Вместо "скорой" – врач из поликлиники?

Аналитика. Обществоведение
15:03, 30 Октября 2012

С января 2013 года привычную для всех Скорую медицинскую помощь ждут преобразования. Она официально будет разделена на непосредственно скорую и неотложную. По звонку на номер 03 к одним больным будут приезжать врачи со «скорой», а к другим – медики из ближайшей поликлиники. Понятно, что и сроки приезда к пациентам будут разными.

Почему государство решило провести разделение, как собираются внедрять эту систему в Карелии, и что ждет нас в связи со всеми этими преобразованиями, мы попытались выяснить у чиновников и врачей.

Около месяца назад на заседании общественного совета начальник управления организации медицинской помощи карельского Минздрава Андрей Михайлов впервые публично объявил о грядущих изменениях. Аргументируя необходимость реформ, он пояснил, что «скорая помощь необходима, если есть непосредственная угроза жизни человека, а неотложная – когда явных признаков угрозы нет». По словам чиновника, сейчас скорая помощь зачастую выезжает на вызовы, которые не должны обслуживаться скорой помощью. Процент таких вызовов, как пояснил Михайлов, достигает 60. По сути, это «перевозка пациентов и оказание неотложной помощи». Уже сейчас министерством ведется работа, призванная «снизить число неэффективных вызовов скорой помощи и, как следствие, снизить неэффективные расходы». То есть, одним из главных поводов, почему затеивается реформа, открыто декларируется необходимость экономить.

До января 2013 года Министерством здравоохранения будет разработан перечень показаний для скорой и неотложной помощи, позволяющий четко разделять поступающие вызовы. И с нового года вызовы по телефону 03, которые квалифицируются как неотложные, диспетчер будет переадресовывать в поликлинику. Потому что вызов врача из поликлиники государству обходится намного дешевле, нежели вызов «скорой».

Членами общественного совета на том же заседании были высказаны первые опасения, что реформа будет иметь негативные последствия. Так, детский хирург, профессор, заведующий кафедрой детской хирургии ПетрГУ Игорь Григович прямо заявил, что «диспетчер не может решить, насколько быстро надо приехать к больному. Потому что есть люди, которые могут при очень серьезных заболеваниях предъявлять мало жалоб, а иногда по пустяку могут устраивать истерику по телефону». По мнению Григовича, «изменение статуса скорой помощи, введение этого понятия «неотложная» резко ухудшит ситуацию с оказанием медицинской помощи в Карелии».

Впрочем, другие специалисты не видят в грядущих преобразованиях серьезных угроз. Например, главный врач БСМП Алексей Хейфец считает, что это уже давно нужно было сделать: «Изначально скорая помощь была создана, чтобы оказывать помощь людям с травмами, инсультами, инфарктами и другими проблемами со здоровьем, угрожающими жизни человека. Но у нас в стране скорую помощь стали вызывать в тех случаях, когда человек вообще в принципе себя плохо чувствует: температура, болит спина, давление поднялось... И сейчас эта традиционная российская система дала сбой. Вызов скорой помощи обходится государству достаточно дорого, около 2 тысяч рублей. Машина скорой помощи оснащена специальным оборудованием, необходимым для реанимирования больного. Получается, это весьма неэффективно – отправлять ее на вызов к человеку «с температурой», где из этого арсенала ничего не потребуется».

Алексей Хейфец привел и другой пример: «Сейчас бригады скорой помощи делают около 300 вызовов в день, в период эпидемий – 400. Одна бригада в смену делает около 20 – 26 выездов. Среди них есть вызовы, которые попадают под определение «неотложные». И тут важно понимать критерии эффективности. Например, женщина собирается рожать, патологии нет. Она вызывает «скорую», и ее отвозят в роддом. Получается, она просто наняла «такси», которое обходится государству в 2 тысячи рублей. Я считаю, – это неэффективный вызов. Хотя женщине, конечно, так удобнее».

Очевидно, что реформа потребует изменений в работе диспетчерской службы, которой придется строго следовать перечню показаний для скорой и неотложной помощи, разрабатываемому Минздравом.

Руководитель Станции скорой медицинской помощи Петрозаводска Наталья Седлецкая считает, что специалисты в принципе к такой работе готовы, поскольку вызовы и раньше делились по срочности. И у диспетчеров достаточно квалификации, чтобы разобраться с каждым случаем. «На станции скорой помощи работают 18 бригад врачей, которые находятся на вызовах практически постоянно, получая следующий вызов по рации. Звонки от больных поступают в диспетчерскую службу станции скорой помощи, где их круглосуточно принимают четыре фельдшера и старший врач смены, которые опрашивают человека, осуществляющего вызов. Исходя из полученных данных о состоянии человека, определяется срочность вызова: либо машина отправляется сразу, либо вызов обслуживается в течение часа».

Да, сейчас очень часто бывает, что врачи «скорой» приезжают, чтобы «дать таблетку от температуры или сделать укол». «Мы не отказываем никому, – говорит Наталья Седлецкая. – По статистике, 37% вызовов поступают от людей старше шестидесяти лет».

Главный врач Станции скорой помощи видит в реформе большой плюс. «После перевода вызовов по неотложной помощи поликлиникам, будет больше свободных бригад для оказания помощи в крайне серьезных ситуациях. Должен быть резерв, готовый к незамедлительным действиям. К тому же, это хорошо, что оказывать неотложную помощь будут врачи поликлиник: «Такой медик при себе будет иметь «укладку» с медикаментами. Он может посмотреть карточку больного, выяснить, какое лечение уже проводилось, расспросить лечащего врача, выписать «больничный» и назначить лечение. Именно в поликлинике можно провести полное обследование состояния здоровья человека».

С вопросом о том, как неотложная помощь будет осуществляться непосредственно на местах, мы обратились к главному врачу поликлиники № 3 Сергею Шостаку – Крицкому, который пояснил:

«Регистраторы поликлиники будут принимать вызовы, переадресованные «скорой», и переводить их на участкового врача либо врача квартирной помощи. К больному в течение двух часов должны прийти или приехать, в зависимости от отдаленности района, врач и медсестра. В принципе, такая работа поликлиниками давно ведется. С введением определения «неотложная», число вызовов врача на дом увеличится, но это будут люди, приписанные к данной поликлинике. Среди них больные с хроническими заболеваниями, которым приезд «скорой» может оказать лишь кратковременную помощь, а потом им все равно придется идти к участковому врачу».

Примечательно, что по вызовам на оказание неотложной помощи специалисты поликлиник будут приезжать к пациентам только в рабочие часы (по графику работы поликлиник). Если больному потребуется срочная госпитализация, ему будет вызвана «скорая» помощь. Вызовы врача поздно вечером и ночью будут однозначно осуществляться «скорой».

В результате реформы чиновники ожидают, что объем помощи больным останется прежним, но при этом у «скорых» разгрузится дневное время для оказания помощи пациентам с реальной угрозой для жизни, потому что время ожидания приезда врача сократится.

Подготовила Ольга Норкина

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей