"Родителей лучше не пугать"

Аналитика. Обществоведение
16:39, 28 Августа 2012

Заметки с курсов о "религиозной культуре" для обыкновенных училок.

С 1 сентября в карельских школах, как и во всех российских, начнут преподавать новую обязательную дисциплину – Основы религиозных культур и светской этики. Споры о том, нужно это или нет, не утихают до сих пор. Тем не менее, решение уже принято, и летом школьных педагогов начали срочно «обучать» новому предмету, чтобы они, соответственно, учили детей. Педагоги из районных школ приглашались в Петрозаводск в Институт повышения квалификации учителей. Но в двух районах – Лахденпохском и Сортавальском – справились своими силами. Учителей готовили на местах, на специальных десятидневных курсах, а экзамены они сдавали петрозаводской комиссии по «Скайпу». Видимо, решили сэкономить на разъездах.

Поскольку преподавать предмет будут четвероклассникам, в основном, на курсы приглашались учителя младших классов. Из двадцати педагогов, которые прошли курсы обучения в Лахденпохья, только три учителя были «предметниками» (преподавателями Мировой художественной культуры).

Обучение учителей азам нового предмета является настолько специфичным этапом его внедрения, что рискует остаться никем не освещённым. А ведь именно этот этап является тем связующим звеном между разработкой курса на бумаге и реальными школьными уроками, которое и определяет то, каким же в результате будет спорный предмет. Нам удалось проникнуть в кузницу, где "из того, что было" ковалось это звено…

Учителей Основ религиозных культур, которых, кстати, обнаружилась катастрофическая нехватка, «изготавливают» в течение 72 часов. Вам страшно доверить ребёнка такому "специалисту"? Учителям поначалу было страшно никак не меньше. Педагоги, оказавшись в роли обучающихся, в первый день занятий заходили в аудиторию с испуганными, как у первоклассников, лицами, чуть ли ни крестясь на угол, в котором почему-то не повесили икон. Перешёптываясь, пытались вспомнить десять заповедей. "Ну что, будете нас религии учить?" – нервно похихикивая, спрашивали они. Но педагогов быстро успокоили: "От вас не требуется глубоких знаний. Вы учителя, которые формируют нравственность ребёнка".

Не подумайте, что это отсебятина попавшегося нам лектора, за те же 72 часа натасканного на обучение недостающих кадров – он лишь озвучил установку государственной образовательной политики, предполагающую прежде всего воспитательный характер вводимого курса.

Что бы там ни формировали наши педагоги, делать это им приходится, исходя из объёма материала, предусмотренного конкретным модулем курса, который они преподают: Основы мировых религиозных культур, Основы православной, исламской, буддийской или иудейской культуры, Основы светской этики. Едва пролистав учебники, новоиспечённый специалист признает себя негодным к преподаванию любого из них. Здесь с особенной силой проявляется та истина, что учитель – отнюдь не профессия, а призвание.

Общее невежество уравняло будущих учителей Основ религиозных культур как с собственными учениками, так и с "тьютором". Как только это стало ясно, атмосфера на курсах сложилась непринуждённая, и педагоги весёлой гурьбой отправились навстречу удивительным открытиям в области религии.

На курсах педагоги достаточно близко ознакомились с "традиционными религиями", чтобы испытать хотя бы первичный шок. Например, они узнали (так случилось, что в рамках изучения исламской культуры) историю о принесении Авраамом в жертву своего сына. Раздались вопли ужаса: "Какая жестокая религия этот ислам!" Лишь невежество в отношении общего между иудаизмом, христианством и магометанством уберегло их от тройной психологической травмы…

По душе пришёлся иудаизм – аудитория радостно загалдела, узнав из презентации, что евреи тоже празднуют Пасху. Вопрос, почему нет у иудеев к тому же еще и Рождества, повис в воздухе: тьютор зачитал с экрана о 19 томах Талмуда, состоящих из 2 947 страниц, о вере во Единого Бога и Мошиаха, но о разнице между иудаизмом и христианством не сказал ни слова. Ничего, догадались сами: "Так иудаисты – это тоже христиане!"

А вот буддизм оказался не ко двору, особенно для пожилой части аудитории: как же, для буддистов этих свастика – священный символ! (благо, карельские учителя не знают о свастике, до сих пор остающейся одним из основных военных символов соседней Финляндии).

Самые живые впечатления педагоги получили от встречи с представителями конфессий. За неимением в окру́ге мусульман, иудеев и буддистов, пригласили православного священника, старосту лютеранской общины и пастора местных пятидесятников (то, что настоящими специалистами являются религиоведы и культурологи, а вовсе не адепты соответствующих конфессий, организаторам в голову не пришло). Поп с красноречивой фамилией Цап оказался труслив: сказав для начала, что для беседы ему требуется благословение епископа, уже накануне встречи отговорился "семейными обстоятельствами". Так что пришлось слушать лишь оставшихся двоих – связиста и водителя по профессии.

Учительниц, например, живо интересовало, могут ли они зайти в кирху в брюках. А без платка? А накрашенными? Ответы лютеранина публику порадовали, а вот пятидесятник, отвечавший то же самое на те же вопросы, постоянно сыпал цитатами из Библии, чем вызвал отношение настороженное. Мы, в свою очередь, пытались задавать вопросы посерьёзней, но связист и водитель на них ответить затруднялись, а учителя злились и перебивали.

Особыми познаниями головы учителей не перегружали. Оправдываясь, тьютор обнадёживал коллег: литературы, мол, сейчас много, сами найдёте. Он сам оказался блестящим примером того, как Интернет позволяет даже полному профану легко и быстро разобраться в любых вопросах: слушатели узнали, что "Соборы на территории России не проводились с IX века", "в Греции государство определяет то, какая будет религия", что миропомазание совершается на полиелее, и многое другое в таком духе.

С первого дня выяснилось, что новые учителя (что особенно хорошо видно на примере самого культурно близкого им модуля, Основ православной культуры) не только не разбираются, но вряд ли вообще способны разобраться в предмете, не желая этого делать. Что, впрочем, отчасти извинительно для людей, которых министерство образования рассматривает как педагогов-универсалов: с одной стороны, вынуждая преподавать то, в чём они не являются специалистами, с другой – и не требуя от них профессионализма.

Курсы были подытожены экзаменом, к которому учителя готовились все десять дней их проведения. Состоял он в защите конспекта урока, составленного за это время по самостоятельно избранной теме. Комиссия вопреки обыкновению подошла к делу всерьёз, и с лёгкостью "заваливала" немощные попытки учителей справиться с новым предметом. Но эта "серьёзность" лишь подчеркнула абсурдность ситуации: будь испытуемые студентами младших курсов педагогических вузов, критика пошла бы им на пользу, а здесь она стала лишь показательным унижением практикующих педагогов. Надеявшиеся на зачёт "автоматом", выпоротые учителя успокаивали друг друга: "Начальство на то и поставлено, чтобы критиковать. Наше дело написать, их дело поругать – надо же показать, что тоже не зря зарплату получают". И действительно, удостоверения о прохождении курсов были выданы всем без исключения.

Что же будут делать несчастные педагоги, при всём желании не могущие подготовить удовлетворительные уроки и вынужденные опираться на такие неадекватные во всех смыслах учебники, как учебник Кураева? Разумеется, постараются как можно больше использовать модные нынче ИКТ – информационно-компьютерные технологии. То есть не просто по запросу "христианская семья" будут вытаскивать из поисковика откровения типа "царь Николай – самый великий, он за вечерей всех ближе к Христу", но и покажут деткам массу наглядности.

Думаете, это то, о чём давно кричат атеисты: угроза религиозной пропаганды нависла над школой? Нет, опасность заключается скорее в неразборчивости педагогов, которые будут пичкать детей тем, что сами найдут или добрые люди посоветуют.

Несмотря на всю эту стерилизацию религиозной проблематики, предмет настолько взрывоопасен, что это понимают даже ответственные лица. Представитель районного управления образования робко пожелал педагогам преподавать так, "чтобы не возникало никаких вопросов ни со стороны родителей, ни со стороны общественности". Заглянул на курсы и представитель прокуратуры. Демонстративно полистав учебники, он попугал учителей будущими проверками. Те, впрочем, и без него уже затвердили, что попов на уроки приглашать нельзя, а вести детей на экскурсию в храм можно только с письменного разрешения родителей. Но знают они и другое: для демонстрации видеозаписей (например, богослужения) никаких разрешений не требуется. Материала в Интернете хоть отбавляй, и чем порадуют детишек в новом учебном году, зависит лишь от воли случая. Какие-нибудь "Страсти Христовы" впечатлят посильнее, чем банальное посещение храма.


Итак, вновь зададимся вопросом: насколько серьёзна здесь угроза религиозной пропаганды? Руками учителей преподавание "религиозных культур" пытаются использовать как инструмент для воссоздания неких ценностей. Где проходит грань между религиозной культурой и самой религией, и как преподавать, оставаясь в рамках культурологического подхода, тьютор пояснить не смог, возможно, даже не поняв вопроса. "Всё в ваших руках, – повторял он, поясняя, что всё зависит от того, как предмет преподнести. – Родителей лучше не пугать, и называть предмет "Основами духовно-нравственной культуры народов России". Учебник называется по-другому, но смысл ведь этот". Учителям и тут всё ясно: религию надо разложить на веру и нравственность, не принимая первый компонент всерьёз.

Впрочем, даже такие люди никогда (вопреки идее курса) не научат детей толерантности. Не потому, что проговорятся, расписав, скажем, уничтожение Мухаммедом языческих идолов вокруг Каабы. Не потому, что они будут навязывать религиозные воззрения, на самом деле глубоко чуждые им самим, – а лишь в силу своей малокультурности.

В общем, побывав на курсах подготовки учителей, мы так и не поняли, чего же хотело государство. В любом случае, преувеличивать опасность заговора клерикалов не стоит. Пока нет ни кадров, ни идей, а воспитание потребителей религиозных услуг осуществляется и вне зависимости от школы. Даже если бы заговор и существовал, то он умер в зародыше, ещё не дойдя до школьников.

Роман и Дарья Нуриевы, Лахденпохья

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей