999 руб.
/
1500 руб.
-33%
Экономия 501 руб
1999 руб.
/
2500 руб.
-20%
Экономия 501 руб
4990 руб.
/
5850 руб.
-15%
Экономия 860 руб
499 руб.
/
790 руб.
-37%
Экономия 291 руб
Аналитика. Обществоведение
13:11, 30 Ноября 2012

От ОРКСЭ – "каша в голове"

В школах Карелии, как и по всей России, с сентября этого года четвероклассники начали изучать основы религиозных культур и светской этики. С какими проблемами столкнулись преподаватели ОРКСЭ и как относятся к новой дисциплине школьники – эти вопросы специалисты обсудили на заседании координационного совета по введению курса, которое на днях состоялось в республиканском Институте повышения квалификации работников образования.

Предмет "не для всех"

По данным регионального Минобразования, в Карелии ОРКСЭ изучают более 6,3 тысячи школьников, он преподается во всех четвертых классах без исключения. Почти 60% ребят изучают в рамках нового курса светскую этику, каждый четвертый – мировые религиозные культуры, менее тысячи человек – основы православной культуры. Остальные три модуля выбрали единицы.

"Неслучайно большинство школ решили остановить свой выбор вместе с родителями на курсе "Основы светской этики". Наверное, он казался более понятным, более легким для реализации, хотя, как выяснилось впоследствии, и там тоже есть свои подводные камни", – отметила преподаватель ОРКСЭ и заместитель директора Заозерской средней школы Юлия Никонова.

Под "подводными камнями" она подразумевала "слишком сложное изложение содержания" в учебниках, "мелкий шрифт в текстах приложений", тот факт, что не у каждого школьника есть возможность "пользоваться диском, который идет к учебнику". Более того, "иллюстрации в учебнике не всегда соответствуют теме урока".

"Самый сложный курс и самый сложный учебник – это "Основы светской этики, – согласилась учитель ОРКСЭ из Пряжинского района Ольга Санникова. – Тяжело детям, я же вижу, что у них каша в голове".

Впрочем, сложность подачи материала присуща, по мнению педагогов, и учебникам других модулей. Вот почему при ответе на вопрос об отношении к новому курсу почти треть 4-классников отмечают, что предмет им нравится, но дается тяжело.

"Мы провели микро соцопрос наших детей, которые обучаются по данному курсу. В анкетировании принимало участие 80 детей, из которых 67% одобрительно отозвались об этом курсе, – сообщила главный специалист управления образования Петрозаводска Светлана Червова. – А 30,5% ребятишек говорят: "Мне нравится (ОРКСЭ), но…" и называют очень трудный понятийный аппарат, очень трудные слова, очень трудный учебник и очень трудный предмет".

По мнению Червовой, курс ОРКСЭ рассчитан отнюдь не на среднестатистического ученика и совсем не на среднестатистического родителя. И хотя предполагается, что кое-какую работу ребенок должен делать дома вместе с мамой и папой, некоторых родителей домашние задания своей сложностью "повергают в шок".

Участники разговора пришли к выводу, что материал необходимо упростить. Пока же им самим приходится адаптировать его с учетом возрастных особенностей четвероклашек, специально тратить на уроке время на разъяснение сложных терминов. Учителям это тем более сложно, что они сами испытывают недостаток в знаниях.

 

"На халяву" в класс не придешь

В рамках подготовки к введению ОРКСЭ более 300 педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации. Свыше половины из тех, кто сегодня обучает карельских школьников новому предмету, – это учителя начальных классов. Следом идут учителя истории и обществознания (примерно четверть от общего количества), педагоги мировой художественной культуры (16%), несколько учителей русского языка и литературы и "прочие педагогические работники", как было отмечено на заседании.

При этом, что любопытно, самая многочисленная группа учителей оказалась наименее подготовленной к курсу.

"По данным нашего мониторинга, наиболее подготовленными и наиболее успешно внедряемыми этот курс являются учителя МХК. Далее – учителя русского языка и литературы, учителя истории и только после этого – учителя начальных классов", – сказала заместитель министра образования РК Татьяна Васильева.

Многие участники круглого стола с ней, правда, не согласились, но попросили внести изменения в программу подготовки педагогов.

"Мы не отказываемся от новизны, готовы работать по этому курсу, но уж в очень короткие сроки мы должны были подготовить наших учителей", – отметила Червова.

"Недостаток знаний требует от учителей длительной подготовки к уроку. Прийти в класс, мягко скажем, на халяву и провести урок, даже обладая огромнейшей базой всех наработок по всем модулям, все равно не получается, – призналась Никонова. – Педагоги испытывают дефицит знаний и были бы благодарны и министерству образования РК, и Институту повышения квалификации, если бы были организованы подобные курсы, но не по всем шести модулям, а по отдельным направлениям".

Каких вопросов еще коснулись? Некоторые школы до сих пор не закупили необходимое количество учебников. По-прежнему не все родители одобряют введение курса. "Появляются проблемы, связанные с тем, что у учителя начальных классов снимаются часы, передаются специалистам, и как тогда сохранить ставку учителю начальных классов, за счет чего? Это головная боль для руководителя", – добавила Светлана Червова.

Впрочем, есть, по мнению педагогов, и положительные моменты, связанные с введением курса.

"Курс помогает учащимся стать более образованными, толерантными людьми, развивает их творческие способности. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях, – убеждена Юлия Никонова. – Изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, ее культуре, традициям своей семьи. Подавляющее большинство педагогов говорят, что курс нравится обучающимся".

Более того, ОРКСЭ заинтересовал старшеклассников.

"Есть интерес в старших классах. Дети подходят, спрашивают: "Почему у нас такого предмета нет? Мы бы тоже хотели", – сказал Санникова.

Не исключено, что в будущем так и случится. Как сообщила заместитель директора Центра развития образования и региональный тьютор Наталья Волкова, все чаще "ведутся дебаты о возможном расширении данного курса как в сторону 1-го класса, так и 10-го, отстаиваются варианты изучения ОРКСЭ на протяжении всех 10 лет". И как вам такая идея?

Лидия Панасюк

Комментарии

Leopol'd
2012-12-03 09:36:19
Давайте уж доведем идею до логического завершения. Поменяем местами основное и вспомогательное. С понедельника по пятницу преподавать религиозную культуру, а в воскресной школе всё остальное. Попы будут довольны, паства будет прирастать.
Анна Завьялова
2012-12-02 20:16:41
В финно-угорской школе им. Э. Леннрота эти "основы" уже отняли учебный час языка.
Интендант 2 ранга
2012-12-02 18:12:38
Несомненно, следует расширить преподавание предмета и в старших и в младших классах. У старшеклассников отнять по часу от алгебры и физики, у первоклашек - от чтения и математики. Такими они вырастут толерантными!
куку товарищ
2012-12-02 17:59:28
Когда же этот бред кончится? Вроде образованные люди, а пишут МКХ - вы считаете, что все читатели знают что это за хрен такой? Неужели трудно писать нормально? Я лично из всех аббревиатур использую только КПСС). Эту хоть все действительно знают. Ну, и НАТО какое-нибудь))
Гость
Выбор читателей

Аналитика

16.10.2017 10:20
Капитал
Этой осенью олонецкая молочная продукция дебютирует в новой упаковке.
16.10.2017 09:18

Чтиво

16.10.2017 11:12
Личное мнение
Почему будущая президентская кампания вгоняет петрозаводскую интеллигенцию в депрессию и отчаяние.
12.10.2017 16:27

Опрос

Кто должен стать следующим детским омбудсменом Карелии?

Афиша