Юрий Савельев: "Картина складывается не радужная"

Аналитика. Капитал
12:59, 04 Июля 2014

Директор института экономики КарНЦ РАН Юрий Савельев о том, как внешние политические и экономические изменения могут отразиться на Карелии.

Еще более 100 лет назад В.И. Ленин сказал, что "политика есть самое концентрированное выражение экономики". С тех пор актуальность этих слов не только не уменьшилась, но многократно усилилась. События последних двух лет, происходящие в политической и экономической сферах, ярко об этом свидетельствуют. Наивно полагать, что процессы, происходящие на мировой и российской арене, не способны серьезно влиять на экономику Карелии. Вот лишь несколько примеров.

 

Влияние экономических санкций против России имеет сразу несколько аспектов. Первый аспект – высокая зависимость российских компаний от зарубежного капитала. Сегодня крупные российские компании и банки кредитуются за рубежом. Объем их внешнего долга – более 650 млрд долларов. Экономические санкции направлены, в первую очередь, на закрытие доступа российским компаниям и банкам к внешним кредитным ресурсам. Неизбежным результатом этого будет налоговая оптимизация, сворачивание инвестиционных проектов крупных российских компаний в (непрофильных) регионах. В ряде регионов этот процесс уже начался. Он вполне может затронуть и Карелию.

Второй аспект – сокращение импорта машин, оборудования, продуктов питания, высокотехнологичных продуктов. Результатом этого будет опережающий рост цен на импортные товары в Карелии, сложности с поставкой импортного оборудования, удорожание инвестиционных проектов. В принципе, это уже происходит. Есть и еще один нюанс, носящий негативный характер для Карелии. Правительством России в последние три месяца разрабатываются меры государственной поддержки импортозамещающих производств. Но беда в том, что в Карелии сегодня нет возможностей для развития импортозамещающих производств, а в структуре импортируемых товаров отсутствуют карельские аналоги, которым можно было бы оказать господдержку. Поэтому напрямую мерами господдержки импортозамещающих производств в Карелии воспользоваться будет не так-то просто.

Третий аспект. За последние 2 месяца введение санкций отразилось на резком снижении ликвидности крупнейших российских банков. Прирост корпоративного кредитного портфеля в 1,8 трлн руб. с начала 2014 года сопровождается оттоком депозитов из банков, который с начала года составил 344 млрд руб. Отношение кредитов к депозитам в российских банках уже составило 108%. Центробанк же пока не спешит оказывать поддержку банкам. В результате следует ожидать роста ставок по кредитам (3 июля Сбербанк уже поднял ставки по ипотечным кредитам), уменьшения числа крупных корпоративных и ипотечных кредитов, что, в свою очередь, также заставит крупные компании пересмотреть свои инвестиционные планы.

 

Изменения в российском налоговом законодательстве. Главное изменение, которое затронуло Карелию – это создание консолидированных групп налогоплательщиков. Поправки в Налоговый кодекс РФ (в главу 3.1, статьи 25.1–25.6) вызвали массовый отток крупнейших налогоплательщиков из Карелии. В результате в 2013 году бюджет республики потерял более 3 млрд руб. Но это только полбеды. Одновременно, удельный вес убыточных предприятий в 2013 году увеличился и составил 45%, а сальдированный финансовый результат уменьшился в 1,4 раза по сравнению с 2012 годом. Какой из этого можно сделать вывод? Сегодня в Карелии нет замены налогоплательщикам, уходящим из республики. Крупные инвестпроекты могут дать эффект лишь через 5–10 лет, а малый и средний бизнес уходит "в тень" или из Карелии по причине ухудшения предпринимательского климата и высоких трансакционных издержек.

 

Экономическое влияние присоединения Крыма. По словам министра экономического развития России Алексея Улюкаева, расходы федерального бюджета на федеральную целевую программу по поддержке Крыма и Севастополя до 2020 года составят от 800 млрд до 1 трлн рублей. Объем привлекаемых внебюджетных инвестиций составит 1,5–2 трлн рублей. В условиях сложной ситуации с федеральным бюджетом финансирование этих расходов частично будет осуществляться за счет сокращения других. Например, в апреле 2014 года уже принято решение о пересмотре приоритетных инвестиционных проектов в ряде российских регионов. Сокращены инвестиции в крупные инфраструктурные проекты в Мурманской области, Краснодарском крае, Якутии, Новосибирской области. И эта тенденция продолжится. Пересмотр инвестиционных приоритетов может затронуть и Карелию. Особенно это касается инфраструктурных проектов в сфере дорожного строительства, морских портов на Белом море, развития энергетической и газовой инфраструктуры.

 

Девальвация национальной валюты и вхождение российской экономики в рецессию. Девальвация рубля в I квартале 2014 года привела к резкому сокращению производства в компаниях, использующих импортные сырье и компоненты. Снизился импорт машин и оборудования. Рост импортных цен отразился на росте инфляции (с начала 2014 года она составила уже 8%). Темпы экономического роста в России в 2014 г. снизились фактически до нуля – экономика перешла в рецессию. Результатом этого является рост потребительских цен, снижение уровня жизни населения, рост затрат и дальнейшее снижение прибыли предприятий. Карельские предприятия лесного и горного комплекса работают в основном на импортном оборудовании, а форелеводство зависит еще и от импорта посадочного материала и кормов, которые уже значительно выросли в цене. Наблюдается и изменение структуры потребления населения. Падает спрос на ипотечные кредиты и дорогостоящие товары (например, автомобили).

Для полноты картины к внешним рискам надо добавить и целый ряд внутренних ограничений и проблем, снижающих инвестиционную привлекательность и устойчивость карельской экономики. К ним следует отнести отток населения, деградацию структуры трудовых ресурсов (замену высококвалифицированных работников низкоквалифицированными мигрантами), деградацию структуры экономики, быстрый рост государственного долга бюджета Карелии, сопровождающийся снижением прибыльности предприятий и сокращением поступления налогов, опережающий рост тарифов и издержек, влияющий на ухудшение предпринимательского климата, низкую эффективность мер господдержки инвестиций и др.

Из всего вышесказанного складывается, мягко говоря, не радужная картина. Но вместе с тем, знание и понимание проблемы – это уже половина ее решения. Многое зависит от оперативности работы правительства Карелии и понимания всей полноты вновь возникших проблем. Представляется, что в сегодняшней ситуации всецело делать ставку в экономической политике на привлечение крупных внешних инвесторов (как частных, так и государственных) достаточно рискованно. При том, что внутренний экономический и инвестиционный потенциал местного бизнеса и населения фактически остается не востребованным.

Для того, чтобы справиться с этими угрозами, Карелии нужны реальные (а не формальные) стимулы для развития предпринимательства и повышения инвестиционной активности, понятные и прозрачные "правила игры", предсказуемость условий ведения бизнеса. Создать такие условия можно только за счет организации постоянного открытого диалога органов власти, местного самоуправления, бизнеса и экспертного сообщества. А начать его следует с выработки понятной долгосрочной экономической стратегии, согласованной со всеми группами интересов и мотивирующей их на достижение общих экономических целей. Как эта стратегия должна строиться и что она должна содержать – это предмет следующей статьи.

Юрий Савельев
Директор Института экономики КарНЦ РАН,
доктор экономических наук

Подписаться
А вы знали? У нас есть свой Телеграм-канал.
Все главное - здесь: #stolicaonego

Комментарии

Уважаемые читатели! В связи с напряженной внешнеполитической обстановкой мы временно закрываем возможность комментирования на нашем сайте.

Спасибо за понимание

Выбор читателей