Аналитика. Политкухня
09:31, 02 Октября 2013

Как потратить деньги?

По разные стороны границы по-разному подходят к проектным средствам

Вопросам приграничного сотрудничества в Карелии уделяют пристальное внимание. В республике стараются участвовать во всех проектах. Программа приграничного сотрудничества «Карелия», например, объединила две предыдущие международные программы Евросоюза – «Интеррег» и «Тасис», в которых карельская сторона участвовала с 1996 года – с момента вступления Финляндии в ЕС. За это время в республике было реализовано свыше 60 проектов на общую сумму около 40 миллионов евро. В их числе – строительство международного автомобильного пункта пропуска «Суоперя» в Лоухском районе, канализационных очистных сооружений в Сортавале и визит-центра национального парка «Паанаярви».

Один из самых последних весомых проектов приграничного сотрудничества – развитие овцеводства в Калевальском районе. Его стоимость – 75 тысяч евро. Часть вложила поселковая администрация в виде стройматериалов, оплаты электроэнергии и зарплаты рабочим. Проект был предусмотрен, как социальный, – благодаря ему удалось трудоустроить несколько человек, создать на ферме бригаду.

В проекте «Города у воды» заняты два российских и два финских города, это Петрозаводск и Сортавала, Йоэнсуу и Китее. Главная цель – повышение экономической привлекательности территорий, создание всей необходимой инфраструктуры для удобного проживания и отдыха людей. Бюджет проекта – 610 тысяч евро, 10 процентов оплачивают сами участники программы, остальное делится пополам, одна часть финансируется ЕС, вторая – делится еще пополам между Российской Федерацией и Финляндией.

Деньги выделены, но стороны по-разному их тратят. В Петрозаводске представили

план по развитию набережной полосы вдоль Онежского озера. В проекте архитекторов предлагается всю прибрежную территорию сделать единой, исключив лишь земли неработающего судостроительного завода «Авангард». Чтобы обойти их, можно, по замыслу специалистов, использовать водные трамвайчики. А вообще это будет единый комплекс, разбитый на несколько участков. Так вот, в районе набережной Варкауса планируется активная жилищная застройка, окруженная парковой зоной, где будет даже 30-этажное здание, такого небоскреба в Петрозаводске еще нет. По мере движения к центру этажность будет уменьшаться, появятся торговые комплексы, ресторанчики и клубные заведения, физкультурные объекты, пешеходные и велосипедные дорожки. Будут небольшие причалы, стоянки для лодок и яхт. Только одного жилья планируют построить в районе набережной порядка 600 тысяч квадратных метров, не говоря уже о предприятиях торговли и спортивных сооружениях, развлекательных центрах.

Словом, на бумаге получается супер-город. Проблема в другом: где взять деньги? Для этого потребуется несколько миллиардов рублей. А вот в городе Йоэнсуу подошли к проектным средствам по-другому. Не стали представлять неподъемные проекты, выбрали мероприятия, которые менее всего затратны. В финском городе уже начали строить пешеходный мост в рамках проекта «Город у воды», чтоб жители противоположной части могли быстрее добираться в центр.

– Мы сохранили и благоустроили участок на берегу реки, где жители привыкли полоскать ковры и дорожки. А чтоб им было удобнее, соорудили рядом специальные ванны и даже приспособление для выжимания ковров, провели сюда водопровод, – отметил руководитель проекта с финской стороны Александр Яскеляйнен.

Среди основных направлений в области приграничного сотрудничества – взаимодействие в сфере экологии, образования, укрепление социально-экономических и культурно-гуманитарных связей между регионами, а также развитие приграничной инфраструктуры. Сегодня на территории Карелии, например, работают пять автомобильных и два железнодорожных международных пунктов пропуска. Однако этого явно недостаточно.

– Пассажирский и транспортный потоки растут быстрыми темпами, ежегодно они увеличиваются на 15-20 процентов. А резервы увеличения пропускной способности сегодня отсутствуют, – заявил министр экономического развития региона Валентин Чмиль.

Но не только неразвитая транспортная инфраструктура мешает сотрудничеству. Как отмечали на IX ежегодной международной конференции «Приграничное сотрудничество: Российская Федерация, Европейский союз и Норвегия», которая прошла в Петрозаводске, недостаточно средств выделяется на международные гранты, количество желающих значительно больше. Кроме того, не прописаны правила для участия в международном сотрудничестве представителей бизнеса -

нет единой правовой основы для участников приграничного сотрудничества. По словам депутата Госдумы, первого заместителя председателя комитета Государственной Думы РФ по проблемам Севера и Дальнего Востока, заместителя председателя Парламентской конференции Балтийского моря Валентины Пивненко, у каждой страны свои законы и иногда какие-то важные проекты противоречат им, странам трудно найти пути решения. Поэтому необходим единый правовой акт. Но пока такого документа нет.

– Я уверен, что необходимо выбирать общие стратегические проекты, которые бы позволяли в полной мере использовать потенциал приграничных территорий, – говорит вице-спикер Законодательного собрания Карелии Сергей Пирожников. – А в регионе развивать транспортную инфраструктуру, создавать комфортные условия для иностранных инвесторов. Тогда обе стороны будут заинтересованы в сотрудничестве и развитии территорий по обе стороны границы. И, как признается Сергей Пирожников, ему представляется более правильным не фантазировать, рисуя неподъёмные проекты (как в случае с «Городом у воды» произошло – нет у российской стороны денег, чтобы вложить в проект миллиарды рублей, и не будет!). Как показывает собственный опыт, даже осилить строительство одного Гоголевского автомобильного моста в Петрозаводске не удается многие годы без поддержки федерального центра. Поэтому нужно действовать как практические финны, считает Пирожников, и что-то реально полезное делать сегодня, а не парить в мечтах, оторвавшись от земли. Все проекты международного сотрудничества должны завершаться реальным результатом, убежден депутат.

Андрей Кузнецов

Комментарии

romeo
2013-10-02 10:24:17
Проблема будет в одном - в жильцах города, которым как всегда будет невыносимо терпеть стройку, собак выгуливать будет негде, да и старые постройки как всегда будут представлять жуткую историческую ценность эпохи ХХ века. Да и само преображение города может негативно сказаться на общем "архитектурном" виде города. А вот, забыл, в том месте где пройдёт стройка идёт нерест пяти игольчатой колюшки, гибель которой приведет к вымиранию всей популяции пресноводной рыбы на Северо-Западе России и как следствие голоданию на территории Республики Карелия и исходу её жителей в соседние регионы.
Гость

Аналитика

Сегодня 11:31
Политкухня
Политолог Олег Реут о том, почему наблюдатели за выборами объединяются на непартийной основе.

Чтиво

22.05.2017 10:21
Личное мнение
Главные события минувшей недели в обзоре журналиста Евгения Белянчикова.

Опрос

Что должно быть на Онежской набережной?