навести порядок в лесной отрасли – установить жесткий государственный контроль за рубкой и продажей леса, увеличить глубокую переработку древесины вместо вывоза круглого леса".
Начнем с того, что на сегодняшний день дефицит карельского бюджета огромен – 3,3 миллиарда рублей. Он на 24 процента выше уровня доходов, что значительно превышает предел, установленный бюджетным кодексом. Помимо этого, угрожающе растет государственный долг республики, на начало мая он составил 6 миллиардов 833 миллионов 648 тысяч рублей, причем основная часть – это долги Карелии по банковским кредитам. Грубо говоря, сегодня каждый житель республики – от младенца до старика – должен кому-то неведомо за что около 10 тысяч рублей. И все это благодаря действиям карельского правительства во главе с губернатором. А ведь десять лет назад государственный долг республики составлял всего около 340 миллионов.
Какое отношение госдолг и бюджетный дефицит имеют к поддержке местной промышленности? Самое прямое. Основной доход бюджета – это налоги. А с кого собирать налоги, если в республике практически не осталось нормально работающих производств? Большинство предприятий либо обанкротились, либо находятся в предбанкнотном состоянии, либо без особого экономического успеха постоянно меняют собственников. Кто-нибудь может сказать, каким образом были поддержаны губернатором около двух десятков канувших в лету крупных предприятий в Петрозаводске? До сих пор о столице республики в справочниках пишут как о крупном промышленном центре, но в реальности это не так. Слюдяная фабрика, радиозавод, РМЗ, станкостроительный завод, завод "Онего", ДСК, швейная фабрика "Северянка", трикотажная фабрика, "Карельские узоры", Петрозаводский пивзавод, Картонажка, совхоз "Тепличный", рыбокомбинат, Сулажгорский кирпичный – вот неполный перечень столичных предприятий, которые не дождались обещанной Катанандовым помощи и поддержки. Теперь этот список пополнит завод "Авангард". Трудности испытывает ОТЗ, далеко не всем довольны работники Петрозаводскмаша.
|
Аналогичная ситуация сложилась и в районах республики. Предприятия, некогда бывшие градообразующими, либо закрыты, либо работают даже не в половину своей мощности. Только за последний год в республике прекратили свою деятельность десятки лесопромышленных предприятий, некоторые уже вошли в процедуру банкротства. Не лучшие времена переживают флагманы карельской экономики: Костомукщский ГОК и ОАО "Кондопога". И это значит, что рабочих мест, налогов и, стало быть, бюджетных доходов станет еще меньше. По всей видимости, карельское руководство считает, что именно так должно проходить экономическое развитие региона.
Разумеется, в республике сохранились производства, которые более-менее стабильно работают. Но можно сказать, что произошло это не благодаря, а скорее вопреки действиям губернаторской команды. Ведь по большому счету в Карелии не осталось собственно карельских крупных предприятий.
Все интересные с точки зрения бизнеса производства достались акулам российского предпринимательства, которым руководитель региона – в общем-то, и не указ, а те предприятия, которые все еще можно считать карельскими по странному стечению обстоятельств оказались в руках у лиц приближенных к руководству республики. Захотят московские или питерские владельцы – сократят рабочих, не захотят – оставят. Соблаговолят увеличить зарплату своим карельским рабочим – увеличат, сочтут необходимым экономить – урежут. Наглядные тому примеры, трудовой коллектив Сегежского ЦБК, требующий в течение длительного времени у руководства комбината повышения зарплат, или прошлогодние акции протеста на Костомукшском ГОКе, где работники выступили против планируемых сокращений.
А, между прочим, в своей программе "Сделай шаг" губернатор заявлял что необходимо "решительно исправить ошибки, допущенные в ходе приватизации, чтобы быстрее стали на ноги предприятия".
|
В 1998 году Сергей Катанандов обещал "помочь сельскохозяйственным районам выйти из глубокого кризиса на основе поощрения закупки населением и предприятиями продовольствия местного производства, адресных дотаций, государственного заказа и кредитования под гарантии правительства республики". И эти слова тоже остались лишь обещаниями. Сельское хозяйство Карелии по-прежнему находится в глубоком кризисе. В республике фактически уничтожено звероводство. С молотка уходят здания телятников и овощехранилищ. На землях, когда-то принадлежавших совхозам, ведется строительство элитных коттеджей и дач.
Те же сельхозпроизводители, кто вопреки бюрократическим препонам и огромным трудностям с кредитованием смогли выжить в таких условиях и наладить производство, сегодня не могут реализовать свой товар, поскольку торговые структуры, пришедшие в республику, надо полагать, не без лоббирования со стороны карельских чиновников, не берут на реализацию продукцию местных производителей. А если и соглашаются брать, то требуют от карельских аграриев неподъемные вступительные бонусы.
Что стало с кондопожским рынком, построенным на бюджетные 57 миллионов специально для местных фермеров, и который с большой помпой открывал губернатор? Рынок – банкрот. С не меньшей помпезностью открывался супер-коровник в Мегреге, на строительство которого было потрачено около 100 миллионов рублей. Один несчастный коровник за 12 лет!
Обещал господин Катанандов и "создать условия для привлечения инвестиций для развития деловой активности, создания новых рабочих мест при жестком контроле со стороны государства". На протяжении всех 12 лет мы слышим из уст правительственных чиновников о различных инвестиционных проектах, которые, по их словам, вот-вот преобразят жизнь жителей Карелии. И ничего за этими словами не следует. Это уже почти карельская традиция: серьезный инвестор приходит, правительство громко об этом рапортует, а затем инвестор тихо "по-английски" уходит.
О каком благоприятном инвестиционном климате можно говорить, если преференции раздаются по принципу лояльности к региональной власти. Достаточно вспомнить прошлогодний скандал с тарифами на электроэнергию. Жесткий контроль со стороны губернатора и его подчиненных выразился в том, для крупных предприятий, принадлежащим олигархам, были установлены очень щадящие тарифы, а для малого и среднего бизнеса они были задраны до такой степени, что это привело к разорению десятков, если не сотен карельских предпринимателей. И после этого господин Катанандов удивляется растущей безработице?
Но надо отметить, что некоторые инвестиционные проекты главе республики и его команде все-таки удаются. Особенно хорошо у них получаются проекты по возведению торговых центров, которые строятся даже несмотря на протесты жителей. Что касается по настоящему крупных инвестиционных проектов, реализованных в республике, так заслуга республиканских властей здесь минимальна, если не сказать, что ее и вовсе нет, поскольку все это сделано благодаря федеральному центру. Реконструкция трассы "Кола" ведется на федеральные средства. Электрификация карельского участка Октябрьской железной дороги велось на средства "РЖД". Приход в Карелию природного газа является частью собственного проекта "Газпрома" по газификации российских регионов, утвержденного опять же в Москве. Когда в декабре 2006 года стало известно, что наша республика включена в эту программу, пресс-служба губернатора сообщила, что Сергей Катанандов направил тогда еще председателю совета директоров "Газпром" Дмитрию Медведеву и председателю правления "Газпром" Алексею Миллеру правительственные телеграммы, в которых "выразил глубокую благодарность и признательность за принятое решение".
Так что глава республики может сколь угодно перерезать красные ленточки на дорогах и жарить "символические первые яичницы" на природном газе, но факт остается фактом – это заслуга российских властей, а не его команды. То же самое можно сказать и про новое оборудование для больниц и школ – все это приобретено на федеральные средства в рамках нацпроектов.
Нельзя не отметить "социальные" обещания Сергея Катанандова, данные им 12 лет назад. В частности, он оказывать "адресную поддержку незащищенным слоям населения". О том, как губернатор с сотоварищами заботится о ветеранах и пенсионерах весьма красноречиво говорит то, как в республике прошла пресловутая монетизация. В начале 2005 года по всей Карелии прошли массовые акции протеста, во время которых люди требовали вернуть им отобранные льготы. А причиной недовольства граждан стал закон, по которому пенсионерам и ветеранам вместо льгот полагалась "солидная" компенсация в 250 рублей, которую попросту можно назвать издевательской подачкой. В ответ на это руководство республики заявило, что все эти протесты – на самом деле, спланированные провокации, а не народное недовольство.
|
С таким же "успехом" команда Катанандова провела недавнюю монетизацию льгот на услуги ЖКХ. Закон был принят в спешке, без проработанных механизмов его реализации и без широкого обсуждения общественностью, хотя это лично обещал Сергей Катанандов. Закон начал действовать с 1 января 2010 года, а положение, на основании которого осуществляется замена льгот деньгами, благодаря "расторопности" карельского правительства были опубликован лишь 23 января. В результате, десятки тысяч льготников обрывали телефоны центров социальной работы в попытке выяснить, как и почему им начислили именно эту сумму, а работники социальных центров в авральном порядке, едва ли не круглосуточно "сколачивали" единую базу льготников из разрозненных сведений которые поступали из различных коммунальных предприятий. Напомним, что монетизации льгот на услуги ЖКХ – это требование федерального законодательства, и известно об этом требовании было задолго до того, как республиканские власти спохватились его выполнять. Что мешало Катанандову сделать это заранее и продуманно? Вопрос этот так и остался без ответа.
