Ты где, маршрутка?

Аналитика. Тема недели
15:15, 21 Сентября 2011

На прошлой неделе многие жители Древлянки и Ключевой не смогли выехать из своих микрорайонов по причине того, что маршрутки №4 и №17, которыми они привыкли пользоваться, попросту не вышли на линию. Инцидент, как выяснилось, был вызван некими "внутренними конфликтами" в транспортных компаниях. Но опоздавшие на работу горожане вряд ли сочли это смягчающим обстоятельством. Людей, как водится, не предупредили, и им пришлось изрядно понервничать, прежде чем они смогли, наконец, уехать.

Нервничать на остановках приходится в последнее время и жителям Кукковки, которые стали отмечать странную тенденцию: уже в 10 часов вечера добраться на общественном транспорте домой из района Октябрьского проспекта и даже из центра практически невозможно. Троллейбусов не видно, а редкие маршрутки, как правило, проезжают мимо, поскольку свободных мест в них нет. А ведь 10 вечера – это не так уж и поздно. Немало людей в это время еще только возвращаются с работы. Им остается брать такси или топать, несмотря на усталость, пешком. Почему так происходит и что могло бы улучшить работу общественного транспорта в карельской столице? – поинтересовались мы у начальника городского отдела транспорта Романа Ванько.

Последний троллейбус – в 20.55

Роман Ванько подтвердил, что в июле-августе в мэрию поступали жалобы от горожан на плохую работу общественного транспорта в вечернее время в "кукковском" направлении. Но заметил, что уже сейчас ситуация улучшилась: с 1 сентября работа троллейбусов продлена, интервал движения – уменьшен. Правда, троллейбусы стали ходить ненамного дольше: в среднем, на 20-40 минут. Значительно увеличилась работа "восьмерки", но она на Кукковку не идет. Что же касается, например, "двойки", то последняя выезжает с остановки "ДСК" в 22.14 – в будни, в 21.50 – в субботу, в 22.09 – в воскресенье. "Пятерка" отправляется с "Товарной" в последний раз в 21.19, 21.36 и 20.57, соответственно. Последний троллейбус маршрута №4 выезжает с "Октябрьского" - в 20.55, 21.17 и 21.16.

"Для всех работающих и учащихся достаточно, чтобы добраться, - считает Ванько. – Да и возможности такой нет – организовать движение троллейбусов после 22 часов: слишком дорогое электричество".

По его словам, себестоимость поездки и так-то составляет 15-16 рублей. То, что "недоплачивают" пассажиры, компенсирует городской бюджет. Но возможности бюджета ограничены.

Вообще-то троллейбусники, если верить Ванько, пытаются отслеживать пассажиропоток и подстраиваться под него. Но судя по всему, получается не очень. Была, к примеру, мысль подавать дополнительный троллейбус к остановкам, располагающимся вблизи концертных и театральных площадок. Закончился поздно вечером концерт в ДК "Машиностроитель" или Муздрамтеатре - зрители выходят, а их уже поджидает рогатый. Но когда эту идею попытались реализовать, то она натолкнулась на непредвиденное обстоятельство: артиста вызвали на бис, концерт затянулся – и троллейбус, не дождавшись, уехал. А еще, замечает представитель администрации, водители неохотно ездят в ночи, потому что нетрезвая молодежь не раз била в троллейбусах стекла, нередки случаи проезда пассажиров без оплаты.

Легче заплатить штраф, чем соблюдать график

Маршрутки, конечно, заканчивают работу позже. Если судить по расписанию, то уехать на Кукковку на тех же 21-м, 22-м, 23-м можно и после 22.30. Но нет никаких гарантий в том, что, во-первых, автобус, повторимся, не будет переполнен людьми (хотя за полтора-два года в городе прибавилось 80 автобусов средней вместимости), а во-вторых, что он вообще покажется на горизонте. Несоблюдение графика движения водителями маршруток – довольно распространенное нарушение. По мнению перевозчиков, на рейсах после 20.00 особо не заработать – легче отделаться штрафом за провинность.

"Штрафные санкции, по моим меркам, просто смешные, - говорит начальник отдела транспорта, - 500 рублей на водителя за нарушение расписания движения и 2 тысячи на юридическое лицо за невыпуск автобуса. Поэтому нарушителям легче заплатить штрафы, чем нести убытки от поздних рейсов".

Ванько считает, что отучить их от столь порочной практики можно было бы с помощью ужесточения для них штрафных санкций. Для этого необходимо внести изменения в республиканский закон об административных правонарушениях. И городские власти планируют выйти в карельский парламент с предложением увеличить штрафы за нарушение правил перевозки пассажиров до 30 тысяч рублей для водителя и до 200 тысяч – для юрлица.

"Подумываем и еще над одной санкцией, в Санкт-Петербурге она уже применяется, - добавляет Ванько. - Там машину, водитель которой не работает по расписанию или намеренно сокращает маршрут, ставят на месяц на штрафплощадку. И в итоге штрафом дело не ограничивается – приходится платить также за время нахождения машины на штрафплощадке. К тому же все это время она ведь простаивает и не приносит прибыли, а это – дополнительные убытки. То есть работать с нарушениями становится невыгодно - лучше уж с меньшей прибылью".

Автобусы вместо троллейбусов

Руководитель отдела возлагает надежды и на новых перевозчиков, которые приступят к работе 1 марта 2012 года - к этому времени истекут трехлетние договоры с теми, кто осуществляет пассажирские перевозки сейчас. По словам Ванько, подготовка к конкурсу уже началась. К новым предпринимателям обещают предъявлять более жесткие требования.

"В идеале в городе должно остаться 5-6 перевозчиков, не больше, - убежден Роман Ванько. – И думаю, мы к этому рано или поздно придем. В 2003-м было 36 перевозчиков, сейчас – 14. Когда их мало – нет конкуренции. Когда много – трудно контролировать их работу, да и кадровая проблема возникает. Она и сейчас есть. Я пытался убедить перевозчиков брать водителями женщин, даже была мысль сделать полностью женский маршрут – не соглашаются. Хотя в последнее время на ряде маршрутов женщин все-таки можно увидеть. А мужчины – что? Придут, поработают два месяца - и увольняются: работа-то тяжелая. Сколько водители получают? Официально, 8-11 тысяч рублей. Но по моей информации, хотя за точность я не ручаюсь, - от 20 до 35 тысяч".

Кстати, в недалеком будущем конкуренцию автобусам частников могут составить автобусы муниципального предприятия "Городской транспорт", которое сегодня занимается исключительно троллейбусными перевозками. По словам Ванько, в министерство регионального развития РФ отправлена заявка на получение из российского бюджета средств на приобретение в течение трех лет 90 современных больших автобусов и 30 новых троллейбусов. Если заявку одобрят, то часть троллейбусных маршрутов, возможно, заменят автобусными. Городские власти считают, что и это тоже будет способствовать улучшению работы общественного транспорта в Петрозаводске.

Лидия Панасюк

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей