3490 руб.
/
5990 руб.
-42%
Экономия 2500 руб
Аналитика. Капитал
19:30, 15 Марта 2011

Железная хватка железнодорожников

Несколько предприятий Карелии могут закрыться из-за решения железнодорожников увеличить тарифы на подачу вагонов почти в 10 раз.

Дорогая дорога

В начале девяностых годов Октябрьская железная дорога решила закрыть две грузовых станции – Голиковка и Томицы. Для предприятий, распложенных рядом с закрытыми станциями, это означало одно – серьезное увеличение затрат на железнодорожные перевозки, поскольку за подачу вагонов им пришлось бы платить от станции Петрозаводск. Но тогда между республиканским правительством и монополистом, которым является железная дорога, было заключено соглашение, что подача вагонов под разгрузку и погрузку будет оплачиваться из расчета километража от станций Томицы или Голиковка. В противном случае, расположенные там предприятия попросту стали бы нерентабельными. И в течение многих лет это соглашение действовало, а предприятия успешно работали.

Однако в этом году Октябрьская железная дорога решила внезапно в одностороннем порядке изменить условия. Предприятия уже получили уведомления, что с 1 апреля 2011 года подача вагонов будет производиться по новым тарифам, которые почти в 10 раз превышают прежние. Заметьте, речь идет о повышении не на 10-15%, а в разы.

"Если раньше за подачу одного 60-тонного вагона мы платили 2 тысячи 093 рублей, то теперь нам предлагают платить по 20 тысяч 604 рубля за вагон", – говорит Вячеслав Елупов, директор Торгового дома "Ярмарка", производственная база которого располагается в районе станции Томицы.

При этом, как отмечает Вячеслав Елупов, стоимость подачи вагонов на предприятие и без того была достаточно высока. Так, провозная плата всё того же вагона с крупой от Москвы до Петрозаводска составляет 50 рублей за километр, а за 3,3 километра от Томиц до места разгрузки "Ярмарка" платила по 748 рублей за каждый километр. А с 1 апреля до 21,3 километров увеличится и расстояние, и тариф, который составит 968 рублей за километр.

"Учитывая, что ежемесячно к нам на предприятие приходит 40-45 вагонов, сумма получается огромная. Производство перестает быть рентабельным, поскольку с такими тарифами наша продукция будет неконкурентоспособна. При этом не забывайте, что 1 января выросли и другие тарифы. Например, электричество подорожало на 40%", – говорит Вячеслав Елупов.

Крест на инвестициях

Надо отметить, что в районе станции Томицы расположены около десятка предприятий, на которых трудится более тысячи человек. Ежемесячно в адрес этих предприятий приходит порядка 400 вагонов. При этом некоторые из компаний считаются крупными налогоплательщиками. Например, та же "Ярмарка", "Карелиянефтепродукт", "Лукойл Северо-запад нефтепродукт", "Карелгаз". Фактически железнодорожники, загоняя десяток предприятий в "тарифные тиски", вынуждают их либо увеличивать отпускные цены, либо останавливать производство, так как никто не будет покупать столь дорогостоящую продукцию, если есть такая же, но дешевле и не карельская.

"Можно говорить о том, что действия железнодорожников ставят крест на инвестиционной привлекательности республики, – считает Вячеслав Елупов. – Транспортная инфраструктура – это важнейший показатель, на который в первую очередь обращает внимание любой инвестор. С таким подходом трудно ожидать экономического подъема".

Примечательно, что у всех предприятий на 2011 год были заключены договора с железной дорогой на прежних условиях, когда километраж за подачу вагонов рассчитывался не от Петрозаводска, а от станции Томицы. Однако в начале марта железнодорожники стали настаивать на заключении новых договоров, согласно которым тарифы будут увеличены в разы. Для многих предприятий в Томицах это стало полной неожиданностью.

"У меня с железной дорогой подписан договор на этот год. И я не собираюсь подписывать новый договор с новыми тарифами, которые увеличены по какой-то телеграмме, как говорят железнодорожники. Телеграмма для меня – не закон. И платить такие деньги за подачу вагонов я не собираюсь. Мне проще закрыться или возить грузы автотранспортом, хотя это тоже не выход из положения", – говорит генеральный директор ОАО "Агрохимия" Виктор Коленченко.

Как рассказал Вячеслав Елупов, на действия железнодорожников уже подано заявление в антимонопольную службу, а также написано обращение в республиканское правительство. Однако никаких ответов из официальных органов пока не поступало.

"Мы и без того сильно проигрываем конкурентам из центральных регионов страны. И если ситуация не изменится, придется переносить бизнес из Петрозаводска. Власти некоторых регионов уже выдвинули нам конкретные предложения, – говорит руководитель "Ярмарки". – У нас в республике в таких условиях развивать производство просто нереально. О каких инвестициях может идти речь?"

В ожидании открытия

Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению руководителей расположенных в Томицах предприятий, может стать возобновление работы грузовой станции. И даже сами железнодорожники не против этого. Как сообщили в Петрозаводском отделении ОЖД, всем клиентам, расположенным в Томицах, было предложено в течение первого квартала 2011 года собрать и предоставить документы, необходимые для открытия станции Томицы для производства операций по подаче-уборке вагонов на подъездные пути. При этом в ОЖД отметили, что готовы рассмотреть этот вопрос в максимально короткие сроки, поскольку им самим не выгодно терять клиентов.

Однако здесь возникла другая проблема: на сбор пакета документов у некоторых предприятий может уйти до трех месяцев, так как часть документации по подъездным путям не сохранилась ни в одном из архивов. Фактически ее придется разрабатывать заново, что тоже стоит денег. А после сдачи документов, по оценке предпринимателей, пройдет еще несколько месяцев, прежде чем железнодорожники согласуют открытие станции. По мнению представителей ТД "Ярмарка", срок этот может растянуться до года.

И все это время предприятия должны будут платить железной дороге по заоблачным тарифам, указанным в новых договорах, что для большинства из них равноценно закрытию. В этом случае тысячи работников окажутся без работы, доходов лишится не только карельский бюджет, но в конечном итоге и сама железная дорога. Именно этот факт вызывает недоумение и возмущение у руководства предприятий, расположенных в Томицах, поскольку они считают, что на время сбора документов железная дорога могла бы и не повышать тарифы.

Айдар Абайдуллов

Комментарии

ДеД
2011-03-21 11:40:16
УФАС на них натравить пора
Leopol'd
2011-03-16 15:52:00
Зависть - движитель монополий! Энергетикам значит можно в 2 раза повышать и требовать 70% предоплату с потребителей, а железнодорожникам нет?! Так и жили: нефтяники, из зависти к Газпрому, подняли цену на бензин, ж/д из зависти к энергетикам подняли цены на услуги. Осталось понять, откуда возьмутся деньги у потребителей услуг.
Гость

Аналитика

17.08.2017 09:47
Политкухня
Администрация Петрозаводска неожиданно поменяла позицию по делу Девлета Алиханова и признала себя потерпевшей стороной, заявив гражданский иск на 35 млн. рублей.

Чтиво

18.08.2017 12:53
Личное мнение
Если вы 20 лет за рулем, у вас 50 тысяч часов управления профессиональной техникой (С, D, СЕ), вы чувствуете габариты автобуса, как свою собственную руку, и помните все 40 тысяч пунктов Правил дорожного движения, то это ничего не значит, и российские права на право управления транспортным средством вам будет получить очень непросто.

Опрос

Какой вид предвыборной агитации вас раздражает?