Аналитика. Обществоведение
15:39, 19 Апреля 2011
4
1
2

Школа, из которой выживают искусство

Педагоги и родители учащихся петрозаводской школы № 1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля вновь пытаются отстоять статус школы искусств.

В минувшую пятницу депутаты Петрозаводского городского совета – члены фракции "Единая Россия" – подписали обращение к главе республики Андрею Нелидову с предложением сохранить уникальное учебное заведение – школу №1 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. "Наиболее приемлемым вариантом, на наш взгляд, является передача зданий школы и интерната для одаренных детей в государственную собственность и создания республиканского центра для одаренных детей с сохранением в полном объеме всех образовательных программ", – считают в Петросовете. С депутатами согласны и педагоги, и родители, и дети из школы искусств. Все они сегодня ждут решения судьбы своего учреждения. До конца учебного года осталось всего полтора месяца, но в каком статусе распахнет свои двери школа 1 сентября, пока никому неизвестно.

Терпели долго

Два года назад из школы искусств уже выживали искусство. Выживали вместе с талантливыми педагогами, которые с приходом в школу нового директора Марины Валентиновны Титовой, не настроенной поддерживать традиции учреждения, уходили десятками. Учителя, став с 2000 года преподавателями общеобразовательной школы с "углубленкой", а не школы искусств, долго терпели. Они потеряли возможность отбирать одаренных детей в свое учреждение и принимать ребятишек из других регионов страны. Они перестали ездить по районам в поисках маленьких звезд. Но при этом ученики школы №1 продолжали показывать блестящие результаты: выигрывали общероссийские и международные конкурсы. Они были конкурентоспособными при поступлении в престижные вузы. И многие выпускники школы искусств сегодня работают в лучших коллективах, как в России, так и за рубежом. Когда весной 2009 года учителей, вызывая по одному, в присутствии административного совета учреждения образования, стали заставлять подписывать уведомление о том, что должность преподавателя специализированного учреждения сокращается, они взбунтовались.

"Это было последней каплей, – рассказала тогда педагог школы №1 Ольга Курбатова. – Нас переводят на должность преподавателей дополнительного образования. Школа с сокращением учебных часов по специализированным предметам меняет свой статус, дети не получат полного комплекса знаний по ИЗО, музыке и хореографии".

Мириться с новым учебным планом ни педагоги, ни родители, чьи дети пришли в школу за углубленным знаниями по предметам художественно-эстетического профиля, не стали. Письма в различные инстанции с просьбой сохранить уникальное учреждение с интернатом для талантливых ребят из районов и рассмотреть вопрос о придании ему республиканского статуса чиновники прочитали. На защиту школы искусств встали представители творческих союзов республики. Была даже создана специальная комиссия, которая должна была решить судьбу учреждения. В результате учебный план в школе остался прежним, а руководить уникальным учреждением стала Елена Тюрева, преподаватель истории и обществознания школы №40.

Работали все, а результат нулевой

Марат Тарасов
Марат Тарасов
Все здесь было достаточно спокойно до ноября прошлого года – в это время в школу из администрации Петрозаводска пришло рекомендательное письмо, где указывалась необходимость оптимизации, подразумевающей сокращение фактически всего художественно-образовательного цикла. Разница между содержанием уникального учреждения для одаренных детей и обычной общеобразовательной школой городскому бюджету обходится примерно в 7-8 миллионов рублей, не считая затрат на ученика. По мнению руководства управления образования петрозаводской администрации, в учреждении пришла пора навести порядок, привести все в соответствие с действующими нормативами. Все, что в школе №1 дается сверх общеобразовательной программы, – это нецелевое использование средств.

"Письма по оптимизации рассылались во все учреждения образования города, – объяснила ситуацию руководитель городского комитета образования, культуры, молодежной политики и спорта Лариса Подсадник. – Шла работа по оптимизации штатных расписаний. Мы неоднократно обращались к республиканским властям с просьбой решить вопрос о статусе школы №1, но ответа так и не получили".

В ноябре на уровне Минобраза республики прошло заседание, в котором приняли участие представители школы искусств, ведущих карельских вузов и городских учреждений образования повышенного статуса. Уважаемые люди обсуждали вопрос создания центра для одаренных детей. По итогам встречи был создан специальный совет, который пока никак себя не проявил. В апреле над школой искусств нависла реальная угроза в конкретных цифрах: руководитель городского управления образования заявил о сокращении педагогического коллектива художественно-эстетического профиля с 37 до 5 человек и ликвидации интерната для одаренных детей из районов республики. 32 педагога и 25 учеников из "глубинки" отправлялись на улицу.

"Два года назад глава республики Сергей Катанандов сказал, что наше учреждение будет сохранено как школа искусств! – вспоминали педагоги школы №1 на встрече с депутатами Петросовета и Законодательного собрания РК. – Была создана комиссия по нашему вопросу. Тем не менее, сегодня наше учреждение рассматривают как простую школу. Почему не решили вопрос за два года? Чем все это время занималась комиссия?"

По словам чиновников и карельских парламентариев, в течение двух лет все работали, писали письма, проводили встречи, но вопрос школ искусств – вопрос общероссийский. За учебные заведения художественно-эстетического направления пришлось заступиться даже таким именитостям, как Табаков, Спиваков, Петров и Кончаловский. Они обратились к президенту страны с просьбой сохранить школы искусств. И сегодня подготовлен проект закона, который должен облегчить жизнь учреждений образования для одаренных детей. По словам депутата Госдумы Валентины Пивненко, закон будет принят "под ключ" в конце весенней сессии.

"Сегодня говорят о том, что к 2013 году школы искусств получат совершенно новый статус – государственный, – сказал на встрече коллектива школы №1 с депутатами председатель карельского отделения Российского детского фонда, заслуженный работник культуры Карелии и России, писатель Марат Тарасов. – Но это будет в 2013! Так давайте сохраним школу в течение этих двух лет. Это наше великое приобретение! Не трогайте детей, не ухудшайте материальное положение преподавателей. Не загоняйте культурную общественность в оппозицию!"

Родители уже готовы платить

Министр образования республики Александр Селянин пообещал на днях, что школа искусств сохранит свой статус и свои программы подготовки.

"На политсовете было принято политическое решение сохранить уникальную школу, - сказал и.о. секретаря регионального политсовета партии "Единая Россия" Александр Селянин. – Дано поручение главе петрозаводского городского округа Николаю Левину, в чьем ведении находится данное учреждение образования, и мне, как министру, проработать в течение двух недель конкретные предложения, чтобы решить все вопросы".

По словам министра, никаких массовых сокращений в школе не предвидится, но исключить сокращения совсем не удастся. "Изменения будут связаны не с сокращением направлений подготовки, а только с приведением их в соответствие с действующими предельными нормативами", – заявил министр.

Какой будет новая модель школы, сегодня никому неизвестно. Но депутаты Петросовета пообещали педагогам, что при решении всех вопросов будет учитываться мнение коллектива. А родители учащихся школы №1 сегодня уже никому не верят и намерены биться за права своих детей до конца. В своем обращении они призвали депутатов Законодательного собрания Карелии включить вопрос о финансировании общеобразовательного учреждения и придания ему республиканского статуса с сохранением интерната и полного объема существующих учебных программ дополнительного образования в повестку дня ближайшего заседания парламента. В случае отсутствия положительного решения по этому вопросу авторы письма, адресованного главе Карелии Андрею Нелидову, Законодательному собранию и депутатским фракциям карельского парламента, пообещали обратиться за помощью к федеральным властям, уполномоченному по защите прав ребенка Павлу Астахову и даже в международные организации.

"Мы вправе полагать, что глубинной причиной уничтожения художественно-эстетического профиля школы являются – учитывая удобное расположение здания – прежде всего коммерческие интересы, а не забота о будущем поколении", – считают родители. Платить за обучение детей в школе №1 музыке, рисованию и хореографии многие семьи не смогут. При этом они предлагают властям "изучить возможность софинансирования… в форме долевого участия родителей… на уровне 300 рублей в месяц, бюджета города, бюджета районов для финансирования обучения детей из республики и республиканского бюджета". Как долго на этот раз чиновники будут принимать решение по школе искусств? Вопрос остается открытым.

Наталья Соколова

Комментарии

tutaevalexandr
2011-04-28 21:51:46
как сказал очень великий, но страшный человек Гитлер" хочешь поработить народ, начни убивать его культуру" дак давайте не будем уподабляться словам таких людей. карелия всегда славилась своей культурой, своими традициями,своими талантами. россии нужно не только материальное благосостояние, но и культурное. давайте держать свою" марку" и не будем делать необдуманных действий..
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.01.2017 11:35
Обществоведение
Адвокаты, представляющие интересы родителей утонувших на Сямозере детей, намерены выяснить, почему дала сбой система "112".

Чтиво

Сегодня 13:38
Кофе со сливками
Гость рубрики "Кофе со сливками" - политолог Олег Реут.

Опрос

Что делать с санкционными продуктами?