За образование обидно

Аналитика. Обществоведение
15:51, 26 Января 2012

Учителя и родители возмущены нападками губернатора

«Ну вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье – вот чума,
ученость – вот причина».
А.С. Грибоедов «Горе от ума»

За два года работы в должности главы Карелии Андрей Нелидов ни разу не побывал ни в одной из столичных школ, что не помешало ему на последнем заседании правительства с апломбом заявить, что образование в Петрозаводске хуже чем в Лоухах. Причем сделал это губернатор публично, под софитами телекамер и вспышками фотоаппаратов журналистов. Все педагогическое сообщество в шоке от очередного «феноменального успеха» республики и компетенции доктора экономических наук.


Сказал и удалился…

Если бы с таким заявлением выступил простой обыватель, его наверняка подняли бы на смех все присутствующие в зале. Но губернатор это другое дело. Правда, и он, судя по всему, опасаясь подобной реакции или не желая попасть впросак, получив достойный ответ (а в зале были люди, способные аргументировано разбить в пух и прах точку зрения губернатора), сразу после своей пламенной речи покинул помещение, оставив в недоумении большую часть участников заседания.

Высокий уровень подготовки выпускников лицеев, гимназий и обычных школ Петрозаводска отмечают в лучших вузах России. И если бы губернатор сподобился в них побывать, то увидел бы огромное количество благодарственных писем от ректоров МГУ, СПбГУ, МГТУ имени Баумана, МГИМО, Санкт-Петербургского горного института. Ему рассказали бы о том, что в 2011 году единственным молодым ученым из России, принявшим участие в церемонии вручения Нобелевских премий, стала выпускница Лицея №1, а команда российских программистов, занявших второе место в мире, сформирована на базе Университетского лицея.

«Для наших одиннадцатиклассников поступить в вуз не проблема, – отмечает директор Университетского лицея Надежда Пекарчик. – Гораздо сложнее вопрос, какой из них выбрать. Такое же положение и в других гимназиях и лицеях Петрозаводска – 100% поступление выпускников».

Конечно, можно предположить, что у губернатора нет времени на такие мелочи, как посещение школ, но его подчиненные из Минобраза этих фактов не могли не знать. Как и того, что в рейтинге, составленном Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ Юнеско «Города, доброжелательные к детям», Петрозаводск занял первое место в России, обогнав и Москву, и Санкт-Петербург. Добавим еще многочисленные гранты, полученные учителями и образовательными учреждениями по нацпроекту «Образование», победы в региональных и общероссийских конкурсах, федеральные награды за высокий профессионализм педагогов.


Музыки маловато

По всей России для оценки образовательных результатов школ используется сформированная на федеральном уровне система независимой оценки качества образования, объективными критериями которой являются результаты выпускных экзаменов, участия школьников в олимпиадах, конференциях и конкурсах. По этим критериям Петрозаводск намного опережает остальные муниципалитеты Карелии.

– Основные показатели ЕГЭ в Петрозаводске выше средних и по Карелии и по России, – подчеркивает начальник управления образования администрации города Ирина Мирошник. – Наш город занимает первое место среди всех муниципальных образований Карелии по среднему тестовому баллу ЕГЭ по всем учебным предметам. В прошлом году 9 учеников наших школ стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школ, 87 человек заняли призовые места на региональном этапе этой олимпиады. Для сравнения – из школ остальных районов Карелии призерами стали 37 человек.

– Именно в городском образовании наблюдается большой набор инновационных практик, которые по многим позициям опережают существующую практику российского образования, – добавляет директор Лицея №1, депутат ЗС РК Эмилия Слабунова. – И оценивать нужно именно результаты. А у региональной власти центр тяжести переносится на оценку процесса вне зависимости от результата. Можно навести полный ажур во всех бумагах, но результаты будут плачевными.

Однако в карельском Минобразе, очевидно, считают иначе, и по каким-то причинам используют выборочные критерии оценки, отличные от общероссийских. Например, Университетский лицей, специализирующийся на углубленном изучении математики, обвинили в том, что там недостаточно внимания уделяется – чему бы вы думали? – музыке. А поводом стал тот факт, что на момент проверки в лицее заболел преподаватель, и этот предмет заменялся другими дисциплинами.

Что делать директору в такой ситуации? Ладно бы, финансирование из республиканского бюджета осуществлялось должным образом, чтобы можно было держать в школе двух учителей музыки, но этого ведь нет и в помине.

Учитывая большое пристрастие нашего губернатора к музыкальному жанру, остается только посоветовать директорам в случае болезни преподавателя музыки ни в коем случае не заменять предмет, а, например, устраивать коллективное прослушивание музыкального творчества Главы Карелии, благо доступ в Интернет есть во всех городских школах. Тогда, наверное, проверяющие останутся довольны.


А судьи кто?

Какую функцию в системе образования, кроме проверок, выполняет региональное министерство сказать сложно. Важные для жизнедеятельности учреждений вопросы, как показывает практика, оно решить не в состоянии. Достаточно вспомнить, сколь долгое время решался вопрос с выравниванием окладов педагогов. И сдвинулся с мертвой точки он только после того, как городские власти вынудили губернатора вплотную им заняться. Однако, глава, по-видимому, об этом уже забыл. Как забыл и про то, как принял решение изъять из бюджета города сотни миллионов рублей. Иначе трудно объяснить с чем связаны его пафосные выкрики о том, что Петрозаводск только деньги просит, а куда они уходят, непонятно.

Если бы в Минобразе работали высококвалифицированные специалисты, они давно бы уже объяснили главе, что финансирование образования происходит по остаточному принципу, что выделяемых средств не хватает даже на покупку учебников. Что подушевое финансирование из расчета около 25 тысяч рублей на ученика в год – это меньше 50% из того, что требуется в реальности. И поэтому нельзя обязывать школы 19% из фонда оплаты труда тратить на учебные расходы, потому что оставшихся 81% не хватит на выплату заработной платы. Но чиновники, наверное, слишком благоговеют перед докторской степенью губернатора, чтобы разъяснить ему всю абсурдность принятых решений. А сам он слишком впечатлен «феноменальными успехами» в экономике, чтобы обращать внимание на проблемы образования.


Министры считают иначе

Может быть, если бы дети Андрея Нелидова учились сейчас в школе, он бы по-другому оценивал происходящее. Но дочери уже выросли, а сыну до школы далековато. Хотя мог бы спросить мнение молодой супруги, которая, кстати, закончила Петрозаводскую гимназию №17 и всегда отмечала высокий уровень преподавания в ней. Ну, если не супруги, то спросил бы своих министров – их дети, как ни странно, тоже учатся в Петрозаводске, а не в Лоухах. Мы вот не поленились и спросили.

Например, министр РК по природопользованию Сергей Штрахов рассказал, что оба его ребенка учатся в Университетском лицее: «Меня все устраивает. Тем более, есть с чем сравнивать. Мои дети учились в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Университетский лицей на голову выше. На мой взгляд, здесь дают хорошее образование».

С ним согласен и министр финансов РК Игорь Усынин: «Образование оцениваю, как нормальное. Но окончательно его уровень покажут результаты экзаменов». Заметьте, акцент сделан именно на результатах ЕГЭ, а не на прочих формальных показателях. Что, в общем-то, абсолютно логично и еще раз подтверждает субъективность проверяющих из Минобраза.


Слово – не воробей

Так что же все-таки послужило причиной такой оценки петрозаводских школ? Непрофессионализм чиновников или самоуверенность начальника? Или самостоятельность города губернатору настолько покоя не дает, что он использует любой шанс для негатива. В данном случае, скажем прямо, шанс весьма неудачный. Одна неосторожно брошенная фраза – и все педагогическое сообщество, включая учеников и родителей, возмущено несправедливыми обвинениями. О чем они открыто заявляют. В итоге попытка оценить образование Петрозаводска, обернулась очередным провалом для самого губернатора.

Мария Ким

 

Галина Георгиевна Кизимова, инженер ООО "Энергокомфорт", председатель Попечительского совета Лицея №1:
– Не секрет, что в Петрозаводске есть ряд школ, выделяющихся на общем фоне. Яркий пример – лицей №1, в котором учатся мои дети. Школьников здесь не просто готовят к поступлению в вузы, но дают широкий кругозор. Что же касается качества образования, то тут ни у кого из родителей не может быть каких-либо нареканий. К каждому ученику в лицее подходят индивидуально. Учителя и администрация делают все, чтобы дети хотели учиться.

Раиса Александровна Сеняткина, преподаватель Университетского лицея:
– Мой ребенок учился в Петрозаводске. Я считаю, что уровень образования в Петрозаводске достаточно высокий. Например, в нашем лицее дети изучают предметы по углубленной программе. Также они могут посещать спецкурсы, которые учат их нестандартным способам решения задач и помогают готовиться к ЕГЭ. Учеба здесь позволила моему ребенку поступить в вуз без помощи репетиторов. Экзамены он сдал успешно. Как учитель, я могу сказать, что в нашей республике работают очень сильные педагоги. Недавно педакадемия проводила конференцию о стратегии развития физико-математического образования, в которой представители районов показывали очень интересные наработки.

 Елена Ивановна Изотова, преподаватель Лицея №1:
– Наши ребята участвуют и показывают хорошие результаты в конференциях и олимпиадах российского уровня, международных проектах и приоритетном национальном проекте "Талантливая молодежь". Они завоевывают очень престижные, единичные премии.
В прошлом году на всероссийском уровне конференции "Шаг в будущее" Карелию представляла небольшая команда. 8 человек, из которых семеро – из Петрозаводска. Перечислить все их награды трудно. Это дипломы, малые и большие научные медали. Они оказались первыми в узкоспециальных областях. Например, представили лучшие работы в области наносистем и материалов, теоретической и экспериментальной физике.
Каждый год у нас есть такие яркие примеры. И они не случайны. Это не ситуативные прорывы, а системная работа.

Елена Николаевна Герасимова, преподаватель Лицея №1:
– Оценка качества образования в Петрозаводске с точки зрения документооборота мне кажется не совсем правильной. Если говорить о результатах муниципальной системы образования, в прошлом году Петрозаводск вышел на первое место в программе "Город, благожелательный к детям". Даже эта победа на уровне России говорит о том, что у нас создается безопасная и развивающая среда.

Николай Арсенов, 11-классник университетского лицея:
– Я категорически не согласен с мнением, что образование в Петрозаводске плохое. Лично меня в моей учебе все устраивает. У нас очень хороший уровень. Интересны как школьная жизнь, так и предметы. Учителя помогают нам во всем.
Когда я участвовал в олимпиадах и конференциях, я сталкивался с учащимися других школ. Могу сказать, что в городе есть много выдающихся школьников.

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей