Сколько стоит ЕГЭ

Аналитика. Тема недели
11:54, 06 Июня 2013

В этом году ЕГЭ опять сопровождается многочисленными скандалами. Варианты за сутки уже в Интернете, дети приходят на экзамен с заранее решенными заданиями. В общем, не проверка знаний, а очередной фарс. И это фарс – лишнее подтверждение тому, что коррупция в сфере образования с введением ЕГЭ никуда не делась, а, скорее, наоборот, увеличила свои масштабы.

Сколько стоит ЕГЭ и что на самом деле происходит при сдаче экзаменов и за несколько часов до того, как 11-классники входят в классы, – читаем в материале нашего постоянного автора, педагога Вадима Слуцкого.

– Есть такая хохма, советских ещё времен: «Сверху дали добро. Внизу зло выругались, но пошли исполнять. Вот так добро побеждает зло!»

К сожалению, в нашей великой и удивительной стране любые новшества вводятся именно таким образом. И поэтому неизбежно терпят крах. Точно так же произошло и с единым государственным экзаменом – ЕГЭ. С каждым годом становится всё очевидней, что затея эта не слишком удачная.

Напомню, есть два основных аргумента за ЕГЭ. Первый – объективность. Это тестовый экзамен, а к решению тестов невозможно подготовиться в том же смысле, в каком готовятся отвечать на заранее известные вопросы экзаменационных билетов. То есть, просто вызубрить нельзя: всё-таки требуются знания и сообразительность. Тесты проверяет компьютер, что устраняет субъективное отношение учителя к ученику. Второй – нет вступительных экзаменов в вузы. Летом абитуриенты могут спокойно выбрать учебное заведение (причем, они вправе подавать документы сразу в несколько вузов) и просто отдохнуть.

Обязательным ЕГЭ стал в 2009 году. И сейчас уже можно сказать: второй аргумент – действительно убедительный. Этой цели удалось достичь, и так действительно лучше. А вот первая цель – объективность – оказалась недостижима. Почему?

Задания ЕГЭ (так называемые КИМы, контрольные измерительные материалы) стандартные, единые для всей страны. Составляет их ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений). С точки зрения чиновников – это хорошо. Полная стандартизация и единообразие. Но дело в том, что КИМы всегда становятся известны ДО ЭКЗАМЕНОВ. Обычно – за день-два. Их активно продают в Интернет (как правило, через социальные сети), и это настоящие КИМы. Правда – без ответов. Но, разумеется, за сутки до экзамена несложно найти человека, который, опять же, за деньги, правильно решит все тесты. Да, там много вариантов. Но все их можно решить за несколько часов, даже если это делает один человек.

Ко мне дважды обращались мои ученики – примерно за сутки до экзамена – с просьбой решить КИМы по русскому. В одном случае звонил не сам ученик, а его родители. Это было здесь, в Петрозаводске. Предлагали 15 тысяч за это. Я отказался. Но не сомневаюсь, что многие другие соглашаются. Так сдают экзамены тысячи выпускников.

Я учитель русского языка и литературы. Постоянно, причём, непосредственно с 2009 года, приходится слышать от коллег, что тот или иной их ученик – замшелый троечник – блестяще написал ЕГЭ. Как это может быть? Часто это достигается именно так: КИМы покупают до экзамена. Насколько мне известно, в Москве КИМы на один ЕГЭ (например, по русскому или по математике) – за сутки до экзамена – стоят примерно 10 тысяч рублей. Это по московским меркам – очень по-божески. То есть просто очень дёшево.

Каким образом, через какие дыры утекают КИМы, до сих пор не выяснено. Более того, сама эта проблема замалчивается. Очевидно только то, что практически невозможно предотвратить эту утечку, потому что это замечательный бизнес. Представьте себе, что вы знаете КИМы за сутки до экзамена, который сдают сотни тысяч выпускников, и вы их продаёте, как горячие пирожки, – по 10 тысяч за штучку, и у вас их купили, допустим, 300 человек, что совсем немного. За сутки можно – используя несколько социальных сетей – продать и больше. И это будет 3 миллиона рублей. С КИМами имеют дело очень многие люди, не только их составители и не только педагогические чиновники, но и, например, сотрудники типографий. Почти невозможно отследить, где, на каком этапе эта система даёт информационную течь. Да никто пока к этому и не стремится, потому что сначала нужно признать саму проблему – а этого делать совершенно не хочется.

На ЕГЭ нельзя проносить мобильные телефоны, планшеты – в общем, ничего нельзя проносить. Однако БОЛЬШИНСТВО моих учеников сдают ЕГЭ, имея при себе мобильный телефон. Дело в том, что у уважающего себя современного молодого человека всегда 2-3 мобильника. Один старый, второй (а то и третий или четвёртый) поновее. Старый – сдаётся при входе на экзамен. Тот, что посовременнее, поновее – при себе. Обыскивать выпускников никто не имеет права. Не выпускать в туалет – тоже. В туалете, разумеется, нет никакого видеонаблюдения, никакого контроля. Так что человек спокойно решает тесты, те, что решить не может, записывает бисерным почерком на ладошке или ещё где-то (иногда даже – в самом телефоне), потом выходит в туалет (иногда – не один раз: это не запрещено), звонит своему репетитору, маме или папе, старшему брату и т.д. – и узнаёт правильный ответ. Так делают очень многие. Попадаются единицы. В основном, это рассеянные люди, которые просто забывают выключить телефон, и он трезвонит прямо в аудитории. Таких засыпавшихся на всю страну – максимум, сотни. Проносят же телефоны и даже планшеты – по-видимому, десятки тысяч. С этим тоже невозможно ничего сделать, и эта проблема также замалчивается.

Наконец, сами тесты. Я готовлю к ЕГЭ по русскому, и могу засвидетельствовать: они очень разные по уровню сложности. Очень часто попадаются такие тесты. 4 варианта – из них нужно выбрать один, правильный, и отметить крестиком. Из этих 4 вариантов 2 – очевидно неверные. То есть – любому, извините, идиоту ясно, что их надо исключить. Остаётся выбрать верный ответ из 2 вариантов. А это можно сделать просто случайно, не зная на самом деле правильного ответа. Так что элемент везения – или невезения – огромный, гораздо больше, чем на обычном экзамене.

Попадаются и другие тесты – в которых допускаю ошибки Я САМ. Так было неоднократно: и во время подготовки к ЕГЭ, и во время самих ЕГЭ (когда я от нечего делать решал тесты вместе с учениками). Мне 50 лет, я филолог, учитель русского языка. Если я могу ошибиться, решая эти тесты, то почему не может 18-летний выпускник, который не собирается быть филологом? И что это за тесты такие, что они дают: какие знания и умения проверяют? Бывают варианты, где таких тестов – в которых может ошибиться кто угодно – нет совсем. Бывают такие, где их полным-полно. Почему так – неизвестно. О какой объективности тут можно говорить?

Наконец, как опытный репетитор могу сказать: то, что человека, извините, натаскали решать тесты, совершенно не значит, что он хорошо знает русский язык. У меня сдавали на 80 и больше баллов (это отличный результат, который из 40-летних взрослых людей покажет в лучшем случае 5-6 человек из 100) чрезвычайно слабые выпускники, которые «в обычной жизни» писали слово НОЧ (в смысле – ночь) без мягкого знака, слово ЗДАЛ (сдал) с букой «з», а какая у них речь – я уже не говорю. И они получали высокие баллы – ЧЕСТНО. Правда, после многочисленных занятий, на которые их родители тратили многие тысячи рублей. Один такой молодой человек, который у меня занимался, поступил в Академию ФСБ: престижнейший московский вуз. Я могу засвидетельствовать: это очень симпатичный молодой человек, но пускать его близко к ФСБ или чему-то подобному нельзя, потому что у него очень слабый интеллект. Но он поступил. Я год с ним занимался, по 2 раза в неделю, и он получил 83 балла – ЧЕСТНО. У него даже не было с собой мобильника. В то же время у меня же был скандальный случай, когда очень способная, умная девушка, почти 4 месяца готовившаяся со мной к ЕГЭ, написала на 65 баллов: а это очень плохо. Почему она так написала, неизвестно, и она сама не понимает. Какая объективность? О чём тут можно говорить?

Если на экзамене по русскому языку выпускники будут писать просто сочинение на свободную тему, причём темы будет предлагать не ФИПИ, а тот учитель, который проводит экзамен (не в своих классах, разумеется, и не в своей школе: кто куда пойдёт – это пусть решают чиновники, а учителя могут узнать об этом в день экзамена, за 2 часа до его начала) – никакие утечки будут невозможны. Потому что если информация станет известна, всем будет ясно: этот учитель её и разгласил, потому что никто, кроме него, и не знал этих тем. Сочинение на свободную тему на самом деле даёт исчерпывающую информацию о том, насколько его автор владеет языком: как в смысле умения мыслить, оформлять свои мысли, так и в смысле грамотности. Казалось бы, так просто. Но чиновников это не устраивает: не будет им работы, их роль не будет такой значительной.

На самом деле, с самого начала большинство профессионалов были против ЕГЭ, и я в том числе. Но кто нас спрашивал? Кому мы нужны? Мы же по-прежнему «живём, под собою не чуя страны». И по-прежнему – как при Сталине – «наши речи за десять шагов не слышны». Я начальник – ты дурак. Ты начальник – я дурак. Нам остаётся одно: готовить к ЕГЭ. Мы это добросовестно делаем, а потом наши ученики – бывшие двоечники – станут директорами ФСБ и устроят нам весёлую жизнь. Такая вот забавная у нас страна.

Впрочем, у меня такое впечатление, что ЕГЭ не достигает первой из заявленных целей – объективности, потому что те люди, которые ЕГЭ придумали и проводят в жизнь, к этой цели на самом деле и не стремятся. Они её провозгласили, но в действительности у них какие-то другие цели, о которых они вслух не говорят. И этих – действительных – целей они вполне достигают. Поэтому ЕГЭ они довольны. А то, что недовольны мы: какое это имеет значение? Их дети вообще не учатся в России: они – всё больше по Оксфордам и Кембриджам. Какое же дело их папам и мамам до объективности российского ЕГЭ? И может ли быть иначе в стране, где власть всегда ведёт себя как оккупационная, презирает собственный народ, не считается с ним, а народ, со своей стороны, считает такое положение вещей естественным и неизбежным?

Почему-то именно в этом году поднялся дикий информационный шум в связи с нарушениями в ходе ЕГЭ. Блогосфера и Интернет-СМИ трещат по всем швам от сообщений о массовом списывании, о появившихся в сети до начала экзаменов КИМах. Так и хочется спросить словами одного из героев А.С.Макаренко: «Из-за чего шум поднявся?» Разве мы только сейчас открыли, что наши школяры в массовом порядке списывают и всячески мухлюют на контрольных работах и экзаменах? А мы сами, когда были школьниками, – не списывали? Почему школьники не списывают, например, в Финляндии? Видимо, финскому школьнику интересно узнать РЕАЛЬНЫЙ результат, и он не стремится обманывать: это ему не нужно. У нас тоже есть такие люди, с чувством собственного достоинства, – вот только они не составляют большинства. Разве ЕГЭ создал проблемы нашей школы и нашего общества? Нет. Он их только явно высветил. Склонность добиваться своего обманом, хитростью, стремление не занять в жизни своё место, не делать то, что ты можешь делать хорошо, а пролезть повыше и получше устроиться. Разве всё это появилось именно сейчас? Стоит задуматься над тем, в чём вообще наши дети видят цель школьного обучения. И что представляет собой наша школа, если ученики её не уважают и готовы на каждом шагу ловчить, врать, как лукавые рабы, а не свободные люди? А мы – свободные люди? Если позволяем так издеваться над своими детьми?

Действительно, ЕГЭ дал возможность выбора выпускникам, освободил им лето. Но зато 11-й класс для многих превратился в ад: школа + 2-3 репетитора по основным предметам. Как это можно выдержать, я никогда не мог понять, – а это сейчас обычное дело. Так что, как правильно говорил великий русский афорист Виктор Черномырдин: «Хотели как лучше – а получилось как всегда». Да, тестовые экзамены сдают в большинстве стран мира. Однако бездумное копирование никогда не приводит к положительным результатам. Пока ЕГЭ – это скорее зло. Можно ли его усовершенствовать, трудно сказать. И как это сделать? Как докричаться до наших начальников? Проблема наша – не в ЕГЭ. У нас проваливаются любые реформы. Ясно одно: если мы будем продолжать жить по принципу «Наши хаты – с краю» – будет становиться всё хуже и хуже. К сожалению, Россию пока по-прежнему населяют люди, в подавляющем большинстве ощущающие себя не субъектами, а объектами социальной жизни, пассивно её претерпевающими. И, что самое любопытное – и самое печальное – это их вполне устраивает. Так ведь жить легче. Но это наша страна. И навести в ней порядок – можем только мы сами.

Вадим Слуцкий

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей