«Лебединая песня» карельского балета?

Аналитика. Обществоведение
13:11, 25 Мая 2012

Вместе с худруком Музыкального театра Кириллом Симоновым уходит и его балет.

5 и 6 июня Музыкальный театр Карелии представит на своей сцене знаменитый балет Сергея Прокофьева «Золушка». Петрозаводская публика, возможно, в первый и последний раз увидит уникальный по замыслу и масштабности проект, премьера которого состоялась на прошлой неделе. В следующем сезоне в театре будет работать другая балетная труппа с новым худруком. Сможет ли она осилить репертуар, созданный здесь в течение последних трех лет под руководством известного хореографа Кирилла Симонова, пока неизвестно. Но то, что с уходом из театра постановщика такого уровня как Симонов карельский балет многое теряет, сегодня мало кто сомневается.

Не могу так больше жить

"Золушка" – это некая лебединая песня моя, – сказал накануне премьеры балета Прокофьева пока еще художественный руководитель балета Музыкального театра Кирилл Симонов. – Я очень люблю эту партитуру, люблю этот спектакль, люблю этот театр. Для меня это очень болезненно. Эта работа сделана с большой любовью. Но мой контракт с театром заканчивается. Я уезжаю».

"Вы не будете продлевать контракт?" – поинтересовались мы у хореографа.

"У нас есть министерство культуры, – ответил Кирилл Симонов. – Задайте его представителям этот вопрос".

В театре, конечно, не ожидали, что Симонов уйдет в конце сезона, но внутреннее были к этому готовы. Храм Мельпомены слишком долго по меркам жизни танцора балета находился в сложном положении. На постановки карельский Минкульт не выделял ни копейки. У балетной труппы, собранной Кириллом Симоновым к открытию театра после ремонта, был мизерный репертуар. А ведь в Карелию приехали молодые танцовщики, с амбициями. Они хотели развиваться. Но театр не мог им предоставить такой возможности. У Кирилла Симонова в 2010 году не случилось ни одной премьеры. После поставленных им "Ромео и Джульетты", принесшей исполнителю роли Меркуцио Владимиру Варнаве "Золотую маску", и "Щелкунчика" работы в Музыкальном театре у востребованного в России и за рубежом хореографа практически не было. В течение двух сезонов он, отказываясь от различных предложений, ждал, когда чиновники исполнят свои обещания и балет заживет полноценной творческой жизнью. Не дождался.

"Не могу так больше жить и губить свою карьеру ради каких-то непонятных ожиданий, – признался Кирилл Симонов перед отъездом. – Я сидел в Петрозаводске, который не является балетным городом, и пытался что-то сделать. А руководство республики не делало ровным счетом ничего. Я не могу ждать, пока у губернатора и министра произойдет озарение. Если этим людям не нужна культура, и они хотят плодить быдло на улице, то я бессилен. Не могу устроить самосожжение на площади, рассказывая людям, что необходимо растить детей на таких спектаклях, как «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта» и «Золушка». Если это чиновникам не надо, то мне с ними не по пути".

Министр не "фея"

Каким же образом на карельской сцене появилась "Золушка", поразившая своим великолепием многих зрителей в дни премьеры? Спектакль, в котором занято большое количество артистов и для которого сшито более 200 костюмов, состоялась благодаря "фее". Когда все уже потеряли надежду на то, что театру удастся выпустить грандиозный проект со сценографией, выполненной лауреатом "Золотой маски" Эмилем Капелюшем, нашелся меценат. Петрозаводчанка, много лет проживающая в Москве, посмотрела балет Симонова "Ромео и Джульетта" и решила помочь карельскому храму Мельпомены.

18 мая, в день премьеры, она сидела в зале театра, и вместе со зрителями следила за трагической историей любви молодых людей, произошедшей в тяжелое для страны время – в 40-е годы 20 века. После спектакля женщина была готова сделать еще один подарок родному городу – "вложиться" в новый проект Симонова. Вот только давать деньги оказалось уже некому.

" Я работал во многих театрах страны, и всегда министры культуры мало того что на премьеру приходили, так они еще посещали генеральную репетицию, – поделился Кирилл Симонов. – Они всегда общались с артистами, благодарили. А Елена Викторовна Богданова даже не соизволила подняться к танцорам после окончания премьерного спектакля "Золушка". Как после этого здесь будут работать артисты?! Они же все это знают, понимают, чувствуют. Не будет здесь никого. Останутся в Петрозаводске только троечники и двоечники, которых никуда не взяли, и будут танцевать несчастную «Жизель» третьего сорта. Об авторском театре, авторском лице труппы можно забыть. Может быть, произойдет чудо и придет сильный человек, под которого дадут деньги. Но господин Гергиев сюда не придет работать. И все соглашения, подписанные между ним и руководством республики, – это полная ерунда. Хотя за Гергиевым министр культуры бегала на задних лапках. Это было противно и омерзительно".

Симонов уже уехал из Петрозаводска. В его планах Новосибирск, потом Братислава, позже Саратов и Воронеж. А в театре планируют, как жить дальше. Потерять репертуар легко, а вот создать новый совеем непросто.

"Конечно, очень жаль, что так произошло, – считает директор Музыкального театра Елена Ларионова. – Постановщик уровня Кирилла Симонова – это большая удача для театра, города и республики. Фактически авторская балетная труппа на сегодняшний момент свое существование в нашем театре заканчивает. Бояться поздно, когда врач поставил диагноз. Это надо пережить. Надо надеяться на лучшее, планировать жизнь после выздоровления. Главное – устоять на ногах".

Наталья Соколова

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей