Аналитика. Тема недели
12:04, 30 Августа 2010

Сезон начинается с тяжбы

Уволенный директор Национального театра Сергей Пронин подал в суд на министерство культуры. Вместе с ним театр покинула часть коллектива – лучшие артисты, говорящие на карельском языке.

Сергей Пронин и Арвид Зеланд
Сергей Пронин и Арвид Зеланд

Новый театральный сезон в Карелии, похоже, начинается с очередного скандала. На прошлой неделе был уволен директор Национального театра Сергей Пронин. Для последнего это новостью не стало – около полутора месяцев назад Пронин, который практически на протяжении всего нынешнего года публично выяснял отношения с руководством республиканского Министерства культуры, заявил о том, что его хотят убрать. И 23 августа это случилось. "В 15.00 мне принесли уведомление об увольнении без объяснения причин, а через час примчалась министр культуры с просьбой освободить кабинет. Это выглядело очень смешно", – рассказал Сергей Пронин.
Видимо, не до смеху было новому директору театра Арвиду Зеланду, на стол которому легло сразу несколько заявлений об уходе от верных служителей храма Мельпомены, среди которых оказались и известные актеры, народные артисты Виено Кеттунен и Пекка Микшиев. Без этих звезд судьба многих постановок Национального театра выглядит печальной: они просто исчезнут из репертуара. И какой тогда сезон ждет учреждение культуры, планы которого были сверстаны до конца года и абонементы готовы к продаже? Придет ли на сцену Национального театра "Творческая мастерская", чье помещение с начала нынешнего года закрыто пожарными? И каких вообще революций зрителям ждать от театра, Общественный совет которого уже написал письмо на имя главы республики, считая действия Минкульта, снявшего Пронина с должности, неправомерными?


Дело чести

"Я не держусь за кресло директора театра. Но для меня это дело чести – я подам в суд, выиграю это дело и вернусь в театр, – уверен сегодня Сергей Пронин, которому уже поступило предложение возглавить другой театр. – Хотя министерство сейчас попытается любыми средствами меня скомпрометировать. Начались проверки, хотя нас неоднократно проверяли. Претензий ко мне нет".
По мнению экс-директора Национального театра, его увольнение – это личные счеты министра культуры, которые очень дорого обойдутся бюджету. Мол, чиновники понимали, на что они идут, зная о готовящейся премьере, где Пронин играет главную роль. Они осведомлены о том, что он занят практически во всех спектаклях Национального театра и дублей ему нет. Понимали, что уход народных артистов, говорящих на карельском языке, для театра невосполнимая потеря.
"Мы столько лет создавали репертуар, коллектив, устанавливали отношения с коллегами из-за рубежа, – сетует Сергей Сергеевич. – Но для министерства это не важно. Министр пытается утопить театр, даже после того, как нами было выделено время "Творческой мастерской" для работы на нашей сцене (в чем нас бесконечно упрекали): по шесть-семь дней в месяц для игры. Когда я вернусь, обязательно буду обращаться к надзорным органам, чтобы они оценили тот ущерб, который Минкульт нанес Национальному театру".


Настроение рабочее

Арвид Зеланд, руководивший до последнего времени мастерской Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, опасений своего предшественника не разделяет. Национальный театр ему прекрасно известен – все-таки до Пронина семь лет здесь директором был. Он считает, что замену актеру Пронину, которому предложено остаться в качестве артиста театра, найдет, но заявлений об уходе Виено Кеттунен и Пекки Микшиева он ни в коем случае не подпишет.
"К моему глубочайшему сожалению, Виено Григорьевна и Пекко Григорьевич по-своему оценили данную ситуацию. Для них она оказалась эмоционально неприемлемой. Но я рассчитываю, что они изменят свое отношение и заберут заявления", – сказал Арвид Михайлович.
По словам Зеланда, он не следил из Питера за скандалами в театральном мире Карелии. Но переговоры о том, чтобы он вновь возглавил Национальный театр, Минкульт вел с ним давно. Вернуться же в Карелию Арвид Зеланд согласился после того, как министр культуры пообещала выполнить ряд условий. Во-первых, чиновники должны были развеять слухи о том, что Национальный театр будут объединять с "ТМ". Во-вторых, вверяемое Зеланду учреждение культуры должно остаться при своих традициях. И, в-третьих, Минкульт будет оказывать материальную поддержку театру, закладывая деньги в бюджет на постановки, чего в течение последних двух лет не делалось.
"Я пришел в театр с рабочим настроением, – сказал новый директор театра. – Это не значит, что сейчас мы все переделаем, сделаем так, что будет лучше, чем когда-либо было, выпустив 48 гениальных спектаклей. Нет, будет нормальная работа. Будут играться спектакли, которые готовы к эксплуатации. Будут выпущены запланированные премьеры. Все обязательства по договорам по международным проектам будут выполнены. Соответственно, будут приглашаться новые режиссеры, готовиться новые спектакли".
Привлекать в труппу новых актеров Арвид Зеланд не собирается, предпочитая предоставить работу тем, кто здесь трудится. А дальше будет видно, кто как справляется со своей миссией. Не видит никакой проблемы Зеланд и в предоставлении на семь дней в месяц своей площадки театру "Творческая мастерская". По его мнению, это мера вынужденная и временная. "Мы сядем с директором "ТМ" и договоримся, как организовать работу так, чтобы оба коллектива не мешали друг другу. Это организационный вопрос, а не вопрос политики", – считает Зеланд.
Найдет ли новый руководитель театра общий язык с национальными организациями, поддерживающими сегодня Сергея Пронина, покажет время. Пока же никаких претензий они ему не предъявляли. "А в чем меня сегодня можно обвинить?! – говорит Арвид Михайлович. – Я никаких скандалов не завожу и ни с кем не расправляюсь. И за семь лет, которые я провел здесь, я, конечно, много чего натворил, но все это шло на укрепление и продвижение Национального театра. Поэтому вряд ли меня можно упрекнуть в том, что я погубил театр, потому что, когда пришел, здесь ничего не было, а ушел, оставив прекрасное здание, труппу с имиджем, с серьезным разнообразным, спорным, но творчески интересным репертуаром, со спектаклями на русском и финском языках".


Отступать некуда

Сергей Пронин со своими единомышленниками сегодня не очень-то доверяют Арвиду Зеланду. Мол, он, преподаватель Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, – человек свободный, к Карелии не привязан. Он, как варяг, может в любое время покинуть театр и уехать. И экс-директор Национального театра искреннее надеется, что новый глава республики, заявивший недавно о том, что он готов сделать ставку, кроме всего прочего, на духовность и культуру, все-таки обратит внимание на ситуацию в нашем театральном мире.
"Даже самые близкие друзья мне говорили: "Зачем ты лезешь на рожон, зачем ты ссоришься с властью. Власть такая, какая она есть и с ней надо работать", – говорит Сергей Пронин. – Разумеется, если ты находишься в договорных отношениях с властью, то с ней необходимо сотрудничать, отстаивая свою точку зрения, нужно идти на компромисс, если тебе дорого твое дело и люди, верящие в твою идею. Но театр и культура вообще уже очень длительное время находятся в позиции компромисса. Разве это не компромисс – низкая зарплата, не выделение средств на постановочные расходы, отсутствие Закона о культуре, запугивание грядущей реформой, которая лишит нас государственной поддержки?! Это колоссальный социальный компромисс! Если еще согласиться на какой-то компромисс, то это означает встать к стенке. Дальше отступать уже некуда. Под флагом оптимизации закрыли Русский театр. Под флагом того, что нет денег на пожарную безопасность, прикрыли "ТМ". Теперь компромисс в том, чтобы мы отдали другому театру 50 процентов площадей. Все, кто в здравом уме, понимают, что из этого получится. Но только не министерство культуры, которое готово уезжающим из республики деятелям культуры кричать: "Спасибо, что покидаете нас и не мешаете работать".
Наталья Витива

Комментарии

ATILA
2010-09-05 20:49:45
Стариков наивных втянули в скандал.Микшиева надо успокоить,Арвид.
osmik
2010-09-04 17:30:15
Пронин суд проиграет. Проблема в том, что он не только и даже не столько творческий человек, артист, а чиновник, директор госучреждения. Его ошибка в том, что конфликт с министром он сделал публичным, выступая в прессе и выражая своё несогласие с действиями министра. Это не допустимо для чиновника. Пронин должен был при несогласии с министром подать в отставку и уж потом только шуметь. Зеланд правильно делает не подписывая заявления Кеттунен и Микшиева. Они, согласно ТК РФ, могут уйти и без его подписи, но никто Арвида не обвинит в том, что он приложид к этому руку. Я бы им советовал не уходить. Ведь всё проходит, и это пройдёт!
Loel'vin
2010-09-03 20:23:31
Все форумы грешат тем, что рано или поздно комментарии переходят в область "около". Околокультурную, в данном случае. Я помню, с каким удовольствием ходила на спектакли в Национальный театр, когда там был директором Арвид Зеланд. Все очень тонко, концептуально, сюрреалистично (это я про Кобо Абэ), красиво и по-столичному модно. А сейчас - долго, нудно, громко и пыльно. Мишура и фантики... Не царапает душу совсем. По-настоящему провинциально... И грустно... Успехов Вам, Арвид Зеланд! До свидания, эпоха Пронина!
Армстронг
2010-09-03 18:31:38
Армстронг, а Вы не путаете отставку с повышением? Мммм - наткнулся на инфу в одной из местных газет честно говоря - на днях. Как говорится за что купил...) видимо Булгаков был прав не только насчет советских изданий))
Писатель
2010-09-03 16:12:00
Армстронг, а Вы не путаете отставку с повышением?
Армстронг
2010-09-01 14:48:40
а вот подоспели новости и об отставке Брун
карел
2010-09-01 14:33:41
Для полного трельяжа не хватает портрета м-м Брун по центру!
Злой Санта.
2010-09-01 11:57:25
sekret Теперь ГБ проявила интерес к гостинице "Маски"
Писатель
2010-08-31 22:23:36
...что-то "желтеет" "Столица", - видимо, осень пришла... жаль только, прежние лица прежние топят дела. и никому до культуры не было дела и нет. осень - пора диктатуры и до зимы беспросвет...
Армстронг
2010-08-31 15:04:30
вот...и культурных людей министерство культуры умудряется сталкивать лбами
Гость

Аналитика

22.05.2017 10:35
Капитал
Отличительная черта современного производства – владение новыми технологиями. А технологии реализуют люди. Как это происходит в сфере автосервиса, мы показываем через рубрику "Один день из жизни ПКФ "Слово".

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?