Религия по выбору

Аналитика. Обществоведение
16:49, 25 Октября 2011

Представители религиозных организаций поделились с чиновниками республиканского правительства своими тревогами, связанными с введением в школах Карелии учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики". Круглый стол, посвященный новому школьному предмету, состоялся в Минздраве РК 24 октября и едва вместил всех желающих послушать и высказаться.

Один из шести

Новый предмет появится в школьном расписании уже весной 2012 года, в четвертой четверти учащихся 4-х классов. После каникул, когда ребята станут пятиклассниками, они продолжат постигать азы религиозных культур и светской этики. Такой переход сделан неслучайно. По мысли разработчиков курса, как раз в тот период, когда маленький человек покидает начальную школу и приходит в среднюю, у него происходит переоценка ценностей. И важно, чтобы "отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства". Завершится курс символично – в начале ноября, когда отмечается День народного единства.

Этот урок, у которого немало как сторонников, так и противников, необычен во многом. Пожалуй, его главной особенностью можно считать право выбора одного из шести вариантов курса. Что изучать – основы православия, ислама, буддизма, иудаизма, мировых религиозных культур или светскую этику – выберут родители вместе со своими детьми. Так, во всяком случае, предполагается.

"Но давайте будем откровенны, – призвала ректор карельского Института повышения квалификации работников образования Людмила Ковру, – ни школьники, а именно их родители определяют возможности получения образования по этим модулям своих детей".

Ну, родители так родители. Главное, чтобы, как отметил один из присутствовавших представителей РПЦ, не было подтасовок. Дескать, когда этот курс апробировался в российских регионах (в течение двух лет его изучали школьники 21 субъекта РФ), кое-где аж 100% учащихся изъявили желание изучать светскую этику. Конечно, такой статистике православная церковь не поверила.

К слову, в нескольких районах Карелии (журналистов почему-то попросили не указывать, в каких именно, да и на "круглом столе" названия районов не звучали) уже провели предварительное анкетирование на предмет того, какой из шести модулей дети собираются изучать. Результаты представила главный специалист отдела Минобразования Наталья Васильева. Они схожи тем, что тройка лидеров везде одна и та же: православие, светская этика, мировые религиозные культуры. Но где-то большинство предпочло основы православия, а где-то – основы светской этики.

"Можно ли будет, в случае, если возникнут сомнения, провести собственное анкетирование?" - поинтересовался Станислав Распутин (РПЦ).

Министр образования Ирина Кувшинова разрешила и даже дала совет:

 "Мы предлагаем вам активизировать работу среди своих прихожан, тем более что, как было замечено, в этом возрасте, как правило, за ребенка выбор делают его родители. От того, насколько активно вы поработаете сейчас с родителями, будут зависеть те результаты, к которым мы подойдем по выбранным курсам".  

 

"Мировые религиозные культуры и др."

Примечательно, что часть учащихся (или их родители) не выбрали ничего вообще – таким школьникам, по словам Ковру, "предоставят право выбора внеучебной деятельности, дополнительные занятия по другому направлению". Некоторые из участников разговора связали высокий процент "отказников" с тем, что модули составлены не совсем корректно. К примеру, основы православной культуры есть, а основ христианства – нет.

"Я в размышлениях: куда мне направить своего ребенка? – поделился Сергей Мартынюк (Церковь христиан веры евангельской). – В основы светской этики – не подходит. В основы мировой религиозной культуры – тоже".

"То есть у нас протестанты опять в загоне!", – поддержали его.

"Да, курс, не учитывает всех потребностей, – согласилась Ирина Кувшинова. – Но в данном объеме он и не может их учитывать".  

"Получается, что католические, лютеранские церкви уходят в сторону и попадают в некие "мировые религиозные культуры и др.", – констатировал Мартынюк.

Представитель РПЦ Виктор Заровняев попытался в некотором смысле защитить чиновников Минобразования, но вышло как-то не очень. Мол, речь же идет об основах религиозных культур России в совокупности, и в этом плане "наибольший вклад внесли именно РПЦ и мусульманская культура, прежде всего, и другие по мере убывания".

"Если говорить о лютеранстве, – заметил Вадим Лысенко (Церковь Ингрии), – то оно в России уже как минимум 400 лет. Лютеране строили Петрозаводск, Петербург…".

"К сожалению, у нас права внесения изменений в эту программу нет. Это не наши полномочия", – констатировала министр.

 

Разведенным преподавать не рекомендуется?

Представителей Духовного управления мусульман интересовал вопрос качества обучения школьников. Предполагается, что новый предмет ребятам будут преподавать учителя начальной школы, истории, литературы. Но прежде надо будет обучить их. Эта обязанность возложена на тьютора, который, в свою очередь, еще сам только-только приступил к обучению в Москве. 

"Есть ли возможность участия духовных управлений или церкви в этом процессе? – поинтересовался зампредседателя ДУМ РК Сергей Дятко. – Учителя могут многого не знать. А многие темы очень глубокие и требуют не поверхностного, а очень хорошего знания. Мы уже подавали письмо в министерство образования насчет того, что преподается в нашем Петрозаводском университете: многие вещи не соответствуют действительности, мы на них указали".

Кувшинова признала, что без помощи религиозных объединений не справиться. Она уточнила, что сами их представители не смогут выходить в школы (это запрещено), но консультировать педагогов по необходимости – вполне.

Но сотрудник Центра по противодействию экстремизму карельского МВД Алексей Кудрявцев подверг эту идею сомнению:

"Если в Петрозаводске у преподавателей есть доступ к представителям всех конфессий, то в большинстве районов такого не наблюдается, – отметил он. – Если, скажем, по основам православной культуры у преподавателя возникли какие-то затруднения с материалом, он может прийти в храм, проконсультироваться у настоятеля. Если возникает вопрос по исламской культуре, по буддистской культуре, как в таком случае будет решаться ситуация? Если неправильно объяснить материал, мы закладываем мину замедленного действия под ребенка!".

Чиновники Минобразования, в целом согласившись, что на первом этапе подобные сложности могут возникать, заверили, что все вопросы решаемы. Мол, современные возможности позволяют учителям проводить видеоконсультации с приглашенными специалистами. Поверили, кажется, не все.

Неожиданным оказался вопрос представителя Церкви христиан веры евангельской Андрея Тимофеева, который спросил, как будут отбирать преподавателей.

"Я езжу много по Карелии, знаю учителей начальных классов, – заметил он. – И из тех, кого я знаю, многие разведены, имеют детей от разных мужей. Если они будут преподавать, то не вызовет ли отвращение у детей преподавание этих основ?".

"Что ж, – задумалась Кувшинова – давайте так: при выборе тех людей, которым будет доверена реализация данного курса, мы попросим руководителей обратить внимание и на эту сторону вопроса, в качестве рекомендации".

А председатель религиозной еврейской общины Дмитрий Цвибель и вовсе счел, что введение религиозного курса противоречит закону об образовании. 

"Очень странно у нас в России все делается. Возникнет много недоразумений на этой почве", – убежден он.

Словом, участникам круглого стола и впрямь было что обсудить, тем более что многие вопросы до сих пор остаются нерешенными. К примеру, не совсем ясно, как именно будет организована работа в школах, особенно в деревенских, в том случае, если какие-то модули выберут один-два человека. Представить, что в каждой школе или даже только в тех, где возникнет такая необходимость, будут специалисты по всем "Основам", практически невозможно. Чиновники, кажется, сами в это не верят. Нет пока определенности и по учебникам. Кто их будет издавать, за чей счет? Но самым серьезным остается вопрос того, насколько полезным окажется этот курс в принципе. И даже – не будет ли от него вреда? Многие участники круглого стола выразили опасение, что разделение детей на группы, в зависимости от того, основы какой религиозной культуры они выберут, может способствовать межконфессиональному разделению. Летом, по завершении первой части курса, министерство образования собирается организовать еще один круглый стол, посвященный новому курсу. Тогда уже можно будет подвести первые итоги.

Лидия Панасюк.

 

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей