Аналитика. Политкухня
18:45, 10 Июня 2010
4
1
2

"Без деревни народ обречен"

Карелы озабочены утратой традиционного землепользования.


За пышным празднованием 90-летия создания Карельской трудовой коммуны, которую принято считать предшественницей нынешней Республики Карелия, мало кто обратил внимание на очередную попытку представителей титульного народа региона достучаться до его властей. Пока республиканское руководство под усиленной охраной милиции и спецслужб раскланивалось перед высокопоставленными чиновниками и влиятельными бизнесменами, приглашенными на торжества, Совет уполномоченных Съезда карелов обсуждал судьбу карельской деревни, оказавшейся сегодня фактически на грани исчезновения. И как заявила на заседании Совета его председатель Ольга Жаринова, без деревни обречен и сам карельский народ, юбилей «государственности» которого отмечается в этом году.


«На красивых дачах карелам места нет»

Поводом для разговора послужили планы республиканского правительства выставить на торги государственные пакеты акций сельскохозяйственных предприятий на территориях компактного проживания карельского населения, которые зачастую являются единственной возможностью для местных жителей устроиться на работу. Напомним, в региональную программу приватизации на 2010 год включены такие крупные хозяйства Олонецкого и Пряжинского национальных районов как ОАО «Племсовхоз «Мегрега», ОАО «Племенное хозяйство «Ильинское», ОАО «Совхоз «Ведлозерский», ОАО «Совхоз «Аграрный» и ОАО «Агрофирма «Видлица». И хотя правительственные чиновники постарались уверить национальную общественность в том, что государство – неэффективный собственник, и в продаже бывших совхозов нет ничего из ряда вон выходящего, эти доводы Совету уполномоченных Съезда карелов показались малоубедительными. Куда убедительнее для представителей титульного народа региона оказался рассказ одного из членов Совета Андрея Матросова о ситуации в старинных карельских селах Кондопожского района, переживших сначала приватизацию и банкротство совхоза «Кончезерский», а затем и ликвидацию подсобного хозяйства ОАО «Кондопога», которое, если следовать чиновничьей логике, должно было более эффективно заниматься сельскохозяйственной деятельностью, нежели государство.

 «Уходит сельхозпредприятие, и уходит деревня. Люди потеряли работу, на бывших совхозных угодьях началась распродажа земли. Дошло до того, что цена на земельный участок площадью 15 соток достигла 960 тысяч рублей. Ни у кого из местных жителей таких денег нет, а это значит, что землю кто-то купит под дачу. Может быть, это будет красивая дача, но карелов на этой земле не останется», – констатировал Андрей Матросов.

 «Нам советуют заниматься сельским туризмом, потому что он приносит какие-то доходы. Но ведь мы говорим на карельском языке не для продажи, а для того, чтобы оставаться карелами, – продолжила председатель Совета уполномоченных Ольга Жаринова, – Нам не раз приходилось слышать от жителей карельских деревень, что они не хотят только петь и танцевать, как в каких-то резервациях. Они хотят возделывать землю, заниматься лесом и рыбной ловлей – жить так, как веками жили их предки. Но, к сожалению, закрытие единственного производства приводит к тому, что люди просто спиваются».


Коренное бесправие

Как считает заместитель министра по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями Карелии Елена Богданова, национально-культурным организациям республики необходимо выступить с законодательной инициативой о придании официального статуса коренным народам Российской Федерации, поскольку это защитит их право на традиционное землепользование в местах компактного проживания. По словам замминистра, в настоящее время коренные народы России лишены возможности отстаивать свои права на землю, которую веками возделывали их предки. "Карелам нужно сократиться до 50 тысяч человек, превратиться в коренной малочисленный народ, и только после этого у них появятся хоть какие-то права на использование земли или лов рыбы. Ни карелы, ни поморы сегодня не в состоянии конкурировать с более богатыми жителями Санкт-Петербурга или Москвы, которые могут выигрывать любые аукционы по продаже земельных участков. А без земли и традиционного землепользования народ ассимилируется и просто исчезнет", – заявила Елена Богданова на заседании Совета уполномоченных Съезда карелов.

Совет поддержал предложение Елены Богдановой, а также решил направить обращение к руководству ОАО «Кондопога», республиканским и муниципальным властям с призывом сохранить традиционное землепользование в местах компактного проживания карелов. Однако весьма примечательно, что заместитель министра по вопросам национальной политики связям с религиозными объединениями оказалась чуть ли не единственным чиновником республиканского правительства, которому в день юбилея карельской «государственности» пришлось выслушивать представителей карельского народа, озабоченных своим нынешним положением. Первые лица Карелии в этот день предпочли общаться с более важными гостями.

Валерий Поташов

Комментарии

владимир
2010-06-20 08:53:25
Говорить о национальном своеобразии, имея в виду официальную, поддердиваемую властью часть культурной жизни -мне кажется, неверно. Культура национальная возникла и живёт в народе, а что касается таких разбросанных по большой территории народов, как карелы и вепсы, растворённымх в в массе проживающих на той же территории представителей других народов - имеет очень немного шансов создать и поддерживать "парадную" культуру для демонстрации достижений. Это дело властей. Хотелось бы ещё раз высказаться на тему, кто делал политику в стране Советов. Инициатива местных властей не приветствовалась. Всё решалось на верху. Финский театр - дань тем временам, когда Карелия была КФССР. Закрывать его в дальнейшем было бы как - то неудобно. Литература присутствовала не только финская. В активе весьма недурственные писатели, поэты карелы и вепсы. Навскидку: Яакко Ругоев и Николай Абрамов. Мне известно, что за пределами Карелии есть очень неплохие вепсские литераторы (в Ленинградской области вепсов поболее будет, чем в Карелии раза в 2). Что же до финской творческой ителлигенции. Они состарились, хотя некоторые сохранили свою приверженность той земле, которая их согрела. Некоторые, естественно, уехали туда, где родились, где лежат их предки. Что в этом худого? А деградация местной культуры, как её привыкли видеть - следствие очередных поворотов политики и нашей "расцетшей" экономики.
владимир
2010-06-20 08:53:24
Говорить о национальном своеобразии, имея в виду официальную, поддердиваемую властью часть культурной жизни -мне кажется, неверно. Культура национальная возникла и живёт в народе, а что касается таких разбросанных по большой территории народов, как карелы и вепсы, растворённымх в в массе проживающих на той же территории представителей других народов - имеет очень немного шансов создать и поддерживать "парадную" культуру для демонстрации достижений. Это дело властей. Хотелось бы ещё раз высказаться на тему, кто делал политику в стране Советов. Инициатива местных властей не приветствовалась. Всё решалось на верху. Финский театр - дань тем временам, когда Карелия была КФССР. Закрывать его в дальнейшем было бы как - то неудобно. Литература присутствовала не только финская. В активе весьма недурственные писатели, поэты карелы и вепсы. Навскидку: Яакко Ругоев и Николай Абрамов. Мне известно, что за пределами Карелии есть очень неплохие вепсские литераторы (в Ленинградской области вепсов поболее будет, чем в Карелии раза в 2). Что же до финской творческой ителлигенции. Они состарились, хотя некоторые сохранили свою приверженность той земле, которая их согрела. Некоторые, естественно, уехали туда, где родились, где лежат их предки. Что в этом худого? А деградация местной культуры, как её привыкли видеть - следствие очередных поворотов политики и нашей "расцетшей" экономики.
Олег Яровой
2010-06-19 14:23:40
Немного о позитивном. Туристы непременно задают вопросы: кто они - карелы, как выглядят; правда ли. что Путин имеет вепсские корни; чем отличаются карелы от финнов. Я это проявление интереса народу, который дал название краю, постоянно встречаю лично. Можно также справится у опытных экскурсоводов и сопровождающих. Полагаю, что это не просто любопытство, хотя и оно обо многом говорит, а дань уважения народу. У народа сильные гены и невытравимая тысячелетняя культура родной земли.
osmik
2010-06-19 12:22:34
Элиас Лённрот под словом "карельские" имел в виду географию, поскольку песни он записал в Карелии, в том числе в финской. Некоторые народы действительно могут быть благодарны советской власти за тот прогресс, который она им принесла. Численность узбеков, таджиков, киргизов, армян, грузин, азербайджанцев, чеченцев и некоторых других во времена СССР весьма существенно увеличилась. А вот численность прибалтийско-финских народов - эстонцев, финнов, вепсов, карелов - в то же время уменьшилась. Был период когда финский язык пропаганда объявляла "фашистским". Именно финны - "красные" и американские в 1920-30 годы и ингерманландцы в послевоенные принесли в Карелию то самое национальное своеобразие, которым она славилась. Профессиональный театр, литература на финском языке - это очень способствовало и поддержанию карельских культур. А массовая эмиграция финнов, особенно в 90-е годы, лишило Карелию большей части её национального своеобразия. Однако, у нас на эту тему не любят говорить. Так называмые "лидеры" карельского народа" не хотят признавать, что они не потянули той ноши, которую сами же так охотно принимали на себя в те же 90-е годы...
Владимир
2010-06-19 08:39:29
Видите ли, Олег, к настоящему времени местная культура настолько развеяна, что самостоятельно возродиться уже вряд ли сможет... Уже сейчас большая часть молодых выходцев из карельских (вепсских) семей не знают языка. А зачем - в родном селе нет работы, должного уровня жизни, притязания на которые имеют молодые? Таким образом, название "Республика Карелия" приобретает все более ритуальное и историческое значение, а в ближайшем будущем вообще потеряет смысл.
