Аналитика. Капитал
11:38, 10 Апреля 2012

Ларькам объявили «цивилизованную» войну

К 2015 году с улиц Петрозаводска исчезнут около 200 ларьков, а оставшиеся вместо пива будут торговать цветами, овощами и сувенирами.

Сегодня в карельской столице насчитывается 475 объектов мелкорозничной торговой сети. Исходя из разработанной городским управлением схемы размещения нестационарных торговых объектов, в течение трех лет количество ларьков сократится в полтора раза. Первыми под снос пойдут киоски, установленные самовольно, следом – расположенные на инженерных коммуникациях, закрывающие угол обзора для автомобилистов и не вписывающиеся в прочие СанПины. Впрочем, многие точки могут закрыться и без посторонней помощи. Доход с продажи пива формирует 50-60% прибыли киосков, в которых продается этот пенный напиток. Но согласно федеральному закону, уже с 1 июля 2012 года пиво запретят продавать на остановках, с 1 января 2013-го – в остальных нестационарных объектах. Вследствие этого, поменяется и ассортимент. Ожидается, что место классических продуктовых ларьков займут цветочные, сувенирные, а также киоски, предлагающие печатную продукцию, выпечку, овощи и фрукты.

Предприниматели бьют тревогу: их бизнес кошмарят со всех сторон! А ведь они и налоги в бюджет перечисляют (только за аренду с каждого ларька ежегодно в городскую казну поступает, в среднем, 60-70 тысяч рублей), и рабочими местами тысячи горожан обеспечивают, и конкуренцию другим торговым точкам составляют, и даже остановки содержат за свой счет. Но чиновники разводят руками: новые правила игры диктует не только федеральный центр, потребовавший от местных властей придать мелкорозничной торговле цивилизованный вид, но и само время. Если в 1990-х ларьки предлагали покупателям продукты и прочие товары, которые в магазинах было днем с огнем не сыскать, то сегодня они выигрывают, в основном, за счет удобного месторасположения, в редких случаях – благодаря своей ценовой политике.

Роман Гуров, Николай Тренькин и Игорь Гребеник
Роман Гуров, Николай Тренькин и Игорь Гребеник

«Изначально цель нестационарной торговли – обеспечить товарами те районы, где нет торговли стационарной, и по идее, уличные киоски должны быть мобильными, – говорит начальник управления потребительского рынка мэрии Петрозаводска Василий Банира. – Но вместо этого они прирастают, как грибы, укореняются – с места не сдвинуть. Это неправильно. А сейчас даже строители идут по другому пути: появляется новый дом, и в нем первый этаж отдается под торговлю, общественное питание и т.п. Нестационарная торговля в том виде, в котором она была раньше, должна прекратить свое существование».

Вообще, у городских властей масса претензий к ларечникам. К примеру, был случай, когда торговые павильоны ставили в непосредственной близости к жилым домам, и коммунальщикам даже снег с крыши некуда было скинуть. Впрочем, гораздо более распространены другие нарушения. Многие предприниматели грешат тем, что выходят за рамки выделенных под торговлю 6 кв.м. площади, загромождая остановку холодильниками или расширяя ларек до мини-магазина с входом. Есть и те, кто сдает помещения в субаренду. В результате, проверяющим некому адресовать просьбы прибраться вокруг торговой точки, поменять вывеску, вымыть окна. Но и добросовестные бизнесмены – не редкость. С ними городские власти готовы вести диалог и даже идти им на уступки – конечно, в рамках имеющихся у них полномочий.

Изначально схема размещения нестационарных торговых объектов в карельской столице предусматривала, что к концу 2014 года в Петрозаводске останется 276 мест для организации торговли, причем участки эти предполагалось вынести на аукционы. Если бы это произошло, то городской бюджет пополнили бы сотни миллионов рублей, которые можно было бы потратить на решение насущных проблем. С другой стороны, в таком случае многим предпринимателям пришлось бы навсегда распрощаться со своим ларечным бизнесом, даже если в течение многих лет они исправно платили все налоги, вкладывались в благоустройство территории вокруг торговых точек и вообще не имели никаких нареканий к организации своего дела.

«Постановление, предполагающее такое развитие событий, было подписано в конце января, и среди предпринимателей, конечно, пошла волна возмущений, – рассказывает член правления КРОО «Возрождение малого и среднего бизнеса» Роман Гуров. – Выходило, что в течение 2012-2014 гг. администрация фактически намеревалась лишить всех нас работы. Посудите сами: если места под торговлю выносятся на конкурс, то побеждает тот, у кого больше денег. А того, кто на протяжении долгих лет вкладывал в этот участок свои средства и свою душу, оттуда попросту выкидывают, он остается ни с чем. Словом, ситуация нас крайне взволновала, и мы начали стучаться во все двери. И достучались.

В конце марта в мэрии состоялась встреча представителей малого предпринимательства с первым заместителем главы города Евгением Журавлевым – встреча, которую можно, пожалуй, назвать исторической. Власти города приняли ряд непростых для себя решений, внеся существенные изменения в схему размещения нестационарных объектов и сделав тем самым переход к цивилизованной торговле для предпринимателей менее болезненным. В частности, было определено, что к 2015 году в городе останется 289 ларьков (вместо запланированных в первом варианте схемы 276), эти торговые места не будут выставляться на аукционы, сохраняют свое действие договоры, заключенные на неопределенный срок). Городская власть услышала предпринимателей.

Председатель правления общественной организации предпринимателей Николай Тренькин, а также Роман Гуров и другие члены правления – Игорь Гребеник и Галина Нестерова – вспоминают, что мэр Андрей Демин долгое время оставался единственным градоначальником, с которым представителям малого бизнеса удавалось вести конструктивный диалог.

«Сергей Катанандов нас не воспринимал», – говорит Тренькин.

«А Масляков про нас вспоминал только перед праздниками, чтобы мы выступили своего рода спонсорами, материальную помощь оказали, – перед Днем города, к 9 Мая, – добавляет Гуров. – Мы, конечно, не отказывались, все-таки в этом городе живем, работаем на его благо. Но, к сожалению, этими просьбами наши встречи с мэром и ограничивались. И вот теперь, при нынешней городской власти работает совет по малому бизнесу, который раз в квартал собирается у Евгения Журавлева, где мы можем поделиться своими тревогами, обсудить проблемы, даже добиться их решения. Хочется поблагодарить администрацию Петрозаводска за то, что она повернулась к предпринимателям лицом».

Яна Яковлева

Комментарии

Иванов
2012-04-13 22:07:25
Написал бы какой у нас плохой губернатор, все бы было нормально, а как про другое, так сразу стерто.. свобода слова однако!
Иванов
2012-04-13 19:35:25
Тренькин - вор!
Пионер
2012-04-11 09:30:22
Правильно и сделают, что снесут... Бизнесом это можно назвать с большой натяжкой. Вон в Питере - всё под корень выкосили (только павильончики пока не трогают)... Цивилизованнее нужно быть, господа. "Пойло шаговой доступности" пора давно было позакрывать - основной бизнес ларечников на продаже "слабококтейльной синьки", "бадяжного баночного спиртопива" и прочего, здоровья особо не приносящего.
Гость
Выбор читателей

Чтиво

25.05.2017 15:12
Без политики
В мэрии Петрозаводска поспорили о языческих символах на камнях, которыми хотят украсить парк "Ямка", и обсудили, чем пахнет в карельской столице.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?