Аналитика. Обществоведение
16:45, 21 Июня 2010

Лицей будет исправлять чужие ошибки

Более 50 процентов выпускников 9 классов школы № 45 Петрозаводска "завалили" государственный экзамен по математике.

Лицей №1 и школа №45
Лицей №1 и школа №45


В петрозаводской школе № 45, которая в результате реорганизации с 1 сентября станет частью лицея № 1, вновь не спокойно. Некоторые родители, недавно выступавшие против слияния образовательных учреждений, сегодня утверждают, что их обманули: "Наших детей обещали перевести в лицей, но выпускников 9-х классов не хотят брать в 10-й лицейский класс!" Неужели столицу Карелии ждет новый школьный скандал?

Девятиклассники 45-й школы на прошлой неделе получили аттестаты об основном образовании. Но говорить о том, что им отказано в наборе в 10-е классы лицея рановато – прием заявлений в эту параллель начался только с 18 июня. По словам же директора школы Анны Мальковой, в лицее сегодня готовы взять всех выпускников 9-х классов, но только после беседы с детьми и их родителями. И основания для таких встреч у руководства образовательного учреждения есть.

"В любой школе 9-й класс – это предпрофильный класс, – сказала Анна Малькова. – Здесь осуществляется профориентационная подготовка, включающая в себя проведение психологических диагностик, помогающих понять ребенку, к чему он больше предрасположен, организацию специальных лагерей с презентациями различных образовательных программ, встречи со специалистами из училищ, техникумов и вузов. К концу 9-го класса каждый учащийся должен знать, чем он хочет заниматься дальше. Но в 45-й школе дети этого не знают".

Оказалось, что в образовательном учреждении, попавшем под реорганизацию, никакой работы по профориентационной подготовке с выпускниками не велось. Большинство девятиклассников из школы №45 даже не способны реально оценить свои нынешние возможности. Тем не менее, их результаты государственной итоговой аттестации по математике и русскому языку должны были заставить задуматься, как детей, так и их родителей о том, какую форму обучения выбирать дальше. Из 59 выпускников основной школы 32 получили двойки по математике, а 14 – по русскому. Причем 12 девятиклассников умудрились схлопотать "неуд" сразу по двум предметам.

Выпускники школы № 45 надеются подтянуть знания в лицее. Идет прием заявлений в 10-й класс.
Выпускники школы № 45 надеются подтянуть знания в лицее. Идет прием заявлений в 10-й класс.


"На мой взгляд, в 45-й школе, которой я руковожу только с середины мая, не была осуществлена подготовка к экзаменам на должном уровне, – поделилась Анна Малькова. – Сегодня, готовясь к ГИА или ЕГЭ, ограничиваться только уроками нельзя. Например, в лицее проводятся дополнительные консультации и специальные лагеря во время каникул. В школе № 45 такая работа не велась. А в итоге многие дети показали такие результаты, которые говорят о том, что они не усвоили программу основной школы".

Пробелы в общем образовании не повлияли на желание многих девятиклассников оказаться в 10-м классе лицея. Как показывает опыт 45-й школы, ребята просто хотят отсидеться еще два года в образовательном учреждении. Например, среди тех, кто в нынешнем году должен был закончить десятый класс, четверо оставлены на второй год – они даже на занятия редко ходили, не говоря уже выполнении заданий по всем предметам. Этим ребятам и одному не аттестованному одиннадцатикласснику будут предложены другие формы обучения – училище или техникум. Ведь среднее образование можно получить не только в школе.

"Мы работаем только в интересах ребенка, – говорит директор школы № 45. – Если у ученика нет мотивации к учебе уже к концу 9-го класса, то зачем ему идти в 10-й класс?! Зачем терять два года в школе, когда за это время можно получить среднее образование и профессию в училище или техникуме?! И об этом мы сегодня говорим нашим выпускникам и их родителям на собеседовании при приеме заявлений в 10-й класс. Они должны просто подумать о своем будущем, которое зависит только от них самих".

Девятиклассники же довольно эмоционально реагируют на предложение выбрать в качестве формы обучения училище. Сегодня те, чьи знания оценены на двойки, плачут на собеседовании. Свидетельницей этого стала депутат Петросовета от Древлянки Наталья Захарчук, побывавшая на приеме заявлений в 10-е классы лицея после жалоб родителей из 45-й школы.