Олег Яровой
2010-06-19 01:30:00
Уважаемый Владимир, по вашему выходит, что поскольку мы, слава богу, коммунизм "проехали", то началась эра процветания карельского народа. Если так, то хорошо.
владимир
2010-06-19 01:00:21
Прошу прощения. Известно, что карельское княжество описывалось Саксоном Грамматиком применительно к VII веку.
владимир
2010-06-19 00:52:34
Олег Яровой. Православие в равной степени нивелировало все культуры, которые входили в сферу его влияния. Можно утверждать также, что и славяне после крещения Руси пререстали быть тем, чем были до. Заглядывая в несколько более ранний период, а именно восхождение в киевское княжение варягнов - мы можем увидеть ещё одно изменение славянской самобытности. Ну, а нашествие Орды навеки сделало Русь централизованным государством со всеми его атрибутами. Что же до утраты самобытности карелами и вепсами. Несмотря на весьма настойчивое внеедрение православия в карельскую (и вепскую) жизнь, языковой барьер имел место быть. Моя бабушка, допустим, не знала русского языка до войны. На каком языке её родители могли общаться со священниками, если предположить, что и они не очень говорили по - русски, а священники не стремились говоритьо по вепски (карельски)? Не всё просто. Православные священники очень жаловались на карельских крестьян, обвиняя их в язычестве. Таким образом, карелы (вепсы) очень долго сопротивлялись повсеместному внедрению чужих идеологических установок. Они до настоящего времени сохраняли язык, фольклор, даже многое языческие поверия были сохранены до 80 - х, когда в Рыбреке на опушке леса на крайнее дерево всякий входивший в лес повязывал лоскуток - дар лесным духам, чтобы не помешали вернуться. И наибольшего успеха в разрушении национальной культуры, в том числе и русской, достигли коммунисты с их тоталитаризмом. Что же до влияния новгородской культуры на карельскую. Почему бы не допустить, что влияние было взаимным? В некоторых прежних постах этот вопрос затрагивался, надо ли возвращаться?
Олег Яровой
2010-06-19 00:52:13
Уважаемый osmik, Леннрот свою "Калевалу" выпускал с подзаголовком "карельские песни о древних временах финского народа". Что-то вроде этого. В то время и в Финляндии и в России карелов так или иначе относили к финнам. Во всяком случае, в общественном мнении, там не делали особых разделений. И только в начале 1900-х гг. из политических соображений имперские власти стали выделять карелов в особый этнос. Впрочем, российская этнография того времени и даже раньше описала этнос, выделила его. В советское время власть пошла дальше - признала карелов в качестве народности. Опять же из политических соображений. Все потому, что карелы заявили о себе. И Вы неправы проводя аналогии между православной монокультурой и идеологией советской власти ("что национальности при социализме должны исчезнуть"). Социалистическая идея нивелирования народов очень быстро трансформировалась в идею дружбы народов, сохранения многообразия народностей. И неважно, было ли это следствием вынужденной политики или "чистотой помыслов" властей. Это факт истории. Так как легко и без взаимных претензий народы СССР разошлись в годы перестройки, а потом очень быстро сошлись, хотя уже на новой основе, свидетельствует в пользу национальной политики коммунистов. Стоит вспомнить, что на знаменитом фонтане "Дружбы народов" на бывшем ВДНХ среди 16 "сестричек" до сих пор стоит Карелочка. И если современные власти допустят уничтожение карельской народности, то это будет указанием на убогость современной монокультуры ("Вот она была - и нету"). Нельзя допустить.
osmik
2010-06-18 23:48:14
Да, РПЦ способствовала утрате карелами нациоальной самобытности. А большевики и глобализация в российской зоне довершили дело.Сам факт того, что как минимум три разных народа именуются одним словом "карелы" - это и есть одно из проявлений глобализации - не внушает оптимизма когда мы говорим о возрождении или хотя бы о сохранении карелов. Между прочим, у Элиаса Лённрота слово "карелы" не употреблялось. Посетив разные места Карелии, он в дневниках писал о "финнах", "лопарях", людиках, вепсах... Всех скопом "карелами" стали называть большевики, прямо говорившие о том, что национальности при социализме должны исчезнуть. Крайности сходятся! РПЦ, потом большевики и глобализация, потом опять РПЦ - и от карелов остаётся одно название...
Гость

Аналитика

20.01.2017 13:50
Обществоведение
Как живут люди в самом дальнем микрорайоне Петрозаводска.
19.01.2017 12:20

Чтиво

19.01.2017 16:05
Личное мнение
Карельский журналист и блогер Николай Габалов о том, что общего у "Шерлока" со "Смертельным оружием". 

Опрос

Как вы поведете себя, если введут налог на сбор ягод и грибов?