За само состояние ЖКЖ в республике, по всей видимости, также надо поблагодарить губернатора и его соратников. Несмотря на рост коммунальных тарифов, их качество остается на низком уровне. При этом во многих районах коммунальная инфраструктура вот уже на протяжении многих лет нормально не работает. Но руководитель республики этих проблем не замечает, либо старается не замечать. Так, например, большое удивление у жителей республики вызвала оценка республиканскими властями прошедшего отопительного сезона. По мнению чиновников, он прошел организованно и без серьезных сбоев. То есть замерзающие районы – это не серьезная проблема? Неготовность котельных, огромные долги предприятий ЖКХ, их банкротство и отсутствие топлива – это ерунда? Закрытые из-за холода детские сады и школы – сущие пустяки? То что, в некоторых населенных пунктах жители так называемых благоустроенных домов несколько лет не видели горячей воды – абсолютно нормально?
Одним из пунктов программы Катанандова "Сделай шаг" значится "обеспечение нормальной работы учреждений здравоохранения, образования, культуры и науки". Что мы имеем по итогам 12 лет? Закрывающиеся по требованиям госпожнадзора в преддверии каждого нового учебного года одни и те же школы. Оптимизированные, то есть ликвидированные, сельские школы и библиотеки. Здания и помещения поселковых амбулаторий, ФАПов и городских поликлиник, не видевшие ремонта десятки лет. Закрытые опять же по требованию пожарных клубы в поселках. И, наконец, ликвидация двух карельских театров – Театра русской драмы и Творческой Мастерской.
По всему выходит, что ничего из того, что обещал Сергей Катанандов в 1998 году, не выполнено. Республика не только не стала жить лучше, но наоборот – социально-экономическая ситуация еще больше усугубилась. Конечно, сегодня все можно списать на мировой кризис. Но ведь и в достаточно благополучные для России годы власти республики не смогли извлечь из этого пользу, а мировой кризис лишь показал, насколько правильными были решения главы республики и его правительства.
А если судить по ежегодным отчетным выступлениям Сергея Катанандова перед депутатами Законодательного собрания, у нас в Карелии перманентный кризис, а правительство в республики в течение 12 лет только тем и занимается, что без особого успеха преодолевает его негативные последствия и тенденции.
Сейчас республиканские власти срочно пытаются залатать бюджетную дыру, распродавая оставшееся имущество. Но даже это может не спасти республику от долговой ямы, ведь на часть имущества, выставленного на торги, так и не нашлось покупателей, желающих приобрести его по заявленной стоимости, а значит, властям придется сбрасывать цену. И если продажа оставшихся акций и недвижимого имущества, находящегося в собственности республики, сможет помочь свести концы с концами в этом году, что власти будут делать в следующем? Налоги собрать будет не с кого, а продать нечего.
В 1998 году, когда Катанандов возглавил правительство, в Карелии проживало 749,8 тысяч жителей, в прошлом году численность населения составила 687,5 тысяч человек. Образно говоря, за это время республика потеряла две Кондопоги или три Прионежских района! Это ли не главный показатель уровня жизни и основная оценка деятельности губернатора, который, по его же признанию, сам планирует покинуть Карелию после своей отставки.
Примечательно, что подавляющее большинство жителей республики, принявших участие в опубликованном на нашем сайте опросе, ответили, что в качестве подарка на юбилей республики хотели бы получить нового губернатора. Желающих смены руководителя республики в разы больше, чем тех, кто хочет к празднику получить новые фонтаны, отремонтированные дороги, новые детские сады или спортивные комплексы в каждом микрорайоне. При этом на момент написания статьи ни один из посетителей не пожелал получить в качестве подарка праздник на площади Кирова.
Действительно, есть ли повод для праздника, если над республикой нависла реальная угроза банкротства и в самую пору вводить внешнее управление?
С использованием материалов газеты
"Московский комсомолец в Карелии"
Комментарии
Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.
Спасибо за понимание