"Лицей готов исправлять ошибки, которые были допущены в 45-й школе, – считает Наталья Захарчук. – Тех ребят, кто не захочет идти в училище или техникум, все равно возьмут в 10-й класс. И некоторые дети действительно настроены трудиться, понимая, что объединение их школы с лицеем дает им шанс получить достойное образование. Остается им только пожелать удачи, хотя подготовиться к ЕГЭ за два года им будет очень тяжело. Ведь многие из ребят, как показали результаты экзаменов, фактически не усвоили программу 9 классов. И в этой связи возникает резонный вопрос к бывшему руководителю школы: каким образом контролировался учебный процесс, как он вообще был организован, если более половины детей "завалили" государственную аттестацию по самому важному предмету – математике?"

Добавим, что нынешние результаты государственной итоговой аттестации в 9-х классах не порадовали во многих школах республики. Ситуация в петрозаводской школе № 45, это, конечно, настоящее ЧП. Но итоги экзаменов в других школах тоже заставляют задуматься. За экзамен по русскому языку 11,2 процента карельских девятиклассников получили двойки, 38,1 – тройки, 39,2 – четверки и только 11,5 – пятерки. С математикой дела обстоят еще хуже: 21,3 процента выпускников общей школы схлопотали двойки, 44,5 – тройки, 22,4 – четверки и 11,7 – пятерки. Такова реальная картина основного образования в Карелии. Так что работы хватит и у преподавателей лицея №1, которые готовы биться за всех своих учеников, и у педагогов других школ республики.

Наталья Витива

Комментарии

ромашка
2010-07-07 20:06:16
Osmik, спасибо, что нашли время и желание ответить. Конечно, вы правы, и в сущности мы с Вами говорим об одном и том же. Как было бы хорошо, если бы было хорошо! Что же, остается только надеяться, что из того безобразия, которое мы видим сейчас, все-таки родится что-то приемлемое. Надежда умирает последней.
osmik
2010-07-07 18:03:39
Да, Ромашка, не всегда, к сожалению есть возможность оперативно участвовать в дискуссии на форуме: этот чёртов монетаризм лишает нас времени! Но, к делу. Вы не правильно меня поняли относительно "точек роста" в школьном образовании. Я вовсе не против того, чтобы они у нас были. Вопрос: есть ли они у нас и какой ценой создаются?Вопрос качества образования - это, в частности, вопрос качества специалистов, учителей. Вот тут я как раз и не вижу разницы между учителями в "просто школе", гимназии или лицее. Поскольку ни те, ни другие не проходят реально системы непрерывного образования и профессиональной аттестации - у нас в стране попросту нет такой системы. Как говорится, чайник не может кипеть только в одной точке, оставаясь при этом в целом холодным. Если у нас в целом квалификация учителей вызывает очень большие сомнения, особенно после введения ЕГЭ, то чем лицей реально лучше школы? Опыт же показывает, что именно учащиеся гимназий и лицеев чаще всего вынуждены обращаться к репетиторам. С одной стороны, это хорошо, то есть там требуют знания и учащиеся мотивированны. С другой стороны, это свидетельствует о недостатках преподавания там как таковом. Чего мы хотим получить хотя бы в "точках роста" ? Хотим, чтобы ребёнок после уроков шёл отдыхать, заниматься спортом, делать уроки и т.д., а не к репетиторам. Потому что поход к репетиторам возможен только для тех детей, чьи родители в состоянии это оплатить. Так о каком "равенстве возможностей" тут можно говорить, если всё дело упирается в деньги, в кошелёк родителей? Я за то, чтобы создавались "точки роста". Но при условии, чтобы хотя бы в них была введена система обязательной профессиональной аттестации учителей. Не конкурс песни (этот стон у нас песней зовётся!) и странных плясок и отрепетированных открытых уроков, а сдача каждым учителем экзамена на знание предмета! Без этого, убеждён, нет и не будет никаких точек роста. Государство в лице министерства не хочет вводить реальную систему аттестации учителей. Государству проще каждый год нам демонстрировать каких-то странных людей, причём, всякий раз новых, в качестве "лучших учителей"., чем проводить нормальную аттестацию. Но общество, или, проще говоря, все мы должны понять, что учителя должны сдавать экзамены хотя бы так же, как их сдают наши дети.
владимир
2010-07-05 21:25:45
Так вот. Если иметь в виду социальную справедливость - необходимо предоставлять каждому после сдачи переходного экзамена на очередной ступени (имеет смысл выполнить три перехода) возможность получать то максимальное образование, которое доступно возможностям любого человека. Иначе мы задержались в 18 веке, хотя, если вспомнить судьбу Ломоносова, то как ещё сказать.
ромашка
2010-07-04 19:38:13
Последняя строка, как Вы догадались, - черновик. Случайно не стерлась, извините.
ромашка
2010-07-04 19:34:33
Osmik, интересный у нас получается разговор - раз в двое суток:)), на все-таки не могу не ответить Я за социальную справедливость, слов нет Но статистика -упрямая вещь. Как минимум половина детей ничему не научились за 9 лет. По разным причинам - учителя плохие, семьи не мотивируют, здоровье не позволило, способностей нет, желания нет и т.д. Но другой -то половине детей что делать? Тем, кто хоть потенциально могут чему-то научиться? Их МАЛО. И для них нужно создать условия, чтобы они учились на УРОКЕ, а не с репетитором дополнительно. За деньги - пусть! Для одаренных детей из малообеспеченных семей можно установить льготы, стипендии, как это делается в музыкальных или художественных школах. Вы заметили , что мнение "всем без исключения по жизни необходимы лишь арифметика и основы геометрии" принято на "Ура!"? Это очень глубокое и широко распространенное заблуждение. Ребенок, не способный одолеть математику в объеме средней школы не станет ни хорошим экономистом, ни хорошим юристом, ни вообще хорошим специалистом ни в какой области. Лес валить - да! Для этого математика не нужна. Ситуация, когда все школы одинаково "первосортные" гораздо опаснее для общества, чем наличие "точек роста", хотя бы и потенциальных. Ваши доводы сводятся к утверждению: если не всем доступно - значит несправедливо, пусть ни у кого не будет. Мне кажется, престиж образованности настолько низок, что если ребенок показывает интерес и стремление к знаниям, его нужно отделить от остальной массы и дать ему шанс. А вот преференций по окончании лицея, гимназии давать как раз никаких не нужно. Мы не считаем второсортнымЭто они, может быть, в дальнейшем составят полови наверное) учиться
osmik
2010-07-02 22:10:49
Уважаемая Ромашка! В моём предыдущем выступлении ключевое слово "юридический". У нас создалась очень опасная ситуация, когда дело по созданию лицеев и гимназий делается, а юридически чётко их статус не определён, в том числе правовой статус выпускников. Вы говорите о том, что у каждого одарённого ребёнка должен быть шанс получит качественное образование и поэтому надо создавать лицеи, гимназии, проводить отбор учащихся по критериям таланта, а не кошелька родителей. Но, ведь тогда получается, что "обычная" школа это нечто второсортное. Это очень опасная точка зрения. Ведь подавляющее большинство детей учатся как раз в просто школах. У них физически нет возможности учиться в иных заведениях. Да и с какой стати ребёнок должен бросать свою школу и переходить чёрт его знает куда только потому что власть решила создать некую "точку роста", где лишь ОБЕЩАЮТ дать образование лучше обычного школьного? Вы, чувствую, добрый и искренний человек. Ну, а я малость циник. Я полагаю, что в лицее очень серьёзно встанет вопрос о дополнительных платных образовательных услугах. Вряд ли также куда-то уйдёт тема репетиторов. Я уже писал тут как-то в дебатах в нашим другом Владимиром, что именно учащиеся элитных школ, как показывает опыт, чаще всего вынуждены прибегать к услугам репетиторов. Что это означает в условиях, когда в России по оценкам социологов не менее 60% семей едва сводят концы с концами, живут от зарплаты до зарплаты и не имеют никаких накоплений? Это означает, что за дополнительные образовательные услуги для ребёнка им платить нечем. Так надо ли устраивать пир во время чумы? Не лучше ли заняться школой как таковой в которой учится подавляющее большинство нашего народа? Или там всё так безнадёжно, что лучше и не браться? Но как же тогда быть большинству?.. Что касается поведения отдельных участников этой истории - не знаю. Бывает. В таких делах почти всегда получается резать по живому. Это скоро забудут.
владимир
2010-06-30 01:24:07
Я сожалею, но должно быть понятно, что взрослые в этой истории использовали и детей, и их интересы, и интерес других взрослых, как залог успеха своих собственных амбиций. При этом моральные всякие соображени я оставлены за скобками. Что касается детей, этим им нанесён невосполнимый ущерб.
ромашка
2010-06-29 23:24:55
Osmik В этой статье меня, например, взволновала не ситуация с лицеем и школой. Наверное, потому что прямо меня это не касается. Мне представляется, что директор школы №45, имеющая трудовой договор с администрацией города, обязана выполнять решения учредителя.Создавая конфликт, тем более, вовлекая в конфликт детей и родителей, она повела себя, как мне кажется, некорректно и не профессионально.О чем здесь тоже говорилось. Меня шокировало другое. Это информация об уровне подготовки школьников. Заинтересовано ли общество (мы с Вами) в развитии? Если да, то мы должны заботиться не только о том, чтобы все его члены имели возможность получить необходимый минимум, но и о том, чтобы те, кто способен на большее, имели возможность (и преимущество) это большее получить тоже. Это не должна быть элитная школа в понимании - дорогая школа. Это должна быть школа, обеспечивающая возможность получения хорошего образования. Лицей , гимназия, назовите как угодно, - такая школа должна быть. И отбор в нее должен быть тоже. Будут обиды - да, будут злоупотребления - да. Но если ребенок способный и умный, он получит шанс. Если такой школы не будет в принципе, то умные дети будут вынуждены разделять компанию тем, кто приходит в школу провести время (а таких много, как нам сообщили) и шанса у него не будет вообще.
osmik
2010-06-29 22:45:50
На свой вопрос зачем вообще нужен лицей я сам и постараюсь ответить. Он вообще-то таком виде, как есть, сегодня не нужен. Я считаю, что до тех пор, пока в России не решён вопрос юридически о статусе выпускников гимназий, лицеев муниципалитеты не должны создавать лицеев, гимназий. Их создание было вызвано модой, романтизмом постперестроечного времени. Мол, вот, мы создадим сейчас особые школы, которые станут флагманами для остальных. Однако, опыт показал, что такой путь ничего не решает. Совершенно непонятно почему одна школа должна быть лучше другой при юридическом равенстве выпускников. Зачем школьников учить тому, чему их с успехом обучат в вузах? Но дело в том, что сегодня в школу официально пришли финансовые отношения. Этот лицей, как учреждение муниципальное, обязан принимать всех детей, имеющих право по месту жительства учиться в нём. Но при этом сам лицей откровенно заинтересован в том, чтобы брать в старшие классы лишь наиболее подготовленных детей, или детей состоятельных родителей, способных оплатить дополнительное обучение. Таким образом для многих семей создалась неразрешимая ситуация и им придётся своих детей отправлять в другие школы. Кому нужен лицей? Он нужен тем родителям, которые осознают необходимость качественного образования для своих детей и готовых за это платить. То есть, он нужен среднему классу. В богатых городах типа Москвы этот средний класс учит своих детей в дорогих частных школах, а то и за границей. В этих частных школах никто не говорит о равенстве. У нас же в Петрозаводске мы провозглашаем равенство везде и во всём, но реально создаём то, что не для всех. Лицей c его учёбой за деньги - это скромное обаяние буржуазии. И было бы правильно, чтобы эта буржуазия сама решала проблему путём создания нормальной элитной частной школы, а не вламывалась со своим уставом частного интереса в чужой монастырь муниципальной бедности. Это таким, как, например, я, предприниматель, типичный буржуй в понимании многих, можно учить своих детей реально за деньги и никого при этом не ущемлять. И для таких, как я муниципалитет ничего типа лицея делать не должен, тем более в ущерб кому-то. Потому что я сам могу решить вопрос элитного обучения своих детей, да и решил его, когда мне это требовалось. Лицей надо было создать на "чистом месте" и не на бюджетные деньги, а на частные. Тогда всех этих вопросов, проблем, обид не возникло бы.Его легко можно было бы разместить где-нибудь за городом - богатые только рады были бы. Ну, а если уж его создали на бюджетные деньги, да ещё и угробив при этом школу - так и принимайте теперь туда всех детей, ведь весь этот праздник жизни уже давно оплачен их родителями.
интеллектуалка
2010-06-28 23:03:20
skorpion, ну не знаю. Я, конечно, уточню, но вроде друзья говорили о подготовительной группе в лицее. Обстановка в самом лицее мне неизвестна, но я с вами тысячу раз согласна, что в школе (в любой) ценен не статус, а учителя. И по моим наблюдениям я могу уверено сказать, что тут как лотерея:( Хотя, многие знакомые выбор школы начинают именно с поисков учителя. Кстати, знакомые специалисты от образования сами это советуют.
Гость
Выбор читателей

Аналитика

29.05.2017 12:09
Капитал
Специалисты  из Карелии ждут объявления результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Только вряд ли наша республика займет  в нем хорошие позиции.
24.05.2017 11:31

Чтиво

29.05.2017 14:17
Личное мнение
Главные события минувшей недели. Авторский взгляд журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Куда этим летом отправите своих детей на отдых?